Развитие произвольного внимания на уроках у младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе с младшими школьниками проблема внимания является наиболее актуальной. В школе и дома постоянно раздаются жалобы на "невнимательность", "несобранность", отвлекаемость ребёнка. В данной статье раскрывается ощее понятие внимания; роль внимания в формировании личности школьника и его особенности; методические основы формирования.Раскрываются роль, сущность и специфика работы дидактической игры и игровых упражнений для развития произвольного внимания. Приведены примеры видов работ для развития произвольного внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnogo_vnimaniya_mladshih_shkolnikov.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие произвольного внимания на уроках у младших школьников».
Глава I. Общее понятие «Внимание и его роль в формировании
личности школьника».
§ 1. Сущность внимания.
«Внимание есть именно та дверь,
через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
К.Д.Ушинский.
Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности
на одних предметах или явлениях действительности при одновременном отвлечении от других.
Внимание представляет собой особую динамическую характеристику деятельности, ее необходимую сторону. Объектом внимания могут выступать как воздействия внешней среды, так и собственные мысли, переживания, действия.
Внимание бывает:
- внешнее, направленное на окружающих нас людей, предметы и явления;
- внутреннее, направленное на наши мысли.
Кроме внешнего и внутреннего, внимание бывает:
- непроизвольным, когда человек, неожиданно для самого себя, вдруг обращает на что-то свой взгляд или слух, сосредотачивается на чем-то;
- произвольное, когда человек знает, что ему нельзя отвлекаться, и понимает, что без этого дело не будет сделано.
§ 2. Роль внимания в формировании личности школьника.
Внимание - одно из уникальнейших свойств, психики человека, оно тесно связано с памятью и мышлением, без него невозможна ни учеба, ни работа. Если внимание развито плохо, то это существенный недостаток человека.
Внимание проявляется повсюду. Внимание необходимо пешеходу при переходе улицы и помогает шоферу вести машину по дороге. Как без помощи внимания выбрать необходимый товар, чтобы сделать покупку в магазине, расплатиться с продавцом? Без внимания нельзя оценить правильно предметы, узнавать людей, выполнять домашние задания, работать на уроке. Понимать вопросы учителя, сравнивать разные вещи, мысли и делать выводы из них. Никакое дело не может быть выполнено успешно и четко без должного внимания. Надо быть внимательным к окружающим людям, чтобы не обидеть их. Не будучи внимательным, не выиграешь ни в одной игре.
Внимательный ученик отличается тем, что умеет заставить себя отвлечься от всего второстепенного и сосредоточиться на чем-то самом главном. Такому ученику легче дается понять объяснение учителя. Он его быстрее запоминает, и ему не понадобится много усилий при подготовке уроков.
Таким образом, внимательность обеспечивает ученику легкость в его учебной деятельности.
В материалах ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие инициативы, ответственности личности как условия её самоактуализации», то есть стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, в том числе и познавательных способностей.
В ходе развития внимания развиваются такие важные свойства, как:
- устойчивость внимания (длительность сосредоточения внимания на предмете). Она показывает как долго ученик может пристально следить за чем-то, выполнять какую-нибудь работу.
- концентрация внимания (степень сосредоточенности внимания на предмете).
- распределение внимания (состояние, которое бывает при одновременном выполнении двух или нескольких действий). Необходимое условие успешной деятельности во многих профессиях.
- объем (большой объем внимания помогает безошибочно решать примеры, состоящие из многозначных чисел, решать задачи в несколько действий.
- Переключение внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой). Свойство переключаемости позволяет легко ориентироваться в окружающем мире. Без него невозможно перейти от одного вида работы или предмета к другому.
Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность.
§3. Особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Дошкольник, принимаемый в первый класс, уже имеет достаточно определенное представление о мире. Современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, радио, видео, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Таким образом, к нам приходят дети с более развитым воображением. Визуальным мышлением, наглядно-образной памятью, неустойчивым восприятием и непроизвольным вниманием.
Младший школьник еще не может самостоятельно управлять своим вниманием и чаще всего оказывается во власти внешних впечатлений. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, трудности в смене деятельности.
Внимание младшего школьника.
Непроизвольное преобладает | Произвольное развивается |
Развитие | Цель деятельности |
Мышления Интереса от к
↓ ↓ ↓ ↓
сосредоточенность увлечение выполнения целям, которые
на понятном деятельностью целей, которые ставит сам уче-
ставит взрослый ник; контроли-
↓ ↓ рует их выпол-
нение
Внимательность |
Развитие ответственности за усвоение знаний |
↓
Внимательность |
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ |
К приходу в школу ребята обладают следующими свойствами внимания:
Свойства внимания | |||
Объем | Распределение | Переключение | Устойчивость |
2 – 3 объекта | Слабое. Может быть непонимание смысла прочитанного. | С трудом переключает внимание с одного объекта на другой. | Легкая отвлекаемость, причины:
|
Глава ІІ. Методические основы формирования произвольного внимания.
§ 1. Методика построения уроков.
Сосредоточенность и устойчивость внимания младших школьников развиваются в работе, требующей умственной и двигательной активности. Это происходит тогда, когда:
- Учащийся занят умственной деятельностью (реализация анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслительных операций).
- Изучаемый материал доступен пониманию учащихся.
- Изучаемый материал вызывает сильные переживания.
- Изучаемый материал интересен учащимся и соответствует их потребностям.
Дети, приходящие в первый класс, обладают неустойчивым вниманием. Поэтому я, продумывая уроки, опираюсь на него, не забывая и о формировании навыков произвольного внимания. Я понимаю, что этот процесс длительный и не завершается за 1 год. Поэтому я не говорю ученикам в начале обучения: «Вы пришли учиться, и обязаны слушать, запоминать, писать и т.д.».
Непроизвольное внимание пассивно. Но именно оно помогает без нажима, без команды вовлечь учеников в какой-либо вид деятельности.
Ненасильственным вовлечением детей в учебный процесс является игра, как эффективный методический прием, совмещающий в себе использование непроизвольного внимания у детей, участвующих в игре, занятых ею (элементы соревновательности, неизвестность конечного результата) и познавательных способностей детей, одновременно развивая произвольное внимание.
§ 2. Роль и сущность дидактической игры и игровых упражнений.
…Обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогою и взаимно поддерживать друг друга… Игры особенно способны развивать активную сторону человеческой природы, столь же активность ума, сколько чувства и волю.
П.Ф.Каптерев.
Дидактическая игра является ценным средством восприятия умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Дидактические игры по структуре делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только элементы игры.
В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыть сюжетом. Ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно.
По характеру познавательной деятельности игровые упражнения можно разделить на группы:
- Игры, требующие от детей, исполнительской деятельности. (С помощью этих игр дети выполняют какое-то действие).
- Игры, требующие воспроизводящей деятельности.
- Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.
- Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
§ 3. Специфика работы с дидактическими играми.
Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требует большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, задание, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять, роль контролеров, судей, учителя и т. д. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны и красного цвета с другой) или разрезные цифры, буквы. Когда вызванные ученики дают ответ, учащиеся, сидящие за партами, показывают ответ либо разрезными цифрами, буквами, либо сигнальную карточку. Сигнальные карточки служат средством активизации детей на уроке. В игры можно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей.
С большим тактом надо отнестись к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать, что он не стал еще «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать после игры, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.
Присущие игре адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая, коррекционно – развивающая и др. функции должны быть осознанны и освоены педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумным включении игры в учебно – воспитательную работу с детьми.
Глава § 4. Виды работ для развития произвольного внимания.
Дети очень часто, придя в школу, не понимают, что закончился дом, и началась школа. Для этого я использую ритуал.
«Как собираешься в школу».
- Спал.
- Проснулся.
- Потянулся.
- Умылся.
- Сделал зарядку.
- Оделся.
- Позавтракал.
- Взял портфель.
- Оделся.
- Пошел в школу. (Хлопки «Здравствуй, школа!»)
- Одел сменную обувь.
- Поздоровался с друзьями.
- Сели за парту.
Если выполнять в системе, очень хорошо настраивает на учебную деятельность.
Каждый ученик имеет памятку с правилами, которые учат быть внимательными:
- Не надо думать на уроке о постороннем – следует сконцентрировать свое внимание на действиях учителя и ответах одноклассников.
- Проследи, все ли вопросы учителя ты слышишь и можешь ли ты на них ответить хотя бы мысленно.
- Сравни, на каких уроках ты бываешь более внимательным, какие уроки кажутся тебе длиннее, а какие короче. Подумай от кого это зависит: от тебя или от учителя.
- Определи объем внимания, посчитав, сколько предметов одновременно ты можешь заметить или какие действия ты можешь совершать одновременно. Старайся расширять объем своего внимания путем ежедневной тренировки.
А теперь хочу показать, какие я применяю упражнения для развития внимания на уроках.
В зависимости от типа урока и характера самого игрового упражнения, их можно включать в различные этапы урока.
Я использую на уроках:
- уроки-соревнования;
- дидактические игры;
- загадки, ребусы, кроссворды;
- правила в стихотворной форме;
- групповые виды работы;
- сигнальные карточки.
Дидактические игры.
«Лишнее слово».
Цель: развитие произвольного внимания, фонематического слуха.
Игра наиболее эффективна при условии правильно подобранного темпа «подачи» слов. В среднем это 1 – 2 секунды.
Ход выполнения. Ведущий называет группу слов, добавляя к ним через два – три любые другие, не подходящие по смыслу к данной группе. Ребенок ловит «лишние» слова, говорит «Стоп!» и объясняет свой выбор.
«Хлопки».
Цель: развитие произвольного внимания, развитие сенсомоторных навыков и скорости реакции.
«Кто знает, пусть дальше считает».
Цель: развитие произвольного внимания, развитие мышления, сенсомоторных навыков и скорости реакции.
Ход выполнения: Ведущий бросает мяч и называет число, тот кому бросили мяч продолжает считать дальше на пять чисел.
«Не собьюсь».
Цель: развитие произвольного внимания, навыков счета.
Ход выполнения: Ведущий предлагает счет от 1 до 31, но нельзя называть числа, включающие в себя число 3. В этом случае он должен говорить «Не собьюсь».
«День – ночь».
Цель: развитие произвольного слухового внимания и концентрации.
Ход выполнения: Ведущий говорит: «Ночь» и называет ряд действий над числами (у детей глаза закрыты), ребята выполняют вычисления в уме. Ведущий говорит: «День», ребята открывают глаза и называют конечный ответ.
«Перепиши».
Цель: развитие произвольного внимания, а также его концентрации и точности.
Ход выполнения. Ребенку предлагают следующее задание: Перепиши без ошибок следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТТАЛЛАТА
«Сосчитай число ударов».
Цель: развитие произвольного внимания, памяти.
Задание лучше проводить в виде состязания. В процессе занятий необходимо увеличивать количество и сложность предложений.
Ход выполнения. Кто правильно сосчитал число ударов, точно воспроизвел предложение, тот и выиграл.
Инструкция: «Я прочитаю вслух небольшое предложение. Во время чтения я буду не громко стучать карандашом по столу. Вы должны запомнить текст и сосчитать число ударов».
«Корректура»
Цель: увеличение объема зрительного внимания, а также уровня распределения и избирательности внимания.
Ход выполнения. На листе бумаги несколько предложений с пропусками и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом, затем он передает текст соседу, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Игра проводится в парах.
«Найди буквы».
Цель: развитие зрительной концентрации.
Инструкция: Сколько изображено букв (цифр)?
«Найди слово».
Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения и избирательности внимания.
В основе данного упражнения лежит методика Мюнстенберга.
Ход выполнения. Ребенку предлагается среди сплошного буквенного текста найти и подчеркнуть вставленные слова. Например:
Впомьтарлунаиморепывьтрекаичлцлжзведроюжхцгуекымьтмькыфчмэвдзима
На физ. минутках и переменах использую такие игры.
«Пальцы».
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход выполнения: Игроки переплетают пальцы рук, которые лежат на коленях, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» вы медленно начинаете вращать большие пальцы – один вокруг другого, с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы большие пальцы рук не касались друг друга. Необходимо сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность работы пальцами – 2 минуты.
«Нос, пол, потолок».
«Запрещенное движение».
Цель: развитие переключения и распределения внимания.
Ход выполнения. При выполнении ряда движений по командам или показу заранее уславливаются не выполнять одно – два движения. Кто ошибется и выполнит «запрещенное» движение выбывает из игры.
«Камень, ножницы, бумага».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции, интуиции.
Ход выполнения. Участники должны разделиться на пары. Желательно, чтобы все сидели напротив друг друга. Игроки вслух считают до трех. На счет «три» каждый из участников выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень (кулак), ножницы (два пальца), бумага (открытая ладонь). При этом имеются следующие условия: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Победители первого тура вновь разбиваются на пары, проводится второй тур игры.
«Летает – не летает».
«Съедобное – не съедобное»
Цель: формирование произвольного внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов, развитие координации движений.
«Самый внимательный».
Цель: развитие произвольного внимания.
Ход выполнения. Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок расположения игроков. Награда – аплодисменты.
«Успей занять место».
Цель: развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Ход выполнения. Дети образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких – либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удается, то тот, кто остается без места, идет водить.
Использую на уроках ИКТ, которая позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
В наше время существует очень много методической литературы, в которой даются упражнения на развитие произвольного внимания. Важно заниматься развитием внимания систематически, а не от случая к случаю, учитывая способности.
Заключение.
Мои ученики активно работают на уроках, любят свою школу.
На наших уроках не скучно не только ребятам, но и мне самой. Готовясь к урокам, много нового узнала из методической, психолого – педагогической литературы. Среди приемов деятельности, способствующих мотивации учения, есть:
- занимательность изложения;
- необычные формы объяснения материала, вызывающие удивление;
- ситуации спора, дискуссии;
- уроки – соревнования.
Всему этому органически находится место на моих уроках. Они позволяют детям заниматься наукой, не скучая, и играть, на опыте постигая, что умственный труд – это тоже труд. Великий волшебник Интерес способствует развитию у детей внимания, памяти, мышления, творческого воображения, наблюдательности, последовательности, рассуждения и его доказательности.
Список литературы.
- Бруннер Е. Ю. «Лучше, чем супервнимание». Ростов – на – Дону «Феникс», 2006.
- Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А. И. «Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей» - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2000.
- Винокурова Н. Н. «Сборник тестов и упражнений для развития ваших способностей». Учебное пособие. – М.: ИМПЭТО, 1995.
- Волков Б. С. «Психология младшего школьника». М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Выгодский Л. С. «Педагогическая психология» - М.: Просвещение, 1996.
- Гамезо М. В. Словарь – справочник по возрастной и педагогической психологии. Москва «Педагогическое общество России», 2001.
- Гобова Е.С. «Понимать детей – дело интересное». М.: Аграф, 1997.
- Истомина Н. Б. «Активизация учащихся на уроках в начальной школе». М.: Просвещение 2005.
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва «Вако», 2007.
- Елкина В. И. «Развиваем способности ребенка». М.: «Омега», 2002.
- Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2004.
- Калмыкова Е. В. «Игровые технологии обучения в начальной школе: практическое пособие». М.: «Аркти», 2007.
- Конжаревский Ю. А. «Система. Урок. Анализ». Псков, 2006.
- Лазуренко Л. В. «Учим играя». Волгоград: «Учитель», 2007.
- Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов – на – Дону, Феникс, 2003.
- Морозова Н. П. «Учителю о познавательном интересе». М.: Знание, 1999.
- Рогов Е. И. «Я и самопознание». Москва – Ростов – на- Дону «МарТ», 2006.
- Сереброва И. В. «Развитие внимания и логического мышления на уроках». М.: Просвещение, 2003.
- Тутушкина С. П. Практическая психология для педагогов и родителей. Петербург: Дидактика Плюс, 2000.
- «Школа 2100…» Приоритетные направления развития Образовательной программы. Под научной редакцией Леонтьева А. А. Выпуск 4. М.: «Баласс», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников
Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания- для учителей и родителей....
Развитие произвольного внимания у младших школьников
Презентация, в которой представлен материал о том, что такое внимание и упражнения, направленные на его развитие...
Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12» Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Внимание – это сосредоченность, направленность человека на конкретные предметы и явления при отвлеченности от всего остального.Основное условие успешного обучения ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ...
Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности.
Упражнения на внимание...
Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка.
С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с вн...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников.
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников. Содержание занятия направлено на развитие у учащихся познавательных способностей...