Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников
статья (1,2,3,4 класс) на тему

Овчинникова Елена Валерьевна

 

 Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания-  для учителей и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников

Произвольное внимание – это деятельность, выполняемая в русле сознательных намерений, и требует со стороны субъекта волевых  усилий, направляется и поддерживается сознательно поставленной целью.

При психологической незрелости, а так же низкой мотивации на учебную деятельность, одним из способов работы по развитию произвольности внимания младших школьников может стать игровая основа учебной деятельности.

При помощи комплекса дидактических игр снижается гиперактивность и повышается работоспособность, снижается отвлекаемость во время урока. Ребенок лучше концентрирует произвольное внимание на той задаче, которая перед ним поставлена.  Появляется больший интерес ко всему учебному процессу. Лучше усваивается и запоминается изучаемый материал.

Развитие концентрации внимания

Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите и исправьте их за определенное время.» Примеры текстов, для обнаружения ошибок:

а) «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

б) «Старые лебеди склонили перед ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине»

Корректурные задания. 

В корректурных заданиях ребенку предлагается вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые книги, газеты и др.),  ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю)  2—4 месяца.

Инструкция: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков.

Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6—8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок, исходя из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности.

«Найди отличия»

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.

12

4

34

11

20

 7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

20

39

9

13

35

6

17

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение текста до заданного выражения

Детям предлагается читать текст до заранее указанного учителем выражения 

Методика Мюнстерберга 

Б. Ребенку дается бланк с напечатанными на нем 5 строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР

ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ

БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ

ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

«Перепутанные линии»

Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12×7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета. Игра проводится с детьми 6—7 лет по 3—5 мин ежедневно в течение 3—4 недель.

Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой. На обратной стороне записывают пары соединяющихся цифр.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5—10 мин, 2—3 раза в неделю, в течение 1—2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка — «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

Игра «Заметь все»

Раскладываются в ряд 7—10 предметов (картинки), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили, какого цвета каждый из них.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10—15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Письмо инопланетянина.

«Инопланетянин учит русский язык, чтобы прилететь к нам в гости. Это его письма. Они написаны чернилами, которые исчезают на нашей планете через несколько секунд. Вы должны успеть прочесть, запомнить, а потом записать их. » По сигналу «внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. дети должны прочесть и записать:

  1. Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.

Рбвл ктмц

Жкпрч дзнтк

Кптнсц пртк

Лда сказ

Баолари мртьо

Тмить торг

Мкет маез

Пролб прпннео

Апкенепкиа апврерпар

Рогнор пгюолг

 б) стол ваза

 чашка плита

 машина солнце

 конфета чернила

 карандаш пистолет

 телевизор спектакль

 магнитофон автомобиль

 мотоциклист кондуктор

 командировка велосипедист

 в) я бегу что ты?

Дай мне я плыву

Дым идет лень мне

Двор чист один – воин

Что делать? Птица поет

Учение свет делу – время

Все по колено вода в решете

Работа не волк слово – серебро

Счастье в труде всем не угодишь

( карточки рекомендуется показывать в количестве возрастания букв)

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10—15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке — свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров.

Счет с помехой

Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок.

Чтение с помехой

Учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают следующее задание: вычеркивать в тексте одну или две буквы, и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протесты и отказы, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Формирование «внимательного письма» 

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале работы с текстами, содержащими разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Важным моментом является работа со специальной карточкой, на которой выписаны «правила» проверки текста.

1 слоги разделить вертикальной карандашной чертой, затем слоги произносить с четким разделением (голосом) и проверять.

2После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый — правильно, второй — нет, здесь пропущено... переставлено»). 3прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно — неправильно; если неправильно, то разъяснял почему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников.

Нетрадиционные приёмы развития устной речи младших школьников....

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления инди...

Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"

В статье приводятся авторские разработки,  игр, показавших эффективность  в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внима...