Музыкально-ритмическая сценка в начальной школе.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Музыкально-ритмическая сценка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-ritmicheskaya_stsenka_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмическая сценка в начальной школе.
Гаврилова Мария Романовна.
Учитель физической культуры (ритмики)
в МБОУ СОШ № 207
Музыкальный театр-это наглядная форма художественного отражения жизни, основанная на восприятии мира через образы. По своей природе театрально-танцевальное искусство наиболее близко детской ролевой игре самостоятельного функционирования детского сообщества и к 4-му году обучения в начальной школе занимает позицию ведущей внеурочной деятельности детей. Театрально-танцевальная деятельность отвечает психологическим особенностям младшего возраста, удовлетворяет основную потребность учащегося –создаёт условия для проявления его творческой активности.
Музыкально-ритмический компонент театрально-танцевальных сценок расширяет развивающие и воспитательные возможности для учащихся начального звена, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный и танцевальный язык мыслей и чувств. Природная предрасположенность младших школьников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкального, танцевального театрального действа и участию в нём с удовольствием.
Приобщение детей 7 – 11 лет к музыкально-ритмическомй творчеству в условиях общеобразовательной школы осуществляется в рамках работы над созданием музыкальной-ритмической сценки к любому тематическому школьному мероприятию. Это дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. Умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся в дальнейшей жизни.
Процесс создания (постановки) музыкально-ритмических сценок трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкально-танцевальной сценки в рамках тематического школьного мероприятия с детьми школьного возраста является- развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира. Рассмотрим основные этапы создания музыкально-ритмических сценок для учащихся начальной школы.
1 этап
«Выбор тематического направления»
Постановка тематической музыкально-ритмической сценки для учащихся является коллективной работой. Поскольку дети не обладают богатым багажом знаний в данной области, педагог выносит на обсуждение музыкальный и танцевальный репертуар, подходящий к тематике мероприятия, которое планируют проводить в школе для учащихся начального звена, умело направляя процесс подбора материала. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сценарий сценки и ее отработки требуются временные и творческие затраты, лучше, если сценка будет соответствовать теме ближайшего праздника, развлечения. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом и почувствовать свою значимость. Выбор музыкально-ритмической сценки не должен быть случайным.
- во-первых, сюжет сценки должен быть близок к теме ближайшего праздника.
- во- вторых, главные герои должны быть знакомы ребятам.
- и танцевальная постановка под музыку к сценке должна быть поставлена в традициях хореографической школы, что привлечет внимание, как педагога, так и юных артистов.
2 этап
«Знакомство с музыкальным оформлением музыкально-ритмической сценки»
Учащиеся впервые видят музыкально-танцевальные номера для сценки, которые они визуально пытаются запомнить. Танцевальные движения и музыка дополняют друг друга, усиливают впечатления от увиденного.
3 этап
«Кого изображать и как?»
Работа над персонажами сценки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, характеру перевоплощения, выраженного в движениях. Формируется ритмическая и танцевальная музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. В процессе работы, помогает воображение детей, личный опыт ребенка и память. Предложите рассказать и показать, как он представляет себе персонаж сценки. Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируйте и помогайте, подсказывайте наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. Ребенок начинает понимать, что, если хорошо представить предмет, о котором идет речь и выразительно станцевать – то движения запоминаются лучше и быстрее. Взаимодействие с партнерами и участие в сценке становится все более увлекательным. Хорошо зная и представляя своего героя, умея понятно и выразительно перевоплощаться посредством движений, дети с легкостью справляются с мимическим решением образа. Конечно, некоторым все же необходима помощь, чтобы “разбудить” мышцы лица и научить лицо радоваться, печалиться, злиться, хохотать. В этом помогает психогимнастика М.И.Чистяковой. Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкально- танцевальными движениями, через перевоплощение. В ходе работы над исполнением сценки идет работа с солистами (детьми с вокальными и хореографическими данными или перспективой их развития) по разучиванию сольных партий, дуэтов и т.д. Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении сценки развивает музыкальную и опорно-двигательную память. Для поиска пластического решения образа героев сценки просто необходимы занятия ритмической и гимнастической хореографией.
4 этап
«Создание сценического пространства»
Создание сценического пространства требует от учащихся умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны: лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам, с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает танцевальная импровизация, ассоциативное мышление. Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство.
5 этап
«Формирование танцевального состава.»
Учащиеся на протяжении некоторого времени погружались в волшебный мир музыки и танца, сами создавали его, научились смотреть и слушать. За это время сформировались:
- группа солистов;
- танцевальная группа.
Обозначились детские желания, круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. Поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести сценку до зрителя. Учащимся дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится костюмированная репетиция.
6 этап
«Премьера»
Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкально-ритмической сценки. Ученик получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.
Формируется чувство ответственности за общее дело…
…Афиша готова. Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак, премьера! Аплодисменты и сладкие слова благодарности не должны «вскружить» головы маленьким танцорам , впереди новые постановки, а это значит, что нужно продолжать трудиться…
P.S.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что работа над постановкой музыкально-ритмической сценки для школьного мероприятия:
- позволяет развить у детей интерес к музыкально-танцевальной и театральной деятельности;
- способствует личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
- способствует повышению профессионального уровня педагога.
Литература:
1. «Театр в эстетическом воспитании младших школьников»
А. Михайлова. Москва 1975.
2. «Азбука хореографии» Т. Барышникова Издательство: СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКС" Год:1996.
3. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э.Г. Чурилова Издательство:
Москва « ВЛАДОС» 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах
Календарно-тематический план работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...
Математическая сценка для начальной школы.
Это математическая сценка для постановки учащимися начальных классов....
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Статья посвящена вопросам профилактики, лечении и коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии. Особое внимание обращается на особенности музыкально - ритмических занятий, которые помогают вовлек...
Музыкально-ритмическое занятие "Знакомство с музыкальными инструментами "Весёлый бубен".
Достаточно внимания уделено формированию умения слушать музыку, определять средства музыкальной выразительности музыки (характер, динамику, темп). Методы и приемы работы были направлены на развитие мы...
Методическая разработка музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки".
Конспект фронтального музыкально-ритмического занятия для слабослышащих обучающихся 4 класса 2 отделения по теме: "Музыкальные распевки"....