МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
статья по зож
Статья посвящена вопросам профилактики, лечении и коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии. Особое внимание обращается на особенности музыкально - ритмических занятий, которые помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности ребёнка, активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения. На основе изученой литературы по проблеме развития двигательной активности учащихся мы видим, что занятия по коррекционной ритмике помогают общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и исправляют недостатки общей и речевой моторики.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
А. А. Клюева
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Статья посвящена вопросам профилактики, лечении и коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии. Особое внимание обращается на особенности музыкально - ритмических занятий, которые помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности ребёнка, активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения. На основе изученой литературы по проблеме развития двигательной активности учащихся мы видим, что занятия по коррекционной ритмике помогают общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и исправляют недостатки общей и речевой моторики.
Ключевые слова: арттехнология, музыкально - ритмическая деятельность, коррекционная ритмика, профилактика.
Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость оказания им своевременной психолого-педагогической помощи с использованием эффективных арттехнологий. Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.
Цель работы: выявить значение музыкально - ритмической деятельности детей в специальной коррекционной школе.
В соответствии с целью были определены основные задачи работы:
- Рассмотреть особенности детей с нарушением интеллекта;
- Проанализировать теоретические аспекты двигательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Выявить особенности проведения урока коррекционной ритмики в специальной коррекционной школе;
- Рассмотреть, значение коррекционной ритмики для учащихся с нарушением интеллекта.
Проблема преподавания ритмики в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении весьма актуальна, так как ритмические занятия имеют огромное значение для детей с умственной отсталостью. На уроках ритмики осуществляется коррекция недостатков психического и физического развития учащихся с нарушением интеллекта средствами музыкально - ритмической деятельности.
Объект исследования: музыкально - ритмическая деятельность детей с нарушением интеллекта;
Предмет исследования: методы и формы развития высших психических функций и музыкально - ритмической деятельности у учащихся с нарушением интеллекта.
Гипотеза: развитие высших психических функций детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы будет эффективной, если:
- изучена литература по проблеме развития двигательной активности учащихся;
- подобраны наиболее эффективные методики по развитию двигательной активности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
«Коррекционная ритмика» – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально – ритмические уроки помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности ребёнка, активизируют мышление, снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, позволяют социализироваться ребенку с нарушением интеллекта. Организация движений с помощью музыкальных занятий развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Основными задачами коррекционной ритмики являются:
1) профилактика;
2) лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
Занятия ритмикой, способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений.
На уроках воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта.
Уроки ритмики, помогают общему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, исправлению недостатков общей и речевой моторики, эмоционально - волевой сферы, физического развития, эстетического воспитания.
Ритмические движения, совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания.
Большое внимание следует уделять упражнениям на координацию движений, ориентирование в пространстве и развитию общей и мелкой моторики, так как они не только физически развивают и оздоравливают детей, но и могут быть использованы как одно из средств, закрепляющих музыкальную грамоту (динамика, запев, припев).
Многие музыкальные произведения вызывают у учащихся разные эмоции: эмоциональные переживания, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами используются для развития у учащихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Эта Игры с музыкальными инструментами очень важны потому что, что у детей с нарушением интеллекта, часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Важное значение в развитии моторики, ритма, внимания и слуха уделяется игровым песням, они являются одним из основных видов деятельности детей и важным средством их воспитания.
Игровые песни должны быть доступны пониманию детям с интеллектуальной недостаточностью. Детей застенчивых, робких следует вовлекать в более активные действия. Например, в игровой песне «Как у наших у ворот», дети изображают: муху, стрекозу, комара, выполняют различные имитационные движения (муха машет крылышками, комар играет на дудочке). Такие игровые песни развивают детское воображение, память, речь, движения. Дети, участвовавшие в танце, в дальнейшем проявляют больше уверенности, сообразительности, смелости.
Музыкальное произведение для ритмической успешности требует полного целостного восприятия. Они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, но невелики по объему, в обучении ритмике всегда связаны с движением, определенным действием, иногда со словами. Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце урока, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря.
Список используемых источников
- Дэвид Митчелл, "Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования"
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой – М., 1994
- Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. – Волгоград, 2007
- Евтушенко И.В. Организация музыкального воспитания в системе учебно-воспитательных занятий в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. - М., 2003.
- Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М., 2007
- Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М., 2008
- Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе. – М., 1968.
- Франко Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей: уч. пособ. для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...
Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Адаптивная физкультура" 1 класс.
Адаптивная образовательная программа по предмету "Адаптивная физкультура" 1 класс....
Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Речевая практика" 1 класс.
Адаптивная образовательная программа для детей с нарушением интеллекта по предмету "Речевая практика" 1 класс....
Доклад на тему: «Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционной ритмике»
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ.Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышле...
Занятие по внеурочной деятельности для детей с нарушением интеллекта «Знакомство с народной игрушкой Матрёшкой с применением здоровьесберегающих технологий»
Данное занятие призвано в игровой форме познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – Матрёшкой, символом русского народного искусст...
Занятие по внеурочной деятельности для детей с нарушением интеллекта «Знакомство с русской народной сказкой "Колобок" с применением здоровьесберегающих технологий»
Данное занятие призвано в игровой форме познакомить детей с русской народной сказкой "Колобок", символом устного творчества. Так ...