ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
презентация к уроку по музыке
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназии
Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981 г. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у школьников слышание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу своеобразного пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный в конечном счете на развитие музыкального восприятия. Пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.
Согласно Б.В. Асафьеву, интонирование – это осознанное проживание музыкального смысла, следовательно пластическое интонирование может быть рассмотрено как осознанное проживание музыкального смысла (образа) и его пластическая интерпретация. Пластическое интонирование определяют также как анализ-интерпретацию музыки в движении.
«Каждый понимает музыку по-своему» - эта распространенная мысль не вполне верна. Отличия в восприятии безусловно есть – это оценки, оттенки восприятия, индивидуальные ассоциации и т.п. Но обязательно существует и общее, то есть «эмоциональные константы». Такой константой является интонация – свернутое чувство или мысль художника. Сходство человеческих чувств позволяет улавливать интонацию одинаково, целостно, на уровне интуиции. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жест, прикосновение, сказанное слово (Л.П. Маслова).Поскольку все виды искусства говорят с нами теми же языками, что и люди: жеста, пластики, линии, цвета, звуков, ритма, то восприятие художественного произведения аналогично общению с другим человеком. Интонация – единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольными жестами.
Изучением невербальных компонентов коммуникации занимались бихевиористы, которые подтвердили гипотезу Дарвина о врожденных жестах, установив, что представителями различных культур используют одинаковые выражения лица и схожие жесты при проявлении одинаковых эмоций.
Бэдсвилл утверждал, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает говорящий. И наоборот, наблюдая за жестами, можно «внутренним слухом» услышать интонацию речи.
Это явление в психологии называется конгруэнтностью. Учет всего контекста пластики, комплекса жестов, взглядов, мимика – есть целостное, интонационное прочувствование, «схватывание смысла», истинной информации. Этот принцип интонационного проживания, сближения актера с образом, память на ощущения, эмоции, мимику, жест лежит в основе системы К.С. Станиславского.
Таким образом, интонацию можно понять и лучше прочувствовать при помощи соответствующих ей движений, то есть телом. Другого пути для познания «спрятанного смысла» нет (Л.П. Маслова).
Итак, музыкальная интонация напрямую связана с пластикой, мимикой, жестом. При помощи пластики можно передать настроение, характер музыки, ее отдельных выразительных средств. Самое главное, она позволяет проследить развитие музыкального образа в целом. В пластическом интонировании наглядно проявляется индивидуальный творческий процесс, характер восприятия. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой координацией слуха и голоса.
Музыка и движение для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу. Они – первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку.
Пластическому интонированию педагогикой искусства в настоящее время отводится значительное место.
1. Сущность понятия "художественно-невербальная коммуникация", ее основные средства.
2. Психофизиологические особенности младших школьников.
3. Анализ методики применения пластического интонирования на уроке музыки в младших классах православной гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-3 слайд | 1.49 МБ |
4-6 слайд | 2.48 МБ |
7-10 слайд | 1.32 МБ |
11-13 слайд | 1.99 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение детей пластическому интонированию и музыкально-ритмическим движениям Роль пластического интонирования и музыкально-ритмических движений в музыкальном образовании детей. 2. Методика обучения детей пластическому интонированию и музыкально-ритмическим движениям. 3. Характеристика репертуара, используемого в процессе пластического интонирования и музыкально-ритмических движений.
ЗАДАНИЯ 2. Разработать фрагмент музыкального занятия с детьми, включающий инсценирование народных песен. Подготовить для детей задания, направленные на передачу музыкальных образов средствами пластического интонирования из сборника П. И. Чайковского « Детский альбом ». 3. Подготовить аннотацию на один из сборников музыкальных игр и плясок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль пластического интонирования и музыкально-ритмических движений в развитии учащихся. Взаимосвязь слуховых ощущений с мышлением И. М. Сеченов «Рефлексы головного мозга » В . М. Бехтерев «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства » Б . М. Теплов «Психология музыкальных способностей »
Виды пластического интонирования: свободное дирижирование ; имитация игры на музыкальных инструментах; пластические этюды; инсценирование песен и т. д.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполняя задание 1 выберите одну из пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского. Сформулируйте вопросы детям, нацеливающие их на выполнение следующих заданий: передачу характера музыкального произведения с помощью дирижерского жеста; определение выразительных средств звучащего произведения передачу их в различных движениях (танцевальных, имитационных и др .)
Выполняя задание 2 используйте музыкальный материал из сборника «Русские народные песни для детей» (составитель Е. И.Яковишина ). Обратите внимание на: игровые аспекты русских народных песен и их изобразительную основу. последовательность действий детей и педагога в инсценировании одной из песен (по выбору). планирование работы над песней
План работы над песней восприятие песни на слух, определение ее характера; освоение поэтического текста и его ритмической структуры (чтение в ритме, выявление границ построений, повторности); распределение ролей действующих лиц песни; определение характера и настроения действующих лиц песни; выразительное повторение текста песни детьми по ролям; выявление характера движений, мимики, жестов, адекватно передающих характер персонажей песни; поэтапное разучивание песни и сопровождающих ее движений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполняя задание 3 акцентируйте внимание на роли пособия в организации музыкально-ритмической деятельности детей Охарактеризуйте структуру пособия, отметьте особенности методических указаний, педагогическую и художественную ценность репертуара, его соответствие целевому назначению пособия.
Единство слова, напева, движения, воспринимаемых не как сумма компонентов, а как их синтез, дающий новые качественные показатели – наша важнейшая исполнительская задача! Репертуар, который используем в процессе пластического интонирования и музыкально-ритмических движений: «Методическое пособие по ритмике» Е. Коноровой , «Методическое пособие по ритмике» Г. Франио и И.Лифиц . Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов подбираются музыкальные сочинения программного содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...
Элементы распевания на уроках музыки в начальной школе
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Особенно необходимо распевание на уроках в младших классах, где закладывается фундамент музыкально певчес...
Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе
Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе...
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...
Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе
В работе рассматриваются методы, направленные на формирование осознанного музыкального восприятия у младших школьников....
Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе
Музыкальное восприятие у учащихся начальной школы и обзор методов его развития...
Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе
Особенности музыкального восприятия учащихся начальной школы...