Конспект занятия по музейной педагогике "Сохраняя старину"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
В ходе занятия дети проведут сравнение между современными предметами и предметами старинного быта, познакомятся с историей самовара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranyaya_starinu.rar | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия № 16. «Сохраняя старину»
Цели : провести сравнение между современными предметами и предметами старинного быта, познакомить с историей самовара.
Средства обучения: слайды, словари, предметные картинки, музейные предметы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь проводить аналогию между старинными и современными предметами, знать историю самовара
Регулятивные: целеполагание, планирование, умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, контроль.
Познавательные: умение искать и обрабатывать информацию, анализировать её; представлять найденную информацию.
Коммуникативные: умение предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: саморегуляция через положительную мотивацию, навыки сотрудничества.
Этапы урока | Задачи | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Мотивационный | Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная беседа. - Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? - У каждого человека есть предметы, которые ему дороги, они их хранят, как память о чём-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. - А где сейчас можно увидеть старинные вещи, которыми пользовались наши предки? ( в музеях) - Музей можно назвать хранилищем старинных предметов. -А хотите очутиться в далёкой старине и узнать о некоторых старинных вещах? Давайте наденем некоторые предметы одежды наших предков (девочки – платки, мальчики – кушаки…) - А сейчас скажем волшебные слова и окажемся в прошлом: «Раз, два. Три, четыре, пять – повернулось время вспять!» (закрывают глаза и произносят ) | Организует беседу | Вступают в диалог |
Актуализация знаний | На примерах показать отличие современных предметов быта от их старинных аналогов | Приложение. Слайд 2 «Русская изба» Дети открывают глаза, перед ними изображение русской избы Игра «Из какого времени предмет?» (в группах) - Это русская изба. Слайд 1 «Русская изба» -Как думаете, кто мог бы жить в этой избе? Слайд 3 В избе наряду со старинными предметами быта, оказались предметы из нашего времени. - Какие предметы оказались ошибочно в русской избе прошлого времени? (Детям по группам даются изображения предметов домашнего быта, из которых они должны выбрать современные. Старинные предметы могут повторяться, современные – в группа не повторяются) Сравнение предметов разных эпох с аналогичным предназначением. Например, кастрюля-чугунок. ……………………………………………………………….. | Организует, контролирует работу в группах. Обобщает ответы детей | Распределяют предметы по группам: старинные-современные. Анализируют, обобщают |
Работа с информацией | формировать умение работать со словарём | Показ сундука.(предмет или изображение) - Что это, для чего использовали? Нахождение толкования в словаре. (В группах.) Слайд 4 Сундук (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. | Обобщает ответы детей | Работают по словарю |
Аналитический | Развивать умения работать с текстом, находить в нём нужную информацию в соответствие с предложенным планом, представлять информацию классу | В нашем сундучке спряталась интересная вещь. Узнайте что это из загадки. Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится - Пригласит чайку напиться. САМОВАР. (показ предмета) - Почему он так называется? (сам варит) Детям в группы выдаются небольшие, разные по содержанию тексты (4-5 предложений). Приложение Предлагается задание: подготовить рассказ о самоваре по вопросам. (Дети в группах распределяют между собой вопросы. В ответах участвуют все участники группы) 1 группа:
2 группа:
Слайд 12
3 группа:
| Руководит работой в группах, оказывает помощь, демонстрирует слайды | Работают в группах, ищут в текстах по данному плану ответы на вопросы |
Рефлексивный | Подведение итогов. Самооценивание | «Раз, два, три. четыре, пять - вот и в школе мы опять» Подведение итогов. - Теперь я знаю, что……… -Теперь я смогу сам……. Оцените себя: Было легко(трудно) Было интересно(скучно) Мне бы хотелось… | Подводит итог | Подводят итог работе, дают самооценку |
Приложение
Текст 1
Самовар предназначен для разогрева воды. Самовар был изобретён в Туле. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.
Текст 2
Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов , в виде листьев растений. А сам корпус мог быть расписан различными узорами. На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение.
Текст 3
В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара. Чаепитие из самовара - это особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""
На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....
План-конспект занятия по музейной педагогике "Музей в твоей жизни"
На занятиии дети знакомятся с понятиями "коллекция", "коллекционер", "домашний музей"...
Конспект занятия по музейной педагогике "Что такое музей?Творческая работа."
На занятии в ходе творческой работы дети зарепляют понятие "музей"...
открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..."
Открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..." входит в раздел "Работа с природным материалом"авторской (рабочей) программы кружка "Радуга творчества"для детей 7-12 лет для детей второго года...
Разработка разновозрастного занятия по музейной педагогике. Образы крестьянских детей в картинах А.Г.Венецианова. «Как бы мне в искусстве русскую дорожку проложить»
Этот проект включает в себя учащихся 10 В, 6А, 2 А классов - и все ученики Пуськовой Л.Н.Цель: углубить и расширить знания обучающихся о внешней и внутренней красоте человека.Задачи:1....
Занятие по музейно-педагогической программе. Курс "Учись смотреть и видеть". Тема "О чём говорят вещи"
Занятие способствует формированию эстетического восприятия окружающего мира....
Внеурочное занятие по теме "Мир старинного дома"
Урок по краеведению...