Конспект занятия по музейной педагогике "Сохраняя старину"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

В ходе занятия дети проведут сравнение между современными предметами и  предметами старинного быта, познакомятся с историей самовара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranyaya_starinu.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия № 16. «Сохраняя старину»

Цели : провести сравнение между современными предметами и предметами  старинного быта, познакомить с историей самовара.

Средства обучения:  слайды, словари, предметные картинки, музейные предметы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь проводить аналогию между старинными и современными предметами, знать историю самовара

Регулятивные: целеполагание,  планирование, умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, контроль.

Познавательные: умение искать  и обрабатывать  информацию, анализировать её; представлять найденную информацию.

Коммуникативные: умение предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: саморегуляция через положительную мотивацию,  навыки сотрудничества.

Этапы урока

Задачи

Содержание

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационный

Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Фронтальная беседа.

- Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните?

- У каждого человека есть предметы, которые ему дороги, они их хранят, как память о чём-то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам.

- А где сейчас можно увидеть старинные вещи, которыми пользовались наши предки? ( в музеях)

- Музей можно назвать хранилищем старинных предметов.

-А хотите очутиться в далёкой старине и узнать о некоторых старинных вещах?

Давайте наденем некоторые предметы одежды наших предков (девочки – платки, мальчики – кушаки…)

- А сейчас скажем волшебные слова и окажемся в прошлом:

«Раз, два. Три, четыре, пять – повернулось время вспять!»

(закрывают глаза и произносят )

Организует беседу

Вступают в диалог

Актуализация знаний

На примерах показать отличие современных предметов быта от их старинных аналогов

Приложение. Слайд 2 «Русская изба»

Дети открывают глаза, перед ними изображение русской избы

Игра «Из какого времени предмет?» (в группах)

- Это русская изба. Слайд 1 «Русская изба»

-Как думаете, кто мог бы жить в этой избе? Слайд 3

В избе наряду со старинными предметами быта, оказались предметы из нашего времени.

- Какие предметы оказались ошибочно в русской избе прошлого времени?

(Детям по группам даются изображения предметов домашнего быта, из которых они должны выбрать современные. Старинные предметы могут повторяться, современные – в группа не повторяются)

Сравнение предметов разных эпох с аналогичным предназначением. Например, кастрюля-чугунок.

………………………………………………………………..

Организует, контролирует  работу в группах. Обобщает ответы детей

Распределяют предметы по группам: старинные-современные. Анализируют, обобщают

Работа с информацией

формировать умение работать со словарём

Показ сундука.(предмет или изображение)

- Что это, для чего использовали?

Нахождение толкования в словаре. (В группах.) Слайд 4

Сундук  (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей.

Обобщает ответы детей

Работают по словарю

Аналитический

Развивать умения работать с текстом, находить в нём нужную информацию в соответствие с предложенным планом, представлять информацию классу

В нашем сундучке спряталась интересная вещь. Узнайте что это из загадки.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится -  

Пригласит чайку напиться.

САМОВАР. (показ предмета)

- Почему он так называется? (сам варит)

Детям в группы выдаются небольшие, разные по содержанию тексты (4-5 предложений). Приложение

Предлагается задание: подготовить рассказ о самоваре по вопросам. (Дети  в группах распределяют между собой вопросы. В ответах участвуют все участники группы)

1 группа:

  • В каком городе изобрели самовар?
  • Что использовали для растопки самовара? Слайд 6, 7
  • Какой формы делали самовары? Слайд 8
  • Из какого материала изготавливали самовары?  Слайд 9

2 группа:

  • Как украшались самовары? Слайд 10, 11
  • Какие надписи  делали наши предки на самоварах? – (Как понимаете смысл пословиц?)

Слайд 12

  • Как относились к  самовару наши предки?
  • Где в доме ставили самовар?

3 группа:

  • Сколько самоваров было у богатых? Какие?
  • Из какого самовара угощали гостей?
  • Что традиционно подавалось к чаепитию? Слайд 13
  • Из чего пили чай наши предки? Слайд 14

Руководит работой в группах, оказывает помощь, демонстрирует слайды

Работают в группах, ищут в текстах по данному плану ответы на вопросы

Рефлексивный

Подведение итогов.

Самооценивание

«Раз, два, три. четыре, пять  - вот и в школе мы опять»

Подведение итогов.

- Теперь я знаю, что………

-Теперь я смогу сам…….

Оцените себя:

Было легко(трудно)

Было интересно(скучно)

Мне бы хотелось…

Подводит итог

Подводят итог работе, дают самооценку

Приложение

Текст 1

Самовар предназначен для разогрева воды.  Самовар был изобретён в Туле. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными,   квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

Текст 2

Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов , в виде листьев растений. А сам корпус мог быть расписан различными узорами. На поверхности иногда  делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение.

Текст 3

В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.  Чаепитие из самовара - это особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый  сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

План-конспект занятия по музейной педагогике "Музей в твоей жизни"

На занятиии дети знакомятся с понятиями "коллекция", "коллекционер", "домашний музей"...

Конспект занятия по музейной педагогике "Что такое музей?Творческая работа."

На занятии в ходе творческой работы дети зарепляют понятие "музей"...

открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..."

Открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..." входит в раздел "Работа с природным материалом"авторской (рабочей) программы кружка "Радуга творчества"для детей 7-12 лет для детей второго года...

Разработка разновозрастного занятия по музейной педагогике. Образы крестьянских детей в картинах А.Г.Венецианова. «Как бы мне в искусстве русскую дорожку проложить»

Этот проект включает в себя учащихся 10 В, 6А, 2 А классов - и все ученики Пуськовой Л.Н.Цель: углубить и  расширить знания обучающихся о внешней и внутренней красоте человека.Задачи:1....

Занятие по музейно-педагогической программе. Курс "Учись смотреть и видеть". Тема "О чём говорят вещи"

Занятие способствует формированию эстетического восприятия окружающего мира....