открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..."
план-конспект занятия по технологии на тему

Веркина Ирина Ивановна

Открытое занятие по теме: "Преданье старины далёкой..." входит в раздел "Работа с природным материалом"авторской (рабочей) программы кружка "Радуга творчества"для детей 7-12 лет для детей второго года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытое занятие580 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей станция юных техников города Ейска

муниципального образования Ейский район

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

КРУЖКА « РАДУГА ТВОРЧЕСТВА» ПО КУРСУ НАЧАЛЬНОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.

Педагог дополнительного образования

Веркина Ирина Ивановна

Занятие для детей второго года обучения.

Тема: «Преданье старины далёкой…».

             

2013г.


Ход урока:

1.Организационный момент.

  Приветствие детей.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии нашего кружка мы с вами опять окунёмся в мир творчества. Но, сначала, давайте немного поговорим.

2. Основная часть.

Беседа. Сообщение темы занятия. (Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации)

  - Скажите, пожалуйста, что есть самое дорогое у каждого человека? (Семья, дом)

-А скажите, пожалуйста, что такое семья?( ответы детей)

Правильно, семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети).

  Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется – венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания, свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

- Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? (конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди).

     Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

     Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда.

    Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)

   Как мы с вами уже сказали, семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

    В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

  - Кто знает, как зовут существо, которое охраняет, оберегает нашу семью и наш дом? (домовой)

Когда ты слышишь скрипы 

Шаги над головой,

Шуршанье, кашель хриплый,

Знай – это (домовой).

  - У нас в классе тоже живёт добрый дух нашего класса - «Батюшка- Домовой». Он обычно прячется, чтобы не смущать нас, не мешать работать, но при этом он следит за порядком в классе, смотрит кто как за собой рабочее место убирает, кто как старается выполнять мои задания. Сегодня  Батюшка- Домовой решил нам показаться. Я пришла утром в класс, а он на шкафу сидит. Посмотрите на него, какой он.

- Так кто такой Домовёнок? Почему у него такое имя? Для чего он нужен в доме? Оберегает семью, дом от бед и несчастий).

 Много лет существует традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов.

- Как вы думаете, что такое оберег? (предмет, который защищает дом, жилище).
  На протяжении многих лет ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей и разных напастей. Постепенно менялась жизнь, менялся быт, жилье, но неизменным остается желание людей уберечь свой дом и членов семьи от невзгод.

  Оберег - не просто красивая вещичка, он имеет мистический смысл, идущий к нам из далёкого прошлого как послание от наших далёких предков.

Обереги создает сам человек, он делает их для того, чтобы защитить не только себя, но и свой дом, своих родных и близких.

        Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой.

         Одним из самых важных оберегов был плетень. Плетень выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные знакомства и крепкие дружеские отношения.

    Обувь тоже могла служить оберегом. В башмачки прятали подарки, да и сама обувь была самым ценным подарком. Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.

    -Какие приметы, обычаи, связанные с обувью вы знаете? 
   
 С обувью связано много гаданий и поверий – во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.
     
Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в нём прятали гостинцы для домовых.

  Древнейшим домашним оберегом считается веник. На веничке - домовушке размещаются природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.

     Издавна существовал обычай обметать веником оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней и аккуратней, тем больше силой он обладает.

     Ну и, конечно же, наш домовой.

Домовой-это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нём. Он идеальный домохозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый.

    У русского домового даже есть свой праздник-10 февраля! В этот день домовой веселится-озорует, проказничает, и унять его можно только щедрым угощеньем и уважением.

Наш домовёнок Кузя предлагает сегодня нам с вами изготовить веничек оберег, чтобы и у вас была защита для вашего дома и семьи и осталась память о нашем сегодняшнем занятии.

5. Анализ готовой поделки.  

Рассмотрение готовой поделки, составление плана работы.

      - Давайте внимательно рассмотрим наш веничек. Какой материал использовался для  его изготовления?( цветные ленточки, семеня тыквы, фасоли, мешковина, монетки, перец, искусственный цветок подсолнуха, макароны, шиповник, сухоцветы, клей ).

Смотрим слайд

    -Правильно. Всё это является символами оберегов и имеет своё значение: 

Семена тыквы -символ плодородия.

Ягоды шиповника –символ крепкого здоровья.

Красный горький перец-символ мужского здоровья.

Мешковина- изобилие.

Хлеб(у нас макаронки)- всему голова- согласие и достаток в доме.

Сухоцветы- уют и красота.

Монетка- успех в делах.

Бублик – символ крепкой семьи.

Зёрна мака- символ исполнения желания.

Фасоль(бобовые)- символ достатка.

Цветок подсолнуха(солнце) – главный славянский оберег, славяне –дети солнца.

     -У каждого из вас на столе есть листик с символикой оберегов. По окончанию работы вы можете забрать его себе на память.

     - А какой инструмент мы будем использовать в работе?(ножницы, палочки для клея)

     -Как вы думаете, с чего мы начнем работу? (приклеивание ленточек  и цветка)

     -А что делаем дальше?(украшаем веничек по образцу)        

6. Практическая работа.

 а) Техника безопасности при работе с ножницами.

- Ребята, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.

  1. РАБОТАЙ ХОРОШО ОТРЕГУЛИРОВАННЫМИ И ЗАТОЧЕННЫМИ НОЖНИЦАМИ.
  2. НОЖНИЦЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ТУПЫЕ КОНЦЫ.
  3. НОЖНИЦЫ КЛАДИ КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД.
  4. СЛЕДИ ЗА ДВИЖЕНИЯМИ ЛЕЗВИЙ  ВО ВРЕМЯ РЕЗАНИЯ.
  5. НЕ ОСТАВЛЯЙ НОЖНИЦЫ РАСКРЫТЫМИ.
  6. ПЕРЕДАВАЙ НОЖНИЦЫ КОЛЬЦАМИ ВПЕРЁД
  7. НЕ ИГРАЙ НОЖНИЦАМИ. НЕ ПОДНОСИ К ЛИЦУ.
  8. ИСПОЛЬЗУЙ НОЖНИЦЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ.

б)  Физминутка.

- Прежде чем продолжить наше занятие , я предлагаю немножко размяться и сделать физминутку.

« Раз- подняться, подтянуться,

   Два — согнуться, разогнуться,

   Три — в ладоши три хлопка,

   Головою три кивка,

   На четыре ноги шире,

   Пять — руками помахать,

   Шесть — за стол тихонько сесть.»

в) –Молодцы, а теперь приступим к практической части нашего занятия. На экране вы видите этапы изготовления нашего оберега.

- Сначала приклеим на ручку веника ленточку.

-Поверх ленточки клеим подсолнух.

-Приклеиваем мешковину, на которой размещаем монетки, бублик.

-Из семян тыквы и фасоли собираем цветок.

-Приклеиваем на любом месте веточку сухоцвета, ягоды шиповника 2-3 шт., красный перчик, макаронку.

  Включите свою фантазию и украсьте свой оберег на свой вкус.

- Вот и готов наш веник-оберег.

г) Анализ работы. 

  -Посмотрите какие замечательные венички –обереги у вас получились.

-  Какой смысл вы заложили в оберег?

- Захотелось вам сделать еще какие-то обереги?

- Молодцы, все потрудились хорошо. теперь и у вашей семьи и вашего дома есть защита. И пусть ваши веничек-оберег принесёт в ваш дом теплоту, любовь, достаток и счастье!

А мы с вами на сегодня прощаемся. До свидания!









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Открытое занятие по внеучебному занятию "лепка из соленого теста"тема: "Новогодние блюда "

Внеучебное занятие в условиях введения ФГОС по авторской программе "лепка из соленого теста". Тема: «Новогодние блюда»  (Яйчница , торт.)       Цели: Закреплять...

Тема:"Предание о граде Китеж"

Цели и задачи:расширять представления учащихся о древнерусской литературе и ее темах,развивать навыки работы с летописными источниками, умение сопоставлять их с литературными версиями;воспитывать уваж...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...