Внеурочное занятие по теме "Мир старинного дома"
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Шилина Елена Геннадьевна
Учитель начальных классов МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова»
г. Курска
Тема: «Мир старинного дома».
Цель: организовать учебную деятельность учащихся для реализации группового проекта по теме «Мир старинного дома».
Учебные задачи, направленные на достижение результатов:
1. Личностные:
- Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;
- Формирование уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;
- Формирование интереса к новому учебному материалу;
- Формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности.
2. Метапредметные:
- Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
- Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- Развитие умения использовать разные способы поиска информации;
- Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера в группах;
- Развитие операций мышления: сравнения, синтеза, обобщения;
- Формирование умения работать в группах;
- Освоение различных форм рефлексии.
3. Предметные:
- Формирование умения грамотно формулировать речевые высказывания;
- Ознакомление с особенностями внешнего вида русской избы (особенности постройки домов, традиции и обряды при возведении жилищ, особенности Курской избы и т. д.) Развитие художественного вкуса, творческих способностей детей;
- Формирование навыка грамотно и правильно формулировать речевые высказывания (рассказывать о прочитанном). Проектная работа «Мир старинного дома»
1. Самоопределение к деятельности.
- На нашем сегодняшнем занятии мы будем работать в группах.
- Кто помнит правила работы в группе? (Ответы детей)
1. Работать дружно.
2. Уважать товарищей.
3. Слушать каждого члена группы, не перебивать.
2.Актуализация и постановка учебной задачи.
- У вас на столах лежат листы бумаги розового цвета. Возьмите их в руки. Что вы на них видите? (стихотворения)
- Раз у нас занятие по краеведению, значит это стихотворения каких поэтов? (курских)
- Правильно. Это отрывки из стихотворений курских поэтов. Познакомьтесь с ними.
- А теперь, кто попробует их прочитать? (читают стихотворения с выражением) Внимательно слушайте и думайте над вопросом: какая тема объединяет эти произведения.
Я люблю эту землю
автор: Татьяна Горелова
От родного порога, от родного крыльца
Уходила я в жизнь, не желая венца.
И растаяло детство, словно утром звезда,
Но в душе этот светоч хранится всегда.
Мой край родной
автор: Николай Шаталин
Мой отчий край - березовые дали,
Лазурь в небес, простор родных полей,
Меня здесь в детстве вьюги пеленали
И пел мне песню курский соловей.
Здесь Был рожден под музыку метели,
Здесь мать моя в приземистой избе
К моей склонилась колыбели,
Здесь первый шаг я сделал по земле.
Моей Родине - Курскому краю
автор: Ольга Звягина
Я из тех краёв, где шум берёз
В переливах соловьиных тает
И над речкой, после летних гроз,
Мотыльков прозрачных вьются стаи.
Всё бы бросить, просто босиком.
Без оглядки, в платьице из ситца,
Убежать в родимый, отчий дом.
Чтоб навеки с Родиною слиться!
- Кто же догадался, какая тема объединяет эти произведения? (Тема родного дома)
- А что для вас дом? (Ответы детей)
(тихая гавань, Родина, уют, очаг, семья, начало начал, оплот, душевное тепло)
- А вы знаете, что у наших предков чрезвычайно важное место отводилось дому, который оберегал человека от невзгод, внешнего мира, создавал атмосферу защищённости и уюта.
- Я не просто так завела с вами разговор о доме и о наших предках. Может быть кто – то уже догадался о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей)
Вывешиваю тему занятия на доску. (Тема: «Мир старинного дома».)
- Как вы думаете какую цель мы сегодня перед собой поставим? (Узнать побольше сведений о старинных жилищах людей, которые жили на территории нашей области.)
- Вспомните нашу экскурсию в краеведческий музей. В каких домах жили наши предки? Как они назывались? (Хаты, избы – жилища наших предков)
- Вы можете объяснить, что означает слово «изба», а хата? (Ответы детей)
- Как вы думаете, где можно проверить ответ на наш вопрос? Узнать толкование слова. (в толковом словаре)
- У вас на столе лежат толковые словари Ожегова. Давайте откроем и прочитаем толкование слова «изба». (Изба – деревянный крестьянский дом)
- Слово «хата» что означает?
- А вот по словарю Даля – изба; избёнка, избушка, избушечка - жилой дом, жилая горница. Происходит от древнеславянского слова «истьба», которое означало отапливаемый жилой сруб.
Вывешиваю на доску фотографии изб и хат.
- Сравните изображения и сравните постройки. (Приложение 1)
3.Физкультминутка
В нашем крае степи широкие,
Деревья есть высокие,
Реки глубокие,
Озёра большие,
А мы – ребята, вот такие!
4. Совместное открытие знаний.
- Ну, а теперь давайте совершим небольшое путешествие в старинное село. Прослушайте отрывок стихотворения Капраловой, который я вам прочитаю, и подумайте какие важные сведения мы можем почерпнуть из него касающиеся постройки дома в старину.
"За высокими горами,"
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
- Так что же вы заметили? Где строили наши предки свои жилища и из чего?
(Ответы детей)
- Продолжаем путешествие. А помогут нам в этом ваши товарищи. (Проекты детей) Приложение 2
По ходу выступления детей вывешиваются на доску новые слова и выражения. (Землянки, полуземлянки, хата – мазанка, изба, хата, венец, срубить дом, матица, зыбка, волоковое окно, косящатое окно, завалинка, «топить по-чёрному», «топить по – белому»)
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
После выступления детей.
- Есть ли к ребятам вопросы?
- Теперь давайте проверим какими вы были внимательными. На столе у вас карточки жёлтого цвета с определениями, но в них не хватает одного слова. Слова- подсказки остались на доске. (Приложение 3)
- Вы можете посовещаться друг с другом и вписать эти слова в свои карточки.
- Давайте проверим. Какие слова остались? Кто сможет их объяснить?
6. Рефлексия.
Аппликация «Деревня» (Приложение 4)
- На столе иллюстрации. Вы должны из них создать аппликацию «Старинная деревня» (нашего края)
- Но будьте внимательны не приклейте лишнего, вспомните в каких домах жили наши предки. (После работы дети объясняют почему они выбрали именно эти дома)
- Посмотрите, получилась у нас деревня? Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.
6. Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Как вы думаете, что мы должны ещё узнать о жилищах наших предков? (внутреннее убранство избы или хаты)
- Мы продолжим знакомится с этим на следующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеурочного занятия по курсу "Доноведение" "Таганрогская старина"
Материал занятия основан на исторических фактах о городе (П.П. Филевский. Книга "История города Таганрога", материалы периодической печати) - крупном центре юга России, одной из лучших гаваней Европы ...
Внеурочное занятие "Коми старинные детские игры"
Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования является одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занят...
Методическая разработка открытого внеурочного занятия "Преданья старины глубокой"
интеллектуальная игра...
конспект внеурочного занятия "Опасность у тебя дома"
Внеурочное занятие по безопасности конспект 2 класс "Опасность у тебя дома"...
Внеурочное занятие "Знакомство с книжным домом" 2 класс
Внеурочное занятие "Знакомство с книжным домом" 2 класс...
Внеурочное занятие «Как себя вести дома»
Внеурочное занятие «Как себя вести дома»...
Конспект внеурочного занятия. Тема: «Электроприборы моего дома. Техника безопасности.»
Название курса: «ПроЭнергию»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное Тема: Электроприборы моего дома.Техника безопасности.Цель: совершенствование знаний о правилах безо...