Внеурочное занятие по теме "Мир старинного дома"
план-конспект занятия (4 класс)

Елена Геннадьевна Шилина

Урок по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Шилина Елена Геннадьевна

Учитель начальных классов МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова»

г. Курска

Тема: «Мир старинного дома».

 Цель: организовать учебную деятельность учащихся для реализации группового проекта по теме «Мир старинного дома».

Учебные задачи, направленные на достижение результатов:
1. Личностные:

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;
  • Формирование уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;
  • Формирование интереса к новому учебному материалу;
  • Формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности.

2. Метапредметные:

  • Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
  • Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
  • Развитие умения использовать разные способы поиска информации;
  • Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера в группах;
  • Развитие операций мышления: сравнения, синтеза, обобщения;
  • Формирование умения работать в группах;
  • Освоение различных форм рефлексии.

3. Предметные:

  • Формирование умения грамотно формулировать речевые высказывания;
  • Ознакомление с особенностями внешнего вида русской избы (особенности постройки домов, традиции и обряды при возведении жилищ, особенности Курской избы и т. д.) Развитие художественного вкуса, творческих способностей детей;
  • Формирование навыка грамотно и правильно формулировать речевые высказывания (рассказывать о прочитанном). Проектная работа «Мир старинного дома»

1. Самоопределение к деятельности.

- На нашем сегодняшнем занятии мы будем работать в группах.

- Кто помнит правила работы в группе? (Ответы детей)

1. Работать дружно.

2. Уважать товарищей.

3. Слушать каждого члена группы, не перебивать.

2.Актуализация и постановка учебной задачи.

- У вас на столах лежат листы бумаги розового цвета. Возьмите их в руки. Что вы на них видите? (стихотворения)

- Раз у нас занятие по краеведению, значит это стихотворения каких поэтов? (курских)

- Правильно. Это отрывки из стихотворений курских поэтов. Познакомьтесь с ними.

- А теперь, кто попробует их прочитать? (читают стихотворения с выражением) Внимательно слушайте и думайте над вопросом: какая тема объединяет эти произведения.

Я люблю эту землю

автор: Татьяна Горелова
От родного порога, от родного крыльца
Уходила я в жизнь, не желая венца.
И растаяло детство, словно утром звезда,
Но в душе этот светоч хранится всегда.

Мой край родной

автор: Николай Шаталин
Мой отчий край - березовые дали,

Лазурь в небес, простор родных полей,

Меня здесь в детстве вьюги пеленали

И пел мне песню курский соловей.

Здесь Был рожден под музыку метели,

Здесь мать моя в приземистой избе

К моей склонилась колыбели,

Здесь первый шаг я сделал по земле.

Моей Родине - Курскому краю

автор: Ольга Звягина
Я из тех краёв, где шум берёз

В переливах соловьиных тает

И над речкой, после летних гроз,

Мотыльков прозрачных вьются стаи.
Всё бы бросить, просто босиком.

Без оглядки, в платьице из ситца,

Убежать в родимый, отчий дом.

Чтоб навеки с Родиною слиться!

- Кто же догадался, какая тема объединяет эти произведения? (Тема родного дома)

- А что для вас дом? (Ответы детей)

(тихая гавань, Родина, уют, очаг, семья, начало начал, оплот, душевное тепло)

- А вы знаете, что у наших предков чрезвычайно важное место отводилось дому, который оберегал человека от невзгод, внешнего мира, создавал атмосферу защищённости и уюта.

- Я не просто так завела с вами разговор о доме и о наших предках. Может быть кто – то уже догадался о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей)

Вывешиваю тему занятия на доску. (Тема: «Мир старинного дома».)

- Как вы думаете какую цель мы сегодня перед собой поставим? (Узнать побольше сведений о старинных жилищах людей, которые жили на территории нашей области.)

- Вспомните нашу экскурсию в краеведческий музей. В каких домах жили наши предки? Как они назывались? (Хаты, избы – жилища наших предков)

- Вы можете объяснить, что означает слово «изба», а хата? (Ответы детей)

- Как вы думаете, где можно проверить ответ на наш вопрос? Узнать толкование слова. (в толковом словаре)

 - У вас на столе лежат толковые словари Ожегова. Давайте откроем и прочитаем толкование слова «изба». (Изба – деревянный крестьянский дом)

-  Слово «хата» что означает?

- А вот по словарю Даля – изба; избёнка, избушка, избушечка -  жилой дом, жилая горница. Происходит от древнеславянского слова «истьба», которое означало отапливаемый жилой сруб.

Вывешиваю на доску фотографии изб и хат.

- Сравните изображения и сравните постройки. (Приложение 1)

3.Физкультминутка

В нашем крае степи широкие,

Деревья есть высокие,

Реки глубокие,

Озёра большие,          

А мы – ребята, вот такие!

4. Совместное открытие знаний.

- Ну, а теперь давайте совершим небольшое путешествие в старинное село. Прослушайте отрывок стихотворения Капраловой, который я вам прочитаю, и подумайте какие важные сведения мы можем почерпнуть из него касающиеся постройки дома в старину.

"За высокими горами," 
За бескрайними лесами 
На своей родной земле 
Жили люди на селе. 
А село то не простое: 
На горе оно стоит, 
Рядом поле золотое, 
Снизу реченька бежит,

За околицей леса, 
Там живут медведь, лиса, 
Вдоль реки стоят дома, 
Смотрят на дорогу. 
Украшает их сама 
Матушка-Природа. 
Подарила для избы 
Лес из ели и сосны, 
Дуб, осину: что смогла - 
Все природа отдала. 

- Так что же вы заметили? Где строили наши предки свои жилища и из чего?

(Ответы детей)

- Продолжаем путешествие. А помогут нам в этом ваши товарищи. (Проекты детей) Приложение 2

По ходу выступления детей вывешиваются на доску новые слова и выражения. (Землянки, полуземлянки, хата – мазанка, изба, хата, венец, срубить дом, матица, зыбка, волоковое окно, косящатое окно, завалинка, «топить по-чёрному», «топить по – белому»)

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

После выступления детей.

- Есть ли к ребятам вопросы?

- Теперь давайте проверим какими вы были внимательными. На столе у вас карточки жёлтого цвета с определениями, но в них не хватает одного слова. Слова- подсказки остались на доске. (Приложение 3)

- Вы можете посовещаться друг с другом и вписать эти слова в свои карточки.

- Давайте проверим. Какие слова остались? Кто сможет их объяснить?

6. Рефлексия.

Аппликация «Деревня» (Приложение 4)

- На столе иллюстрации. Вы должны из них создать аппликацию «Старинная деревня» (нашего края)

- Но будьте внимательны не приклейте лишнего, вспомните в каких домах жили наши предки. (После работы дети объясняют почему они выбрали именно эти дома)

- Посмотрите, получилась у нас деревня? Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.

6. Итог занятия.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

-Как вы думаете, что мы должны ещё узнать о жилищах наших предков? (внутреннее убранство избы или хаты)

- Мы продолжим знакомится с этим на следующих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеурочного занятия по курсу "Доноведение" "Таганрогская старина"

Материал занятия основан на исторических фактах о городе (П.П. Филевский. Книга "История города Таганрога", материалы периодической печати) - крупном центре юга России, одной из лучших гаваней Европы ...

Внеурочное занятие "Коми старинные детские игры"

Формирование уважения и сохранения традиций коми в области этнокультурного образования  является  одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание занят...

конспект внеурочного занятия "Опасность у тебя дома"

Внеурочное занятие по безопасности конспект 2 класс "Опасность у тебя дома"...

Внеурочное занятие "Знакомство с книжным домом" 2 класс

Внеурочное занятие "Знакомство с книжным домом" 2 класс...

Внеурочное занятие «Как себя вести дома»

Внеурочное занятие «Как себя вести дома»...

Конспект внеурочного занятия. Тема: «Электроприборы моего дома. Техника безопасности.»

Название курса: «ПроЭнергию»Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное Тема: Электроприборы моего дома.Техника безопасности.Цель: совершенствование знаний о правилах безо...