"Коммуникативная культура педагога"
материал на тему

Хайрова Надия Харрасовна

В современном информационном пространстве особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов.  Педагогу необходимы в достаточной степени сформированные коммуникативные навыки, которые являются важнейшей составляющей частью коммуникативной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kommunikativnaya_kultura_pedagoga.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Коммуникативная культура педагога»

«Образование и общество.

Актуальные проблемы психологии и педагогики »

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

1.  Коммуникативная культура как основное требование к профессиональной подготовке учителя…………………………………………………………………………………………..4

2.  Коммуникативная культура учителя как условие личностно -ориентированного образования…………………………………………………………………………………….7

3.   Коммуникативные качества и свойства личности педагога……………………………10      

4.   Коммуникативные умения  и способности педагога…………………………………11\

Заключение……………………………………………………………………………………15

Список  литературы………………………………………………………………………..…16

Приложение……………………………………………………………………………………17

 

       

Введение

 В современном информационном пространстве особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов. В обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне. Поэтому педагогу необходимы в достаточной степени сформированные коммуникативные навыки,  которые являются важнейшей составляющей частью коммуникативной культуры.

       Основной структурной составляющей профессионализма педагога является коммуникативная культура, которая  является условием и предпосылкой эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

      Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости. Преподаватель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с учащимися и  коллегами. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому педагог как специалист системы  «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, так как они развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности педагога.

       Цель практико-значимого проекта: выявить значимость коммуникативной культуры педагога в процессе воспитания и образования личности.

      Задачи исследования:

1.    Дать понятие коммуникативной культуры педагога.

2.    Рассмотреть структурные компоненты коммуникативной культуры пе-дагога.

3.    Определить структуру педагогического общения.  

4.    Провести  исследование формирования коммуникативной культуры  педагогов.

 5.    Проанализировать результаты  тестирования и по результатам исследования выработать рекомендации по развитию коммуникативной культуры педагога.

          В процессе исследования были использованы методы: теоретический анализ педагогической, психологической и методической  литературы  по проблеме, наблюдение, тестирование, обобщение передового опыта.

Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной подготовке учителя.

     Коммуникативная   культура  педагога  является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость  ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту в рамках образовательного процесса. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.    

     Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися,  зависит степень их познавательного интереса к  предмету и  в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.  

     Анализ работы в школе показывает, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность, рефлексия, коммуникативные умения, ставшие профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического взаимодействия (общения).

       Коммуникативная культура представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

       По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре педагога как о системе качеств, включающей:

 -  творческое мышление;

 -  культуру речевого действия,  под которым понимается владение нормативной речью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения;

 -  культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

 -   культуру жестов и пластики движений;

 -   культуру восприятия коммуникативных действий;

 -   культуру эмоций.

        Проблема коммуникации нашла отражение в работах  многих  исследователей, которые коммуникативную деятельность  трактуют как процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Авторы утверждают, что именно овладение педагогами способами взаимодействия с обучающимися обеспечивает гуманистический характер отношений между педагогом и учащимися, формирует личностный потенциал ребенка. Всеми  ими  утверждается мнение о том, что формирование базовых основ педагогической коммуникации дает возможность педагогу быть успешным в собственной деятельности, осознать  личность ребенка во всех ее проявлениях. Это обусловлено, по мнению авторов,  тем, что педагог, вступая в коммуникацию с обучающимся, устанавливает личные контакты с ним, осознавая его проявления, может стать на позицию собеседника  и  понять  характер     его   поведения.   Коммуникация позволяет не только понять модель внутреннего мира собеседника, но и перестроить ее, опосредованно влиять на поведение.

Процесс передачи кодированной информации от субъекта к объекту носит деятельный, диалогический характер. Коммуникацию можно  трактовать как информационную связь субъекта с тем или иным объектом  или  как  процесс участия, соучастия и принятия другого, позволяющий понимать друг друга и объединяться вокруг чего-либо. Это очень важное положение, так как учитель должен быть готов к объединению учащихся в единую деятельность для достижения целей.

Мне  кажется,    что    освоение    способами    коммуникации   является  показателем   педагогического   мастерства   и  творчества   учителя.  

Учитель,     овладевший     коммуникациями,     решает многообразные    задачи:    открывает    творческие    способности,  формирует активную позицию учащегося и   духовное   богатство   личности   зависит   от многообразия межличностных взаимоотношений и от уровня коммуникативной культуры   обучающихся.  

Проблема формирования коммуникативных умений нашла более широкую разработку в   работах многих ученых. Следует отметить, что ученых интересовал в большей степени феномен коммуникативных умений, чем коммуникативной культуры. И в их представлениях коммуникативное умение  –  это способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними,  умение устанавливать определенные практически однозначные взаимоотношения с людьми, умение устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии   с развитием учащихся и требованиям к ним,  способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии  с задачами общения. Мы видим различную трактовку данного понятия.  

Анализ педагогических исследований по проблемам подготовки специалистов   обнаруживает, что коммуникативная культура рассматривается авторами как составная часть педагогической культуры учителя, как ведущее требование современного образования.

 В связи с тем, что нас интересует понятие  коммуникативная культура, представляем ее как составную педагогической культуры,        характеризующуюся        личностной        и  профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общении. В нашем понятии коммуникативная культура представлена как:

-способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, способность к выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности учащихся в достижении единой цели деятельности;

-потребность в другом, к расширению границ коммуникаций,   к сопоставлению точек зрения, стать на позицию своих  учащихся;

-готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в  новой ситуации.

  Таким образом, анализ исследований позволил нам обнаружить, что коммуникативная культура выступает важным условием в формировании образа человека культуры и нравственности,  требованием к  личности педагога и показателем уровня организации им педагогической деятельности, характеризует содержательные смыслы личности, способы и средства, обеспечивающие понимание и взаимодействие педагога и ребенка.  

             Коммуникативные умения выступают как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности педагога. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

   

Коммуникативная  культура учителя

как условие личностно - ориентированного образования

Личностно - ориентированное   образование   в   последние    годы   активно  завоевывает   образовательное   пространство. И   это  не  случайно, так  как  назрела   объективная  потребность   перевода   школ   из    режима   монологической   дидактики   в   режим   живого   образовательного     диалога   с  учащимися.

       Школа, организуя учебно-воспитательный процесс личностно ориентированной направленности, одной из своих задач считает формирование новых межличностных взаимоотношений ученика с людьми, включающих новые цели, новую тактику и способы общения. Перечисленные компоненты личностно - ориентированного взаимодействия позволяют ученику обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости жизни.      

       В Послании Федеральному собранию Дмитрия Анатольевича Медведева говорится: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю». В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указаны направления развития учительского потенциала: «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».

       Как изменяется педагогическая культура учителя в связи с переходом к новому типу образования? Учитель не просто вводит ученика в мир знаний и ценностей, а ставит его самого в ситуации поиска истины, критической оценки, столкновения различных взглядов, т.е. учитель  обучает ученика способам существования в мире культуры, оказывает ему всемерную помощь и поддержку в самореализации как человека культуры.

            Анализ работы в школе  показывает, что особая роль отводится позиции педагога в общении, которая характеризуется признанием ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Учителя школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-то и учителям, и остальным участникам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями, интересами, отношением к содержанию и форме порожденного им текста или высказывания.

Но для того, чтобы ввести учащегося в активную речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, необходимо повышать уровень коммуникативной культуры учителя до необходимости видеть в учащемся личность. Учителю предлагается усвоить несколько элементарных правил:

-выделить другого из множества лиц - узнать его;

-принимать другого  таким, каков он есть;

-помочь другому  познать себя, людей, мир;

-воспитать другого можно, только воспитывая себя;

-общение учителя и ученика - основа педагогического процесса;

-обучить общению можно только в общении;

-слушать - тоже общение;        

-учитель - организатор учебного сотрудничества учащихся;

-ученик научится сам, когда научит другого;        

-трудность общения есть одновременно трудность познания

В современных условиях отхода от авторитарной педагогики     социальная значимость коммуникативной культуры заключается в том, что  учитель, владеющий ею, способен создать благоприятную психологическую  атмосферу во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации,  гуманитаризации и демократизации.

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией,  взаимопознание,  взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

- уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

-  владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

-  уметь вставать на точку зрения ученика;

- уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

- уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

- быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

-   уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

- уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не  замечать  некоторых  негативных  моментов,  быть готовым  к  улыбке;

     -  уметь не бояться обратной связи от учеников;

- уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

         Показателем коммуникативной культуры учителя является, прежде всего, гуманистическая позиция (интерес к другому человеку, к изучению самого себя), а затем уже средства, техники общения. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – это не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями; общий язык с детьми – это не язык команд и послушания, а язык доверия . Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.    

          Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

     Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности.

      Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.

       Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

Профессионально-педагогическая  культура  и  культура  речи

Коммуникативные качества и свойства личности педагога

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.
    Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.
     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.
     К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

  • характеристики речи:
  • четкая дикция,
  • выразительность;
  • личностные особенности:
  • общительность,
  • открытость,
  • умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

  • коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;
  • альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

  • невыразительная речь;
  • дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
  • необщительность;
  • замкнутость;
  • погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
     К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

  • умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
  • умения управлять своими эмоциями;
  • наблюдательность и переключаемость внимания;
  • социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
  • умение "подавать себя" в общении с учащимися;
  • речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику  педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

  • экспрессивных умений и способностей:
  • выразительность речи,
  • выразительность жестов,
  • выразительность мимики,
  • выразительность внешнего облика;
  •  умений и способностей:
  • умение понять состояние ученика,
  • умение установить с учеником контакт,

            умение и способность составить адекватный образ ученика

Практическая  часть.

 Целью  первого  исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры  у  преподавательского состава.

Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от  35до 65 лет;

Для обследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной культуры использовалось тестирование - тест В.Ф. Ряховского.

Психологический тест В.Ф. Ряховского имеет своей целью определить общий уровень общительности. Для этого испытуемым предлагается ответить "да", "нет", "иногда" на 16 вопросов. За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, "иногда" - 1 балла, "нет" - 0 баллов. Затем по общей сумме баллов определяется уровень общительности:

•  30-32 балла - очень низкий;

•  25-29 баллов - низкий;

•  19-24 баллов - средний;

•  14-18 баллов - выше среднего;

•  9-13 баллов - высокий;

•  4-8 баллов - очень высокий;

    3 и менее - общительность носит болезненный характер.

2. 2. Результаты исследования.

      Полученные данные позволили выделить реальные уровни сформированности коммуникации и определить ряд факторов, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры. Как видно из полученных данных, 52,2% исследуемых имеют низкий уровень общительности, т.е. они набрали 25-28 баллов, что по критериям теста означает: эти учителя неразговорчивы и замкнуты, предпочитают одиночество. Новая деятельность и необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность характера и бывают недовольны собой.

     Средний уровень общительности (19-24) имеют 20% исследуемых. Эти испытуемые в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.

     Общительность выше среднего уровня (I4-18 баллов) имеют 13,4% исследуемых. Для этих педагогов характерна нормальная коммуникабельность: они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости; без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми; в то же время не любят шумных компаний.

Высокий уровень общительности имеют 13,4%. Они весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми; любят быть в центре внимания, они могут вспылить, но быстро успокаиваются.

        Целью второго исследования явилось проведение диагностики  на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий.  Тест взят из книги  И.И.Загорецкой  «Коммуникативная культура педагога  и руководителя».

Исследование проводилось с преподавателями гимназии в возрасте от 35 до 65 лет.

Для проведения исследования использовался метод тестирования.

Тест предполагает варианты ответов: полное согласие оценивается 2 баллами: если возникает сомнение ( не знаете, затрудняетесь ответить, иногда бывает), то начисляете себе 1 балл; если ответ отрицательный – 0 очков. Затем по общей сумме баллов определяется,   волевой ли вы человек:

- 0-12 баллов – с силой воли у Вас неблагополучно;

-13-21 балла – сила воли у Вас средняя;

-22-30 баллов – с силой воли у Вас все в порядке.

     

    Результаты исследования.

    Полученные результаты тестирования позволяют определить, насколько сила воли влияет на развитие коммуникативной культуры. Из полученных данных видно, что у 45,4%  с силой воли  неблагополучно. К обязанностям относятся без  особого усердия, и это часто становится причиной самых разных неприятностей в достижении поставленной цели.

    У 30 %  педагогов сила воли средняя. Это значит,  что если они сталкиваются с препятствием, то начинают действовать, чтобы его преодолеть, но предпочитают воспользоваться обходным путем. По доброй воли лишние обязанности на себя стараются не брать.

    С силой воли все в порядке показали 24, 6 % . На таких педагогов можно положиться: они никогда не подведут, чувствуют себя свободно и обоснованно выбирают тактику общения.

 Заключение.

     Психологический механизм коммуникативной культуры педагога определяется личностью педагога, направленностью на приобретение своих взглядов и внутреннего мира по отношению к различным субъектам учебного процесса. На первое место выдвигается активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира. Такой компонент коммуникативной культуры учителя как ценностное отношение к обучаемому   нуждается  в развитии.

      На основании результатов проведенных тестов в нашей гимназии нужно поработать над способами и средствами развития коммуникативной культуры педагогов. Мною разработана памятка «Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми». Материал данной работы можно использовать при проведении педсовета «Основы коммуникативной культуры педагога».

   

Список литературы.

1.        Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып.5.

2.        Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998.

3.        Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993

4.        Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998.

5.        Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога., Спб., Просвещение., 2004.-158 с.

6.      Зарецкая  И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. – М.: Сентябрь, 2002.-159 с.

7.        Кузнецова В.В. Коммуникативно-речевая культура учителя и педагогическая этика. Современные проблемы науки и образования.-2009-№6.,-с. 58-60.

8.      Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 48с.

9.        Станкин М.И. Психология общения. - М., 1996.

10.        Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя.- М., 1993.

Приложение.

«Оценка уровня общительности»

Данный тест, оценивающий общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Опросник

1.        Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.        Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.        Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4.        Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.        Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.        Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7.        Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.        Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.        В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.        Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.        Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12.        Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.        У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.        Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.        Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.        Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Тест «Волевой ли вы человек?»

Данный тест взят из книги И.И.Зарецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя».

Инструкция: дайте ответы на несколько простых вопросов. Тест предполагает варианты ответов: полное согласие – 2 балла; если возникает сомнение – 1 балл; ответ отрицательный – 0 очков.

Вопросы:

1. В состоянии ли Вы завершить работу, которая Вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли в себе силы встать утром раньше обычного,  как решили накануне. Если делать это совсем не обязательно?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх полет самолетом или посещение зубного врача, сумеете ли преодолеть страх и не изменить в последний момент принятого решения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли сгоряча данное обещание, даже если выполнение его потребует от вас немало усилий?

11. Без колебаний ли Вы соглашаетесь поехать в командировку в незнакомый город?

12. Строго  ли придерживаетесь распорядка дня, намеченных планов?

13. Относитесь ли неодобрительно к тем, кто задерживает взятую у Вас книгу?

14. Вас не заставит даже самая интересная телепередача отложить выполнение срочной работы?

15. Сможете ли усилием воли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к Вам слова?

Как улучшить взаимоотношения с окружающими людьми

1. Отношения с людьми – главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.

2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное – программа или план урока. Намного важнее – ученики, их интересы, стремления.

3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.

4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса

5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.

6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.

7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.

8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.

9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная культура педагога

Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для на, что, к...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Коммуникативная культура педагога

Выступление на педагогическом совете...

Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя

Из опыта работы представлен материал проведенного мной и моими коллегами межрегионального методического обьединения по теме "Коммуникативная культура педагога"...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя

Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя...