Методический семинар "Коммуникативная культура педагога"
учебно-методический материал
материалы к методическому семинару
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профессиональная компетентность педагога | 2.92 МБ |
коммуникативная культура поведения | 878 КБ |
профессиональная компетентность педагога | 25.77 КБ |
рефлексия | 1.52 МБ |
практикум_презентация | 996.32 КБ |
Задание 3_Чистота речи | 11.44 КБ |
Задание 4_Выразительность речи | 11.5 КБ |
Задание 1_говорите правильно | 13.98 КБ |
Задание 2_Богатство речи | 11.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие; - три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими; -три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Методический семинар «Коммуни-кативная культура педагога» 31.10.2017 г Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства. Задачи: способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей; совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с обучающимися. План проведения Профессиональная компетентность педагога. (А.В.Алтухова) Основы коммуникативной культуры педагога. (М.В.Березовская) Практическая часть «Коммуникативные качества красивой речи». (В.Ю.Гончарук, Е.И.Тарасова) Рефлексия. (Э.П.Торыт)
Компетентность педагога Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий
Профессиональная комп етентность педагога это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Основные составляющие компетентности педагогических работников Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности.
Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах, а также квалифицированн ая работ а с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач,
Основные составляющие компетентности педагогических работников Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Основные составляющие компетентности педагогических работников Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Коммуникативная Культура педагога исскуство общения
Коммуникативная культура – это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя коммуникативные умения, ценности, опыт, позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. УМЕНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ, ЗАВОЁВЫВАТЬ ИНИЦИАТИВУ В ОБЩЕНИИ; УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ; НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ; СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ, Т.Е. ПОНИМАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ; УМЕНИЕ «ПОДАВАТЬ СЕБЯ» В ОБЩЕНИИ; РЕЧЕВЫЕ (ВЕРБАЛЬНЫЕ) И НЕРЕЧЕВЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ) УМЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ И ДР.
Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры самопрезентация театрализованная игра актёрский этюд инсценирование монтаж игротека диалог хоров драматизация пантомима брифинг дискуссия творческий показ
Педагогический потенциал данных методов и форм заключается в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций; смене социальных, педагогических и драматических ролей; активном действии и взаимодействии; в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций; в рефлексии переживаемого состояния; в осмыслении своего отношения к ситуации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативная культура- совокупность специальных знаний, навыков и умений, с помощью которых педагог предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.
Коммуникативная культура-условие и предпосылка эффективности преподавательской деятельности, показатель компетентности и профессионального самосовершенствования. Педагог, как специалист, должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений, способностей, развивающих важные психологические качества, являющиеся составляющими компетентности педагога. .
Коммуникативная культура преподавателя как основное требование к профессиональной подготовке учителя. Педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные многоплановые отношения с партнерами по контакту в рамках общеобразовательного процесса. Общение- основа педагогической деятельности. От уровня общения между педагогом и учащимися зависит степень их познавательного интереса к предмету и в значительной мере определяет результативность овладения предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений.
Коммуникативная культура педагога- это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно – воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения
Из чего складывается коммуникативная культура учителя ? Личностные качества Ценностные ориентации Установки, проявляющиеся в отношении к людям Техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия до другого человека, приемами саморегуляции. Создание рабочего творческого самочувствия.
Основа коммуникативной культуры педагога. 1. Коммуникабельность-способность испытывать удовольствие от процесса общения 2. Социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей 3. Альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Педагогическая речь должна обеспечить: а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками; б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства обучаемых с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности; в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения; г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Требования к речи педагога содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова его делам; умелое использование невербальных средств общения (жесты, мимика, пантомимические движения).
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Задумайте свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
Ответьте на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный).
Запишите свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).
Слайд 2
- Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
- Три характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
- Три характеристики города – какими бы вы хотели видеть себя в работе.
Слайд 3. Профессиональная компетентность педагога
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Слайд 4. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
Слайд 5. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- Слайд 6. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- Слайд 7. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
- Слайд 8. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
- Слайд 9. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Слайд 10.
Слайд 11. Коммуникативная культура – это профессионально значимое качество личности, которое включает в себя
- коммуникативные умения,
- ценности,
- опыт,
позволяющие достигать взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Искусство общения проявляется в ситуациях межличностного взаимодействия.
Слайд 12. Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
- умения устанавливать эмоциональный контакт,
- завоёвывать инициативу в общении;
- умения управлять своими эмоциями;
- наблюдательность и переключаемость внимания;
- социальная перцепция, т.е. понимание
- психологического состояния по внешним признакам;
- умение «подавать себя» в общении;
- речевые (вербальные) и неречевые (невербальные)
- умения коммуникации и др.
Слайд 13. Методы и формы, способствующие формированию коммуникативной культуры
- самопрезентация
- театрализованная игра
- актёрский этюд
- инсценирование
- монтаж
- игротека
- диалог хоров
- драматизация
- пантомима
- брифинг
- дискуссия
- творческий показ
Слайд 14. Педагогический потенциал данных методов и форм заключается
- в проживании и переживании реальных жизненных и игровых ситуаций;
- смене социальных, педагогических и драматических ролей;
- активном действии и взаимодействии;
- в опыте разрешения конфликтных и коммуникативных ситуаций;
- в рефлексии переживаемого состояния;
- в осмыслении своего отношения к ситуации.
Далее в своем выступлении Маргарита Владимировна расскажет нам об основах коммуникативной культуры педагога.
________________________________________________________________________
СЦЕНКА
- Вы к семинару приготовились? Вика
- Приготовиться можно только к прыжку или ко сну, а перед таким важным мероприятием спрашивают: "Вы сготовились, прицелились, обустроились, снарядились?" Лена
- Тоже сказала! Снарядиться можно только в путь-дорогу или снарядиться в новую шубку. Правильно надо сказать: "- Вы к семинару припаслись?" Эмма
- Это белки и ежики припасаются, а мы же…ПЕ-ДА-ГО-ГИ! В таких случаях говорят: "Вы в полной боевой готовности?" Рита
- Ну и ну! Мы и так всегда в полной боевой готовности: поддержку детской инициативы осуществляем, компетентность родителей повышаем, преемственность со детским садом реализуем. А вы….!!!! Ну и ну! Зачем же спрашивать, вы в полной боевой готовности?" Алена
- Ну что вы раскричались как сороки. Все варианты верные. Вика
Мда… великий и могучий русский язык , трудно его держать за зубами. Лена
Елена Ивановна и Виктория Юрьевна проведут практикум «Коммуникативные качества красивой речи»
__________________________________________________
Прежде чем перейти к рефлексии сегодняшнего семинара, я хочу вам рассказать притчу.
Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?
Прежде, чем произнести слово, подумайте, зачем вы его произносите!
Вашему вниманию Эмма Петровна с рефлексией.
В завершении нашего семинара мы предлагаем вам заполнить анкету «Оценка методического семинара»
Мы подготовили брошюры с полезной информацией по теме семинара.
А закончить семинар мне хочется такими словами.
“Жизнь есть театр, и люди в ней актеры”
И кто сказал: Учитель не актер?
Актеры, сценаристы, режиссеры…
Наш с вами, сударь, беспредметен спор.
Звенит звонок, терзая трелью нервы.
Один – не три: последний – он же первый,
И опоздавшие появятся… на сцене,
С беспечностью срывая представленье.
Звенит звонок сомнений и тревог –
Маэстро – выход! Да хранит нас Бог!
Анкета
Оценка методического семинара «Коммуникативная культура педагога»
В целях оценки методического семинара и совершенствования дальнейшей деятельности просим оценить свое отношение к семинару.
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________
Из сегодняшнего семинара я узнала _______________________________
В ходе семинара мне понравилось _________________________________
Было трудно _______________________________________________________
Я попробую _______________________________________________________
Мне захотелось ____________________________________________________
Какую бы тему хотела обсудить? _____________________________________
__________________________________________________________________
Я оцениваю семинар ____________________________________________
Дата 31.10.2017 г Подпись _____________________________
Спасибо всем за участие!
Анкета
Оценка методического семинара «Коммуникативная культура педагога»
В целях оценки методического семинара и совершенствования дальнейшей деятельности просим оценить свое отношение к семинару.
Ф.И.О. педагога ____________________________________________________
Из сегодняшнего семинара я узнала _______________________________
В ходе семинара мне понравилось _________________________________
Было трудно _______________________________________________________
Я попробую _______________________________________________________
Мне захотелось ____________________________________________________
Какую бы тему хотела обсудить? _____________________________________
__________________________________________________________________
Я оцениваю семинар ____________________________________________
Дата 31.10.2017 г Подпись _____________________________
Спасибо всем за участие!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он - образец красивой речи.
Освещая путь детишкам
Лучики бегут навстречу
Облака для нас - общение Вербальное общение Невербальное общение
поза,жесты , взгляд,слова , мимика,контакт
Что за чудо-красота?
Появилась радуга
Правильность Л огичность Т очность Б огатство Ч истота В ыразительность У местность
ошибки
Гордились русской речью, Её величеством и силой. Знания о речи только радость приносили.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говорите правильно! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 2 2 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 2 1 Ключ: Шкала оценки уровня культуры речи педагога: Количество ошибок Уровень культуры 0 – 2 высокий 3 – 6 удовлетворительный 7 – 10 низкий
Исправьте ошибки: Познакомьтесь с приказом Я одену пальто Нет носок Потерялся туфель Играет значение Имеет роль Платье без плечей Пирожки с повидлой
Стихи для запоминания ударений в словах: Мы не жулики, не воры, подписали договОры . Здесь стилисты-практиканты всем завязывают бАнты . Как у нашей МАрфы есть в полоску шАрфы ! Долго ели тОрты – не налезли шОрты . Срубили ель, сорвали щавЕль . В огороде баба Фёкла , у неё на грядке свЁкла . Баба Фёкла копала свЁклу , а Коко Шанель любила щавЕль . Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзИ . Начинить чтоб пирог, Ты купи-ка творОг ! Тяжела была работа – В теле всём теперь ломОта . Жалко весь, так дайте хоть Кекса вашего ломОть . ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,чтоб ты запомнить верно смог. ( ЗвонИт и говорИт .)
Найдите ошибку и исправьте. Добрый мир лучше худой ссоры. Валит со здоровой головы на больную. Нашла коза на камень. Не зная броду, не суйся в моду. В здоровом теле здоровый пух. Купить кита в мешке.
Объясните значение иностранных слов: « дежавю » и «комильфо» ДЕЖАВЮ ( фр.) – психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз. КОМИЛЬФО (фр. – «как надо», «как следует») – приличный, хороший тон.
Подберите нужный глагол: (на катере) Вы на следующей пристани … ? (в автобусе) – Вы на следующей остановке … ?
Произнесите фразу с разными интонациями Здравствуйте! «Это я!» «Умница! Молодец!» «Вы поняли меня?» «До встречи!»
Правильность речи Богатство речи Выразительность речи Точность речи Чистота речи
Предварительный просмотр:
Задание.
Определить по жаргонным словам, к какой социальной среде они относятся?
Шмотки, дискач, клубешник, база, предки, чикса, чувак, потрещать, отпадный, уматово, прёт. | |
Пара, шпора, классуха, контроха, домашка, ботан, историчка, физра. |
Расшифруйте язык программиста.
«дрова» | |
«сервак» | |
«клава» | |
«проги» | |
«юзер» | |
«хакер» | |
«джобать» | |
«заглючил» |
Предварительный просмотр:
Задание.
Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
- Всякому овощу своё время.
- Что написано пером, то не вырубишь топором.
- Мягко стелет, да жёстко спать.
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Предварительный просмотр:
Говорите правльно!
Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2). Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.
Опросный лист
- асиммЕтрия – асимметрИя
- бАнты – бантЫ
- вклЮчит – включИт
- газопрОвод – газопровОд
- диспАнсер – диспансЕр
- ломОта – ломотА
- дремОта - дремотА
- зАдать – задАть
- зАнять – занЯть
- звОнит – звонИт
- катАлог – каталОг
- красИвее – красивЕе
- кУхонный – кухОнный
- меньшИнства – меньшинствА
- мусоропрОвод – мусоропровОд
- никчЕмный – никчЁмный
- обеспЕчение – обеспечЕние
- обОдрить – ободрИть
- осУжденный – осуждЁнный
- плЕсневеть – плесневЕть
- полигрАфия – полиграфИя
- пОнял – понЯл
- премИровать – премировАть
- принУдить – принудИть
- слИвовый – сливОвый
- тУфля – туфлЯ
- углУбленное изучение – углублЁнное
- хАос – хаОс
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение как ресурс формирования и развития инновационной культуры педагога
В статье дано краткое описание системы работы по повышению квалификации педагогов в стенах учреждения: цели, мотив, этапы и направления деятельности, показатели эффективности....
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
2. Учебно-методическая работа. 2.2 Методическое руководство группой педагогов: Наставничество в ОУ
Наставничество...
Круглый стол для педагогов «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»
Обобщение знаний педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в дополнительном образовании...
Методическая культура педагога как фактор роста качества образования
Представлен опыт работы в педагогическом коллективе...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов
2. Учебно-методическая работа 2.2 Методическое руководство группой педагогов...