Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
материал на тему

Крылова Наталья Михайловна

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.

Учитель, ученики и родители включатся в широкий спектр отношений, ситуаций, котрые перерастают с определённой периодичностью в конфликты. Конструктивная позиция учителя в конфликте, его конфликтологическая компетентность предполагает наличие не только определённых знаний по психологии, но и по психологии конфликта, благодаря которым он сможет предвидеть развитие учебной ситуации по непредсказуемому сценарию. Материал будет полезен как учителям, администрации школы. так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konfliktologicheskaya_kompetentnost.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12 г. Красногорска

Крылова Н.М.

Содержание

  • 1. Введение……………………………………………………………………3
  • 2. Основная часть…………………………………………………………….4

2.1. Понятие конфликтологической компетентности………………….4

2.2.Понятие конфликта…………………………………………………..5

2.3. Причины возникновения конфликтов……………………………..7

2.4.Особенности конфликтов в современной школе…………………..8

2.5.Подходы к разрешению конфликтов……………………………...10

  • 3. Заключение ..………………………………………………………………11
  • 4. Список литературы……………………………………………………….14

  • 1. Введение

Если хочешь навести порядок в провинции,

наведи порядок в городах.

Если хочешь навести порядок в городах,

наведи порядок в семьях.

Если хочешь навести порядок в семьях,

наведи порядок в своей семье.

Если хочешь навести порядок в своей семье,

начни с самого себя!

Старинная китайская мудрость

Школа – это особое учреждение и часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт, воспитывается характер, воля, трудолюбие и личностные качества, а также формируется система ценностей.

Учитель, ученики и родители включаются в широкий спектр отношений, ситуаций, которые перерастают с определённой периодичностью в конфликты. Споры, драки, вандализм и сквернословие, к сожалению, являются неотъемлемой частью школьной повседневной жизни. Не всегда удаётся разрешать конфликты при помощи администрации школы и учителей.

В ходе многолетних наблюдений за школьными учителями, установлено (3), что конфликты с учениками являются одним из главных источников стресса и эмоционального угасания интереса в педагогической деятельности. Большинство педагогов отмечают, что современные школьники ведут себя более независимо и свободно, разговаривают с учителями на равных, а это значит, что с ними приходится обращаться деликатнее, проявляя чудеса педагогической эквилибристики при выборе способов взаимодействия в предконфликтных и конфликтных ситуациях (4).

Конструктивная позиция учителя в конфликте, его конфликтологическая компетентность предполагает наличие не только определённых знаний по общей психологии, но и по психологии конфликта, благодаря которым он сможет предвидеть развитие учебной ситуации по непредсказуемому сценарию.

Конечно, проблема конфликтности школьной среды намного шире, чем простое наличие или отсутствие знаний и навыков по работе с конфликтами. Ведь, кроме передачи знаний, задачей школы также является подготовка детей к конструктивному взаимодействию. Современная школа должна быть безопасной и свободной от насилия, формирующей терпимость и уважение к людям, способствующей определению ценностно-смысловых ориентиров (5).

  • 2. Основная часть

2.1. Понятие конфликтологической компетентности

Общее представление о компетентности связано с эффективностью определённой деятельности. Термины "компетенция" и "компетентность" являются творческим преобразованием английского термина competence (происходит от латинского competentis) - "принадлежность по праву", т.е. круг вопросов, в котором данное лицо обладает опытом, познаниями, позволяющими судить о чем-либо. Русскоязычная интерпретация этого слова определяет компетенцию как совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён (2) или область, в которой следует разбираться, и как то, что имеет определённые границы (7), а компетентность – как уровень способности конкретного лица эффективно действовать в рамках компетенции (7) или использование профессиональных знаний и навыков при решении разного рода задач (2), в данном случае при разрешении конфликтной ситуации.

Конфликтологическая компетентность педагога может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый - предусматривает способность к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия в определённых рамках, и владение способами регулирования для разрешения проблемы. Второй - предусматривает умение прогнозировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; а также включает владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия (7).

Конфликтологическая компетентность является одной из важнейших характеристик профессионализма, и, прежде всего, в гуманитарных областях деятельности, поэтому её можно рассматривать как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности. Последняя включает в себя осведомленность о возможных стратегиях поведения в конфликте и умение адекватно применять эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. На основании этого, в общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению (7).

Кроме того, конфликтологическую  компетентность можно рассматривать как регуляторную подсистему профессионально значимой стороны личности, включающую соответствующие специальные знания и умения. Более того, такая компетентность – это способность действующего лица (педагога, организации, социальной группы и т.д.) в реальном конфликте осуществлять действия, направленные на минимизацию деструктивных, т.е. разрушительных форм конфликта.

Формирование свободных личностей предполагает развитие у них навыков самостоятельного, логически грамотного рассуждения, умения принимать социально и морально ответственные решения, что включает и такую составляющую, как конфликтологическая компетентность.

2.2. Понятие конфликта

Что же такое конфликт? Конфликт в самом общем виде – это специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Если мы признаем противоречивый характер процессов развития, то следует обсуждать конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной коммуникативной деятельности. До наших дней эффекты боязни конфликтов (конфликтофобии), остаются очень устойчивыми, тогда как понимание конфликта как связующего, а не разобщающего звена есть одно из оснований конфликтной компетентности (7).

Кроме того, конфликт – это ещё и социально-психологическое явление, обусловленное индивидуальностью каждого человека, автономностью внутреннего мира личности, закрытой для другого и открывающейся в общении с этим другим. Индивидуальность человека неповторима и уникальна, так как определяющих её развитие факторов много, а сочетание этих факторов бесконечны: наследственность, среда, возраст, пол и статус, история жизни и уровень обучения, характер воспитания, материальный достаток

Конфликт объективен, полезен, интересен и наполнен внутренним смыслом, считает Корепанова и др. Разрешение его – всегда движение вперёд, а значит, духовное обогащение человека. Но конфликт ввергает человека в сильное психологическое напряжение, острые переживания, неприятные воспоминания, иногда из-за него разрушаются отношения с людьми. Поэтому люди, чаще всего,  относятся к конфликтам как к чему-то негативному. Обычно. Это происходит потому, что у них нет точного и ясного представления о конфликте и они любое столкновение (ссору, скандал, драку) расценивают как конфликт.

Таким образом, конфликт – это противоречие двух субъектов, возникшее из-за стечения обстоятельств и выраженное в виде инцидента (или столкновения) вокруг одного и того же предмета интересов (объекта интересов) (9).

Человек, вовлеченный в конфликт, теряет способность осмысления происходящего и не может увидеть собственной роли в нем. А педагог или специалист этой области не должен терять такую способность, тем более что конфликт – это один из предметов применения его профессиональных способностей и даже целая область исследования в последнее время (8).

2.3. Причины возникновения конфликтов

Из-за чего же возникают конфликты?

Конфликты могут возникать по причине относительной психологической несовместимости люде, вынужденных в силу обстоятельств ежедневно контактировать друг с другом. Чтобы понять суть подобных конфликтов, следует рассмотреть сферу межличностных отношений и, в частности кратко описать черты характера человека, ярко проявляющиеся в контактах. По Корепановой, их можно сгруппировать следующим образом: доминантность – недоминантность, мобильность – ригидность, экстраверсия – интроверсия.

Доминантного человека можно распознать по тому, как он идёт, сидит, говорит. Во всём видны его решительность и уверенность в себе. Он настроен на обязательное интеллектуальное или физическое превосходство. Его осанка, мимика, взгляд подчёркивают уверенность в себе. Таким людям очень нелегко признавать свою неправоту, даже если она очевидна. Полная же противоположность – недоминантный человек. Он нерешителен, уступчив, предупредителен. У доминантного человека могут вызвать раздражение оба типа людей: другой доминантный – из-за решения вопроса приоритетности позиций, а недоминантный – из-за его «слабости», уступчивости перед сильным (9).

Специфика в манере общения проявляется и при мобильном или ригидном характере. У мобильного человека речь тороплива, мимика богата. Он непроизвольно торопит с ответом, стиль высказываний небрежен. Совсем иные проявления у ригидного человека. Он основателен, говорит неспешно, не любит, чтобы его перебивали. Мобильный субъект может вызвать у ригидного раздражение, потому что расценивается им как «балаболка» и несерьёзный человек.

У третьей пары экстра и интровертов также может возникнуть конфликты из-за психологической несовместимости. Экстраверт расположен к общению, а отсутствие людей его тяготит, жажда общения – его насущная потребность. У интроверта всё наоборот. Чувства переживаются «внутри себя». Он молчун, чувствителен к ироничному тону, так как боится выглядеть смешным. Выраженный интроверт может воспринимать интроверта как хитрого, зазнающегося, а иногда и злого человека (9).

Вмешательство в конфликтные ситуации, указанные выше, чрезвычайно важно, а при снятии конфликта необходимо понимание индивидуальных  психологических различий участников. Поэтому педагогу для развития собственной конфликтологической компетенции следует знать или выяснить такие особенности своих учеников и учитывать их для предотвращения затруднений в общении (1).

2.4. Особенности конфликтов в современной школе

Конфликты являются частью школьной жизни. Практически каждый учитель стремится к тому, чтобы нивелировать конфликт и более конструктивно управлять нестандартными педагогическими ситуациями, но, несмотря на это, стрессовая школьная атмосфера и отсутствие сил и времени приводят к формализму при решении данной проблемы. В конфликте пытаются определить зачинщика, найти виновных и невиновных, осудить одного школьника и защитить другого, установить истинные мотивы поведения оппонентов (5).

Практически в каждом классе есть дети, которые регулярно оказываются втянутыми в какие-либо конфликты и обращают на себя внимание агрессивным поведением. Поэтому очень важно обучать неадекватных школьников умению контролировать свои эмоции. Развивать у них альтернативные способы выражения страха или агрессии.

Затравленные одноклассниками или учителями ученики, как правило, боятся публично выражать своё мнение, ничего не делают и не проявляют инициативу, редко поднимают руку и отстаивают своё мнение.

Агрессивные и озлобленные ученики, наоборот, выбирают конфликтную стратегию поведения в отношении не только одноклассников, но и учителя. Всё время они оказываются в эпицентре  событий, не давая учителю вести урок, а одноклассникам  - нормально работать.

Неразрешённые конфликты с учителями и одноклассниками  являются одной из основных причин ухода ребёнка из школы, приводят к созреванию комплекса неполноценности, нарушению личностного развития, закреплению негативного отношения к школе и непрерывному неврозу. Взаимная неприязнь и напряжённые отношения между детьми могут продолжаться на протяжении всего срока обучения в школе. В результате в классе появляются ярко выраженные агрессоры или «белые вороны» (5).  

В течение длительного времени учителю, работающему с проблемным учеником или учениками, следует фиксировать на бумаге или на диктофон факты конфликтного поведения, чтобы своевременно обращаться за помощью к психологу, социальному педагогу или администратору школы и правильно строить свою собственную линию поведения.  С одним ребёнком бывает достаточно простого разговора по душам и возможности излить накопившиеся эмоции, а при оказании помощи другому ребёнку может потребоваться не один год изнурительных занятий  с привлечением целого ряда специалистов.

Проблема каждого школьника индивидуальна и не приемлет типовых решений, какими бы очевидными они не казались. Следует помнить, что проблемных детей воспитывают проблемные родители. Конечно, опытный учитель должен заранее предугадывать негативные последствия конфликта, однако его конструктивная позиция в конфликте зависит не только от определённых знаний, опыта и интуиции, но и способности контролировать свои эмоции и понимать специфику межличностных отношений в классе, где он работает (8)

Причина разрастания многих конфликтов в школе заключается в низкой культуре общения отдельных учителей. Такие учителя, как правило, не сдерживают свои негативные эмоции, позволяя себе резкие и обидные слова в адрес учеников, высмеивают их перед одноклассниками. С одной стороны, это позволяет сбросить эмоциональное напряжение учителю, с другой – приводит к потере репутации в ученическом коллективе (5).

В одних ситуациях разрешение конфликтов, может происходит весьма корректно, профессионально и грамотно в случае с конфликтологически грамотным педагогом, а в других – непрофессионально, безграмотно, с отрицательным исходом для всех участником конфликтов (6).  

В большинстве российских школ традиционно используется несколько подходов к разрешению конфликтов, которые рассмотрим в следующем разделе.

2.5.Подходы к разрешению конфликтов

1. Административный подход – применяется непосредственно в классе, кабинете директора, на педсовете, совете по профилактике или на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Главная цель администрации – найти виновного и наказать в качестве примера для остальных. Силовое, административное разрешение конфликта – это, как правило, подавление интересов конфликтующих, исключение или перевод в другую школу, различные варианты разъединения конфликтующих (5).

2. «Поговорим после школы» - неформальное выяснение отношений между ребятами за пределами школы в виде «полукриминальных разборок». Иногда учителя и родители даже не подозревают о наличии серьёзных конфликтов между отдельными учениками и позднее лишь разводят руками. Целью таких выяснений отношений является в демонстрации превосходства (физического или психологического) (5).

3. Направление обидчика к социальному педагогу или психологу – с целью воспитательной беседы. Профилактическая беседа с участниками конфликта напоминает процесс пожаротушения, пожар может быть потушен, а последствия остаются разрушительными. Изучение поведения провинившихся показывает, что они мало понимают происходящее в кабинете социального педагога. Повышенный тон и содержание беседы заставляет ученика постоянно обороняться, перекладывать вину на пострадавшего. У многих детей посещение психолога вызывает недоверие и настороженность (5).

4. Доверительный разговор с родителями и между родителями.  Родители, подавляя или поощряя конфликтное поведение ребёнка, убеждены в том. Что они заботятся о его благе. Отношения между детьми – это отражение отношения взрослых к самим себе и к своим детям. В процессе такой  беседы родителям приходится по-новому выяснять суть проблемы, восстанавливать «историю конфликта». Узнавая новые нелицеприятные факты поведения ребёнка, родители не знают как выйти из конфликта с наименьшими потерями для себя и ребёнка (5).

Родители участников конфликта приглашаются на беседу к директору или завучу, созваниваются, встречаются друг с другом. На данных встречах наблюдается выплеск негативных эмоций и желание отомстить за реальные и мнимые обиды, которые затрудняют разрешение конфликта. Иногда взрослые настолько увлекаются «боевыми действиями» друг против друга, что забывают об интересах детей и о предмете конфликта.

В каждом определённом случае педагогу необходимо учитывать различные нюансы того или иного конфликта или конфликтогенной ситуации для выбора определённого подхода к их разрешению. А для этого учитель должен обладать необходимой конфликтологической грамотностью (или компетентностью).

  • 3. Заключение

Итак, согласно современной конфликтологической концепции, конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать, оправдывая свою несдержанность «естественным состоянием». Данная позиция основывается на знании особенностей природы человека. Действительно, личность конфликтогенна, то есть обладает определённым потенциалом противоречий. Это, с одной стороны, даёт возможность развиваться личности и обществу, а с другой – создаёт непростые взаимоотношения между людьми и сообществами. Отсюда вытекает вывод о том, что конфликт в обществе и в школе выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции. Правда, для перехода конфликта в конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества – участники конфликта или люди, могущие разрешить конфликт, обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека.

       Профессиональный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.

       Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу потребуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми (5, 7,).

        Предупреждение конфликтов требует от человека  напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом (7, 9).

Таким образом, реализация данного проекта, поможет мне, как учителю, более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в школе, а значит, поможет повысить профессиональную и конфликтологическую компетентность в частности.

И наконец, важно отметить, что педагог может испытывать конфликт этических норм в своем сознании, если четко не осознает наличие закономерных противоречий между этическими нормами: общими, личными, профессиональными. Именно нарушение социальных норм коммуникации и разрушение ценностных ориентаций являются основными факторами обострения конфликтов в период социальных потрясений и инноваций (7). Поэтому построение новых взаимоотношений человека с миром, другими людьми, сохранение самого ценного, что делает людей человечными – это основной смысл в формировании конфликтологической компетентности.

\

  • 4. Список литературы
  1. Анцупов А.Я. - Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Алфёрова Л.В., Е.А. Башмакова, Водянский А.М. и др. Инвариантный академический модуль «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики». - Мин обр. Московской области ГОУ Педагогическая академия, 2011г.
  3. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: изучение и управление. Институт социологии РАН, Центр конфликтологии. – М.: КомКнига, 2006г.
  4. Гребёнкин Е.В. Конструктивная конфликтология в школе: учебное пособие.  Новосиборск: изд. НГПУ, 2010г.
  5. Гребёнкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. Психологический практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2013г.
  6. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М.:Эксмо, 2005г.
  7. Комалова Л.Р. . Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции, приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября 2005 г. Редколлегия А.В.Тихонов (отв. ред.), и др. - М.: Институт социологии РАН, 2006г., С. 347-351.
  8. Котова С.А., Кулганов В.А. Как сохранить здоровье, работая в школе. – М.: НИИ школьных технологий, 2010г.
  9. Корепанова М.В., Гончарова О.В., Лавринец И.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Издательский центр «Академия»¸ 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Составляющие профессиональной культуры педагога»

Самостоятельная работа «Составляющие профессиональной культуры педагога» по курсу " Образование и общество. актуальные проблемы психологии и педагогики" ( академический инвариант )...

Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)

Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...

Профессиональная культура педагога как многоаспектный феномен

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона про...

ИКТ Компетентность педагогов в их профессиональной деятельности.

ИКТ компетентность современного педагога....

«Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта»

В статье говорится об общей психолологической характеристике класса и особенностях педагогического взаимодействия с ним. А также об индивидуальной психологической характеристике учащегося. Даны рекоме...

Психодиагностическая компетентность педагога, как требование профессионального стандарта

В материале дана общая характеристика класса и особенности педагогического взаимодействия с ними. Также дана индивидуальная психологическая характеристика учащегося и учет личностных особенностей учащ...