Коммуникативная культура педагога
статья на тему
Предварительный просмотр:
Коммуникативная культура педагога
учитель начальных классов г. Пушкино
Гладун Елена Николаевна
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться.
Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Компонентами коммуникативной культуры педагога являются:
- Эмоциональная культура,
- культура мышления,
- культура речи,
- культура общения.
Эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности. Эмоциональная культура педагога подразумевает умение управлять своими собственными эмоциями, т. е. эмоциональную устойчивость, а также способность воспринимать внутренний мир ребёнка, безошибочно определять характер его эмоциональных состояний, сопереживать ему и использовать своё понимание обучаемого не в своих, а в его интересах. Важнейшим показателем эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога. В имидже педагога должен присутствовать педагогический такт, самоконтроль эмоционального состояния (дети любят людей с доброжелательным выражением лица, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу). Положительное и комфортное общение возможно при достаточно грамотном умении воспитателя выразить свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. В результате положительного, доброжелательного, чуткого и заботливого отношения к ребёнку облегчается профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний воспитателя и ребёнка в процессе воспитания и обучения.
Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, воображение.
Культура мышления педагога является важнейшим условием более эффективного и качественного решения воспитательных задач. Она опирается на развитую педагогическую наблюдательность, на своеобразную «психолого-педагогическую прозорливость» и творческое воображение, являющихся важной основой педагогического предвидения в поведении и действиях детей.
Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с учащимися и окружающими.
На основе анализа существующих исследований, под культурой общения педагога мы понимаем способность осуществлять взаимодействие с детьми любого возраста на основе личностно и социально значимых педагогических ценностей.
А. Кан-Калик, ученый-психолог, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Общение является одной из самых сложных его сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. По мнению ученого коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:
- ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;
- способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;
- умения давать положительную обратную связь другому;
- умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;
- конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;
- уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;
- способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся;
- речевой культуры.
Современная школа предъявляет высокие требования к психологическому климату, реализуемом в повседневном педагогическом общении.
Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.
Общение на основе дружеского расположения.
Общение - дистанция.
Общение - устрашение.
Общение - заигрывание.
Общение - превосходство.
Оптимальный стиль общения - это общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и обучающихся совместной деятельностью, воплощающее в себе взаимодействие социально-этических установок педагога и навыков педагогического общения.
Необходимость развития коммуникативной культуры педагога обуславливается тем, что объектом труда данной профессиональной группы является не какой-либо объект, а человеческая индивидуальность во всей ее неповторимости.
ЛИТЕРАТУРА
- Бакулина И. Проблема коммуникативных умений учителя. //Педагогические технологии.-2008.- №2.- С. 19
- Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика: Учеб. для вузов». — С - Пб.: Питер, 2015.
- Борисова Е. М., Логинова Г. П. «Индивидуальность и профессия». М., 1991.
- Иванов Д.А. Компетенции учителя. - М: Чистые пруды, 2014
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. –
М.: Просвещение, 1987.
6. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюции коммуникативной компетенции. - М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-242336-1365950656.jpg)
Коммуникативная культура педагога
Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для на, что, к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/19/picture-470472-1550597287.jpg)
Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.
Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-597184-1424418367.jpg)
"Коммуникативная культура педагога"
В современном информационном пространстве особенно актуальной становится проблема развития коммуникативной культуры педагогов. Педагогу необходимы в достаточной степени сформированные коммуникат...
Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя
Из опыта работы представлен материал проведенного мной и моими коллегами межрегионального методического обьединения по теме "Коммуникативная культура педагога"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-435558-1550502737.jpg)
Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности
Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390421-1645874223.jpg)
Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя
Доклад Коммуникативная культура педагога как основное требование к профессиональной деятельности учителя...