Выступление на педагогическом совете по теме: ИГРОПРАКТИКА В ОБРАЗОВАНИИ
учебно-методический материал на тему

Короткова Виктория Ивановна

Данный материал очень актуален для учителей начальной школы на уроках и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_po_igropraktike_v_obrazovanii.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мало-Вяземская СОШ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа

420.jpg

ИГРОПРАКТИКА

В ОБРАЗОВАНИИ

Подготовила учитель

начальных классов

первой квалификационной категории

Короткова В.И.

       

          2017-2018 уг. год

          р.п. Большие Вяземы

 Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

        Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением

работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

        Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности  игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице.

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

         Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Архангельской области…

 Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

         Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов в начальной школе.

Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

(Слайд 11, щелк)

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

(щелк) - Постройте пирамидку. (алфавит)

Как элемент игры использую на уроках обучения грамоте и математики - задания героев. (Слайд 12) Найди задание слоненка. Какое это задание по счету?

При знакомстве с числами первого десятка ребята с удовольствием играют в «Домино». (слайд 13) Эта игра знакома им ещё с детского сада. Домино может быть различным: домино с картинками и цифрами, домино с фигурами и цифрами.  Ребята могут работать вдвоём (карточки у каждого на столе) или всем классом (работа у доски с большими карточками).

            

 Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». (Слайд 14) На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.  

             Повторяя и закрепляя тему «Предлоги», можно провести игру «Кто больше?». По карточкам с иллюстрациями (слайд 15) повторяется до 10 предлогов. Предложений можно составить ещё больше. Используя такие пособия, можно быстро вспомнить предлоги, повторить правила написания предлогов с другими словами;  работать над развитием речи, составляя предложения, мини-тексты; пополнять словарный запас учащихся.

 Мы представили лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. А вот ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.

Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры. Здесь стоит отметить, что интернет из быстрой и удобной передачи информации (учась чему-нибудь) превратился в то, что сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие, как единственные способы решения проблем.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

О  возрастных особенностях учитель должен помнит при организации игр.

Подводя итог выше изложенному можно отметить (слайд 16, щелк) «за» использование игровых технологий: (щелк)

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;(щелк)

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;(щелк)

- идет передача опыта старших поколений младшим;(щелк)

- способствует использованию знаний в новой ситуации;(щелк)

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;(щелк)

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие: (щелк)

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;(щелк)

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; (щелк)

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; (щелк)

- невозможность использовать на любом материале;(щелк)

- сложность в оценки учащихся.

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». (Слайд 17, щелк ) Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете«Планируемые результаты начального общего образования»

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ...

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация непрерывного образования педагогов в школе"

Педагог – это профессионал, нуждающийся в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему.    «Образованный человек тем и отличается от необразованного, чт...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»

Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие  формированияю функциональной грамотности школьников.  ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА: «Качество образования – залог успеха школы».

Материал  содержит основные рекомендации по повышению качества знаний школьников....