ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие  формированияю функциональной грамотности школьников.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ.

 ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте  развития функциональной грамотности школьников»

 

 Подготовила:

 учитель начальных классов

Жигулина О.В.

ЛЮБИМОВКА,  2021г.

 «Организация содержания образования в контексте  развития функциональной грамотности школьников»

     «Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Создание  модели формирования функциональной грамотности

В интернете Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева. Дерево – функционально грамотная личность

Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Вода – педагогические технологии

Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Лейка – учитель который для того, чтобы поливать, постоянно пополняет свои знания, повышает квалификацию,  занимается самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Предлагаю выполнить следующее упражнение, направленное на развитие функциональной грамотности.

N1 Облако слов

Основой составления облака слов является подбор ключевых слов и сочетаний по теме или тексту.

Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием поможет рационализировать учебную деятельность, научит систематизации работы с текстом.

Сравните с оригиналом!

Приоритетной целью современного образования становится (полноценное формирование и развитие) способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной (адаптации) в стремительно меняющемся обществе,     умение    организовывать    ( свою    учебную    деятельность),    работать    с (информацией) и самостоятельно выполнять задание. Задача школы – (научить учиться), а не просто дать готовую (ые) (знания/информацию).

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информации, а в том, чтобы стать организатором (познавательной деятельности), где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять этой (деятельностью).

Вывод: применение дидактических заданий, разработанных при помощи Облака слов, способствует значительному повышению уровня познавательной мотивации, уменьшению специфических ошибок при чтении и письме в работе с деформированными предложениями и словами.

Все молодцы!

В рейтинге PISA - Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся –  международном сопоставительном исследовании качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет,

Россия занимает традиционные серединные места: 30-37 из 74, однако этого недостаточно, чтобы сделать научно-технологический прорыв. А для этого нужно не только изменить подход к обучению, но и подходы к самим ученикам.

Данная система оценки качества школьного образования дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.

Вторая важная процедура системы оценки качества образования– государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных исследованиях оценки качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.

Так же  Министерством просвещения был разработан проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности», однако по словам Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России,  к.пед.н., необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений: что и делают учителя нашей школы, а именно:

  • работают на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
  • работают с реальными данными, величинами и единицами измерений;
  • поощряют проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
  • активно изучают сами разработанные  «PISA-подобные» задания;
  • участвуют  в программах повышения квалификации учителей
  • стараются включают задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

       

В рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» уже сейчас учителя начальных классов, русского языка и математики значительное внимание уделяют ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость, включают задачи в программу о различных жизненных ситуациях.

Тем более, что ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

А так же ВПР, ОГЭ и ЕГЭ  по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.

 

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:

  • здесь  идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;
  • формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

Учителя начальных классов понимают что на начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогают  задания, соответствующие уровню логических приемов.

И все со мной согласятся, что базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

 Если раньше мы проверяли быстроту навыка чтения, то на данный момент большое внимание важно уделять саморазвитию и осознанности чтения. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Итоговые уроки по прочитанным произведениям помогают в этом.

 Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо.   В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Ведь не случайно введено устное собеседование по русскому языку и литературе, как раз проверяющее такие навыки и как допуск к ГИА.

 В наше время понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по-прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными текстами современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому в нашей школе учителя учат  ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими.

Я предлагаю посмотреть примеры заданий  международных исследований оценки качества образования по математики и русскому языку.   С подобными  заданиями  учителя встречались и используют их при подготовке к ВПР

Подобные  задания  учителя видят не первый раз, подобные задачи решают, готовясь к ВПР, ОГЭ И ЕГЭ

А сейчас внимание проблема

В Российских системах исследования, при формировании математической грамотности, учителя  при отборе содержания заданий учитывают основные темы традиционного школьного курса математики: числа, измерения, оценка, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, элементы теории чисел. В рамках этих тем значительное внимание уделяют ряду вопросов, имеющих высокую практическую значимость (измерение геометрических величин,  проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков реальных зависимостей, вероятность, статистические показатели и др.).

На уроках русского языка учителя также воплощают несколько приоритетных  направлений, одним из которых является грамотность чтения ( или смысловое чтение). Это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.

Подобные задания по математике и русскому языку используются учителями в школе и подобные задания включены в ОГЭ и ЕГЭ. Но они являются эпизодическими, а в глобальных мониторингах они основной массив, поэтому такие низкие показатели в международных исследованиях качества образования в России.

Можно обозначить еще одну проблему.                                 

Сформировать функциональную грамотность в одиночку на одном уроке невозможно.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами и родного языка в устной и письменной речи и математической грамотности и естественнонайчной и финансовой. Этот навык требует постоянной работы над ним, систематической, планомерной и не только на уроках, но и в других предметных областях.  Они относятся к метапредметной области. И в итоге кроме великих целей развития успешной современной личности, они отвечают и узконаправленным целям: это как я уже сказала, наше  собеседование, устный экзамен по русскому языку в 9 классе, итоговое сочинение и изложение и ОГЭ, ГВЭ и ЕГЭ.

На данный момент в учебниках заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Разрабытывать самим подобные задания трудно, так как они должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Какой напрашивается вывод?

Урок не резиновый и представленные выше задания не всегда можно провести на уроке, ведь прохождение программы в наши 40 мин и с количеством часов для наших педагогов почти подвиг.  

В нашей школе вопрос развития функциональной грамотности школьников решается за счет введения в образовательный процесс занятий ВНД :

Из всего сказанного сегодня можно сделать такое заключение :

  • научиться действовать ученик может только в процессе самого действия.
  • каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Именно поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации, с учётом индивидуальных,  возрастных  и в нашем случае, особенностей здоровья  учащихся.

На основании выше изложенного на педагогическом совете, мы предлагаем:                                       1. На предметных методических объединениях обсудить вопрос развития функциональной грамотности школьников.

2. Руководителям МО внести изменения в план работы и включить вопрос по разработки рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников при преподавании учебных предметов на всех уровнях обучения.

3. Изучать педагогический опыт  по формированию функциональной грамотности школьников.

4.  Создать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности, для использования на уроках по отдельным предметам.

5. Учителям предметникам активно внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности обучающихся.

  1. Принимать  участие в мониторинговом исследовании по функциональной грамотности обучающихся школ Рязанской области.

В заключении я хочу прочитать стихотворение учителя русского языка и литературы Герасевой Н.В. Она впечатлилась нашей подготовкой к педсовету и написала следующее:

Как найти нам для всего применение?

И для задач нестандартных решение?

Стать эталоном грамотной личности

В век технологий, научной практичности.

Как же построить нам профотношения,

Выбрать призванье, улучшить умения?

Скиллы развить и продолжить открытия -

Так занимайтесь же саморазвитием!

Как же расширить границы прекрасного?

Сейчас нам доступна вся информация.

Творчески мыслить и применять знания

Нам помогает образование.

Если Вы функционально-грамотная личность ,

Вам обеспечены признанье и публичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Выступление на педагогическом совете по теме: ИГРОПРАКТИКА В ОБРАЗОВАНИИ

Данный материал очень актуален для учителей начальной школы на уроках и во внеурочное время...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация непрерывного образования педагогов в школе"

Педагог – это профессионал, нуждающийся в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему.    «Образованный человек тем и отличается от необразованного, чт...

Выступление на педагогическом совете по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Презентация и сообщение к ней включает в себя краткий обзор приёмор формирования функциональной грамотности на уроках в начальной школе...