Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления (из опыта работы учителя)
статья (1 класс) на тему
Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_obucheniya_pismu_s_tselyu_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 65.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепендина М.А., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №547 Красносельского района
Санкт-Петербурга
Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления
(из опыта работы учителя).
Человек, мыслящий критически, а значит обладающий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в своей обычной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему я действую именно так именно в этой ситуации.
В XIX в. при обучении письму применялся в основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
В современной системе обучения письму получили распространение следующие методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.
Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению графическим навыком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении.
В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.
Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем более сложные.
Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого метода дети быстро утомляются.
Метод Карстера - применение специальных упражнений для развития движений руки. Они заключались в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «росчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих методов на определенных этапах обучения письму с включением критического мышления.
Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.
В период обучения письму решаются не только задачи грамотного письма, но можно уже на данном этапе наблюдать зачатки реализации по развитию критического мышления:
1. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, выделять в них звуки, обозначать звуки буквами.
2. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа.
3. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
Особенности графического навыка состоят в том, что, с одной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена осмысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности.
Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на стратегиях обучения письму с целью развития критического мышления.
Стратегия анализа формы буквы применяется при вычленении зрительных элементов в букве. Дети испытывают трудности в дифференцировке их формы. Поэтому учитель предлагает для анализа буквы, сконструированные из шаблонов. Разъединяя элементы, дети осознают поэлементный состав буквы.
Прием анализа важен при определении двигательных элементов. В данном случае анализируются движения руки. Дети усваивают суть образования двигательного элемента: первый элемент заканчивается в точке начала второго. Происходит это: 1) за счет удлинения начала или конца зрительного элемента (; ); 2) появляется соединительная плавная линия - повтор движения ().
Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно вести по-разному:
1) раскладывая ее на зрительные элементы;
2) с точки зрения движений при письме;
3) в сравнении с ранее изученными буквами;
Изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности совместно с учениками.
Работа по усвоению формы письменной буквы.
Анализируя букву, дети выделяют в ней элементы. С этой целью на уроке используются шаблоны. После анализа выполняется обратная операция - синтез для определения двигательных элементов в букве (дети пытаются представить соединение элементов).
Кроме того, на данном этапе урока весьма полезна работа по реконструированию буквы.
Стратегия «Конструирование букв» можно осуществлять в игровой деятельности. Сюжет игры может быть задан следующими приёмами: “Построим букву”, “Отремонтируем букву”, “Найдем заблудившийся элемент”. Важно, чтобы учащиеся упражнялись в практическом конструировании и переконструировании букв, используя элементы-шаблоны, сравнивали, группировали и обобщали буквы на основе сходных и отличительных черт.
Кроме того, на данном этапе урока можно использовать упражнения по конструированию букв не только из шаблонов, но и из проволоки, пластилина, с помощью шнурочка.
Вначале дети работают в парах с элементами - пробуют по образцу сконструировать букву н строчную.
Учитель предлагает вниманию учащихся готовую букву, которую собрали ученики лесной школы. Дети сравнивают и определяют, правильно ли выполнено задание. Сравнение можно провести последующим вопросам:
- Из скольких элементов собрана буква? Дети на пальчиках показывают число 3 - учитель разделяет элементы в букве для проверки, вновь собирает букву.
- Какой первый элемент? Дети поднимают элемент и называют его - учитель проверяет и вновь ставит на место. В итоге ребята выясняют состав зрительных элементов буквы н строчной.
- Работа по реконструированию буквы:
- Уберите из буквы н первый элемент, а из двух оставшихся постройте новую букву. Дети конструируют букву л.
- Добавьте еще один элемент, чтобы получилась буква м.
Очень эффективной для закрепления написания буквы является стратегия анализа ошибочного написания.
В данной стратегии можно использовать приём «Угадай букву» (узнать и дописать букву),
«Найди графические ошибки», «Ищи правильную букву», «Восстанови слово»,
«Найди пару каждому элементу», «Поле чудес» (выбери соответствующую букву).
При таком анализе ошибочного написания в своих тетрадях ученики рассматривают письмо и отвечают на вопросы:
— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?
— У кого элементы вышли за строку?
При этом учащиеся объясняют, что надо делать, чтобы ошибки не повторялись, возможна помощь учителя.
В начальный период обучения письму школьники развивают критическое мышление когда:
1) соотносят букву и звук — сначала в позициях, где написание не расходится с произношением, а затем в простейших случаях несовпадения буквы со звуком (слабые позиции гласных и согласных);
2) учатся раздельно писать слова, т.е. средствами письма выделять слова как языковые единицы, носители значений;
3) переносят слова с одной строки на другую на основе слогоделения;
Для развития критического мышления подходит такой методический прием, как стратегия смыслового анализа слов и предложений.
Разнообразие в уроки письма внесут творческие упражнения, они тоже решают задачи развития критического мышления. К ним относятся те, которые содержат элемент выдумки, сочинительства, экспромта. Можно предложить детям дописать слог к имеющемуся, чтобы получить слово. Или один слог заменить другим, чтобы получить новое слово. Можно поменять слоги местами, придумать слог или слово, соответствующее заданной схеме, написать название предмета, изображенного на рисунке или заданного в форме загадки. Иногда предлагают списать предложение, в котором одно из слов зашифровано схемой, точками, рисунком.
Ученик, мыслящий критически, может не только выявлять причины происходящих явлений, событий, но и обосновывать свои предположения, ссылаясь на достоверную, проверенную информацию. Даже на начальном этапе обучения письму в этом может помочь стратегия «Фишбон» (визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость»). При достаточно частом ее использовании, учащиеся привыкают к аргументации, к тому, что любая проблема может иметь одновременно несколько причин, взаимовлияющих друг на друга.
Порядок работы с использованием «Фишбон» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом ошибки написания слова, буквы либо предложения, учитель записывает или изображает формулировку проблемы коротко и ясно для ребят.
2. Путем анализа источников для выработки правильного письма (для начального уровня будут служить «Букварь», линейка изученных букв, плакат правильного положения за партой и т.д.) учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения.
3. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся вместе с учителем синтезируют вывод, который записывается или изображается в конечной части рисунка.
При анализе достаточно сложных проблем лист с промежуточными результатами работы может оставаться висеть на стене в классе или в библиотеке, что позволит периодически возвращаться к разрешению возникших противоречий.
Литература:
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.
- Агаркова Н.Г. Подготовка будущих учителей к обучению шестилетних первоклассников письму // Начальная школа. - 1991. - №6. - С.78.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
Парная беседа в целях развития критического мышления.
Статья содержит размышления учителя о способах формирования и развития критического мышления через организацию парной беседы учащихся на уроке....
Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом
В материале содержится теоретичесая и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Статья "Развитие критического мышления обучающихся: стратегии организации обсуждения (из опыта работы учителя начальных классов)"
Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Выпускник начальной школы должен овладеть умением учиться. В федеральных...
Технология критического мышления (из опыта работы)
В данном материале представлена история возникновения и развития технологии критического мышления. рассказывается о значении данной технологии в развитии умственной деятельности младших школьников. А ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....