Технология критического мышления (из опыта работы)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данном материале представлена история возникновения и развития технологии критического мышления. рассказывается о значении данной технологии в развитии умственной деятельности младших школьников. А также предложена структура (последовательность работы) урока в данной технологии. Опыт работы показывает, что применение технологии критического мышления способствует не только развитию учащихся, но и повышению педагогического мастерства самого учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное.
Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо.
Колин Тёрнер
Технология критического мышления
как способ формирования УУД в начальной школе
Актуальность
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Сегодня одна из важнейших задач в образовании состоит уже не в том, чтобы «обеспечить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его собственной деятельности.
Ещё в V веке до н. э. греческий философ Гераклит сказал: «Всё течёт, всё изменяется». Прошло много лет, но это высказывание остается актуальным и сегодня. С введением в нашу систему образования ФГОС НОО изменился и подход к обучению, сегодня цель учителя не просто дать знания ребёнку, а «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Основой обучения стал системно-деятельностный подход.
В последнее время в системе образования все больше становятся актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если ученик с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования творческой личности ребенка. Поэтому каждый учитель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса..
Начальное образование является фундаментом для дальнейшего образования ребёнка, поэтому в ходе образовательного процесса учителю предстоит формировать и развивать у обучающихся УУД. Но какую технологию применить? Несколько лет назад я познакомилась с технологией критического мышления (ТРКМ). Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях. Она позволяет добиваться новых образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Теоретические основы
Технологию «критического мышления» предложили в середине 90-х годов 20 века американские педагоги Дж.Стил, К. Мередит, Ч. Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: «Как учить мыслить?». Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. В нашей стране исследованием критического мышления занимаются М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др. Под критическим мышлением они понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология». Есть мнение (А.П.Черняевская), что технология развития критического мышления - это разновидность личностно-ориентированного обучения. Отличие в том, ЛОО достигает уровня технологической проработки метода.
Значение «развития критического мышления» в образовательном процессе:
- Формирует самостоятельное мышление.
- Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
- Реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик».
- Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Что же такое критическое мышление? Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения, это отправная точка для развития творческого мышления.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что учитель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности. Термин «технология» в данном случае не подразумевает алгоритмическую заданность, механистичность. В данном случае, это, скорее, открытая система стратегий, обусловливающих процесс формирования самостоятельного, критически мыслящего специалиста.
Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
Главными целями технологии, на мой взгляд, являются:
- Мотивация к учению.
- Развитие рефлексивного умения.
- Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.
- Формирование обобщений.
ТРКМ решает следующие задачи:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Развитие аналитического, критического мышления.
Признаки технологии «развития критического мышления»:
- Социальность (работа осуществляется в парах, в группах).
- Продуктивность (формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком).
- Индивидуальность (личная работа с информацией).
- Самостоятельность (ответственность).
- Аргументированность (приводить убедительные доводы).
- Многогранность (приводить убедительные выводы).
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
УЧИТЕЛЬ | УЧЕНИК |
|
|
Применение на практике
В данной технологии применяются различные приемы и формы работы, которые определяются в соответствии с содержанием учебного предмета и возрастными особенностями обучающихся. На стадиях реализации ТРКМ в начальной школе я использую следующие приёмы:
ВЫЗОВ | ОСМЫСЛЕНИЕ | РЕФЛЕКСИЯ |
|
|
|
Выводы
Нет смысла убеждать всех учителей использовать в своей педагогической практике ТРКМ. У каждого учителя есть своё мнение по этому поводу. Но для себя я сделала главный вывод, что эти приёмы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов данной технологии даёт возможность развивать в ребёнке личность, развивать его познавательные и созидательные способности.
Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для учителя, так и для ученика.
Для учителя на уроке:
- позволяет выделять цели учения;
- повышает мотивацию к самообразованию;
- обеспечивает активизацию образовательного процесса;
- стимулирует мышление;
- создает атмосферу творчества, самостоятельности.
Для ученика на уроке:
- организует работу в парах, группах;
- помогает создавать свой продукт;
- учит аргументировать, создавать, анализировать;
- формирует умения работать с различными источниками информации.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Таким образом, у ученика формируются ключевые (метапредметные) компетенции, а это именно то, чего требуют от нас современные подходы к образованию
В китайской мудрости, высказанной философом Конфуцием, очень точно передана суть технологии развития критического мышления: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и тогда я постигну».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Работа над развитием речи в технологии критического мышления
В последние годы появилась потребность в технологиях рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение учащимися способами рефлексивного мышления, над...
Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом
В материале содержится теоретичесая и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....
Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Описание опыта работы по теме : " Технология критического мышления" в начальной школе. Выступление на методическом семинаре на Всероссийском конкурсе " Учитель года 2017" муниципальный этап
Презентация к методическому семинару, описание к презентации...
Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления (из опыта работы учителя)
Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления...
Из опыта работы «Использование технологии критического мышления»
В этой статье идет описание моей работы в начальных классах по технологии развития критического мышления...