«Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения».
учебно-методический материал на тему
Описание опыта работы учителя начальных классов МАОУ "КСОШ-ДС" г.Пыть-Ях С.П.Барабановой "Формирование логического мышления- как важный фактор успешного обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_-formirovanie_logicheskogo_myshleniya.docx | 48.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
учителя начальных классов МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях С.П. Барабановой
по теме
«Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения».
Если ваш план – на год, сажайте рис.
Если ваш план – на десятилетие, сажайте деревья.
Если ваш план – на всю жизнь, учите детей.
Конфуций
Актуальность и перспективность.
На современном этапе школьного образования проблема формирования всесторонне развитой личности приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно. Кроме этого личность должна иметь нравственные ценности, включающие в себя такие качества, как доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность.
Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: «В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки».
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними…».
Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления обучающихся приобретает особую актуальность. Развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности. В том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике, риторике, в творческом процессе и изобретательности. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне. В то же время, ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным.
Логическое мышление – основа школьного образования, залог успешного понимания технических и гуманитарных дисциплин.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.
Условием становления моего педагогического опыта стало:
- внедрение новых ФГОС;
- курсовая подготовка;
- изучение опыта коллег;
- изучение литературы по теме;
- мониторинг собственного опыта.
Актуальность моего опыта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.
И вот 2011 году вместе со своими первоклашками и их родителями мы отправились покорять новые Федеральные государственные стандарты второго поколения, которые направлены на то, что учитель в начальной школе должен научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Не могу сказать, что я не испытывала определенных трудностей. Быть первой в каком-то начинании всегда нелегко. Но самое главное – это интересно! И здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся, а именно: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе».
Всё вышеизложенное определило тему, над которой я стала работать «Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения».
Цель, которую я поставила перед собой, это создание условий для формирования самостоятельной логики мышления, которая позволит детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Для достижения поставленной цели мной были определены ряд задач:
- Обучение детей операциям:
- анализа – синтеза;
- сравнения;
- использованию частицы отрицания «не»;
- классификации;
- упорядоченности действий;
- ориентировке в пространстве.
- Развитие у детей:
- речи (умение рассуждать, доказывать);
- произвольности внимания;
- познавательных интересов;
- творческого воображения.
- Воспитание:
- коммуникативных навыков;
- стремления к преодолению трудностей;
- уверенности в себе.
Я считаю, что решению задач по формированию и развитию логического мышления ребенка будут способствовать:
- создание в классе развивающей среды с различными дидактическими и игровыми пособиями;
- игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях;
- занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.
Добиться формирования всесторонне развитой личности можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, являющихся важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование логического мышления должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Для осуществления работы по данному направлению я начала с изучения исследований и методической литературы, касающейся развития логического мышления детей младшего школьного возраста. Исследования ряда учёных (П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, Дж. Брунера и др.) показали, что возможности младших школьников значительно шире той логической деятельности, которая преимущественно совершается в начальной школе. Они могут осваивать более сложный теоретический и логический материал. Логическое мышление, по мнению А.А. Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путём.
Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и всё это выполняется лишь посредством умственных действий.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. В соответствии стандартам второго поколения необходимо развитие познавательных универсальных действий, которые включают в себя и логические задачи, а также постановку и решение проблемы (логические универсальные действия):
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Методы и приёмы. В своей деятельности я применяю инновационные технологии:
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- проблемное обучение;
- проектная деятельность.
Диапазон опыта
- Мною была разработана система занятий по математике:
- Нестандартные задачи, требующие повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. Например:
- У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6).
- В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные).
- Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2).
- Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу).
- К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? (в 111 раз).
- Одними из заданий, способствующих развитию логического мышления, являются упражнения, которые можно назвать «Ошибки - невидимки»:
- На доске записывается несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учеников, ни чего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети могут дать разные варианты исправления ошибки.
Задания и варианты исправления ошибок:
10 < 10 8=7 6+3=10; 10 < 100 15-8=7 6+3=10-1; 10 < 10+1 8=7+1 1+6+3=10
12-10 < 10
- В процессе работы я пришла к выводу: гораздо проще проводить такую работу на уроках математики. Но я решила данную методику применить и в области русского языка на уроках и во внеурочное время, через программу кружка «Занимательная грамматика». (Приложение 1).
- Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности. Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений:
- Восстановление деформированного текста. Из данных предложений составь рассказ, запиши его. Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
- Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снежинка, пушистая, летит и т.д.
- Написать сочинение на тему «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме».
- Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.
- Составление конспекта научно-популярной статьи.
- Письмо по памяти (На красных лапках гусь тяжёлый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лёд, Скользит и падает; весёлый Мелькает, вьётся первый снег, Звездами падая на брег. А. Пушкин.)
- Редактирование текста
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст. Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии. - Раскрой тему. Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её. (Зимние забавы. Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!).
- Определение границ предложений. Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите. (1. По реке плывёт лодка. И плот. 2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали. 3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.)
- Буквенный диктант. Записать в строчку только первую букву ответа.
Полевой цветок народный, для гадания пригодный (ромашка)
Домашний бассейн для рыб (аквариум)
Куколка-неваляшка, по-другому…(Ванька-встанька)
Зимой и летом одним цветом (ель)
У Буратино длинный …..(нос)
Все мы ночью видим…. (сны)
Инструмент дровосека (топор)
Синий полевой цветок, имя мальчика (василёк)
Доктор птичек и зверей, лечит маленьких детей (Айболит)
- Составление рассказа по его началу.
- Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...
- Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков
- Игра «Представление», «Кто какой?», «Ассоциация», «Четвёртый лишний» и др. Очень часто включаю эти игры в качестве разминки на занятиях (материал подбираю согласно теме).
- Чтобы ответить на вопросы: «Что это такое? Кто это такой?», нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать). «Игра в загадки» очень нравиться детям, они с удовольствием участвуют в ней и учатся давать определение понятиям, выделяя общие и существенные признаки.
- Научить сравнивать. Ребёнку нужно помочь овладеть следующими умениями: выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим, анализировать предмет с разных сторон:
- Рассмотрите этот кубик. Какой он? (Дети, как правило, называют цвет размер, иногда материал, из которого изготовлен кубик, но это не все признаки кубика).
- Какими свойствами кубик отличается от яблока? (Кубик квадратный, а яблоко круглое, кубик одноцветный, а яблоко разноцветное, кубик нельзя есть, а яблоко – можно).
Далее, сравнивая кубик со стеклянным предметом, выделяют следующий признак кубика – непрозрачность, с поролоном – твердость, с гирькой – легкость и т.д. Выделяя признаки разных предметов, дети называют и записывают их. Сначала дети выделяют признаки с опорой на сравниваемые предметы, постепенно научаются видеть признаки предметов без сопоставления его с другими предметами.
- умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов;
- умение отличать существенные и несущественные признаки.
- Научить обобщать и классифицировать. Классификация – это мысленное распределение предметов по группам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять по группам на основании выделенных в них общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приёмов сравнения и обобщения.
- Чем отличается СОСНА от ЯБЛОНИ? (Примерные ответы детей: сосна – хвойное дерево, а яблоня – лиственное; у сосны шишки, а у яблони – яблоки; сосна растет в лесу, а яблоня в саду; сосна дикорастущее растение, а яблоня – культурное.)
- Что общего у этих понятий? ( Дети выделяют общие признаки)
Представленные задания, игры, упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Интерес поддерживает высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Младшие школьники любят и хотят играть. Это желание вытекает из потребности обучающихся в положительных эмоциях, переживаниях, в свободе выбора для себя интересной роли.
Достоинством предлагаемого набора заданий является системный подход к формированию, развитию и закреплению знаний и умений, навыков на доступном младшему школьнику уровне самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Главным критерием эффективности таких занятий являются:
- радость познания;
- постоянное достижение новых результатов;
- приобретение нового интеллектуального опыта.
Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.
Каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику. На уроках я стараюсь приучить ребят к самостоятельности, творчеству, работать независимо и в команде. (Приложение 2).
Часто применяю нестандартные формы занятий: уроки - путешествия, уроки - сказки, уроки - соревнования, уроки КВН. На них использую задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простого – к сложному. Далее процесс решения таких задач усложняется. Мною собран и классифицирован материал на формирование логического мышления и творческих способностей для обучающихся 1-4 классов. (Приложение 3).
Результативность опыта работы.
Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр и упражнений в образовательный процесс, что способствует:
- формированию элементов логического мышления;
- совершенствованию способности детей логически связно излагать свои мысли;
- воспитанию познавательных интересов, любознательности;
- формированию речи: пополнение и активизация словаря;
- развитию связной разговорной речи;
- развитию умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
- переходу от наглядно – образного к словесно – логическому мышлению.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
При сочетании различных видов деятельности, форм работы можно добиться формирования всесторонне развитой, одаренной, компетентной личности.
Всесторонне развитая, одаренная, компетентная личность | |||||
Личность, способная к саморазвитию и самообразованию | Творческая личность | Личность, готовая к осознанному выбору и освоению образовательных программ с учетом интересов и возможностей | Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами морали и нравственности | Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность | Физически здоровая личность |
По результатам своего опыта я представляю себе такого выпускника начальной школы, как:
- ученик, обладающий исследовательским интересом;
- коммуникативностью;
- ответственностью;
- имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Результаты педагогической деятельности.
Участие и результативность обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах и
состязаниях различного уровня, работа над проектной деятельностью. Повышение качества образования за 2012-2013; 2013-2014; 2014-2015уч.год. (Приложение 4).
Ученики через досуговую деятельность раскрывают себя во всём многообразии детского мира. Я стремлюсь поддерживать творческий потенциал детей и стремление проявить себя.
С моими первоклашками, мы проучились всего полгода. Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: они отличаются от прежних учеников. Они умеют спорить, размышлять, не ищут легких путей, умеют оценивать свою работу и работу своих товарищей, предлагают пути решения проблемных ситуаций. Дети активно участвуют в делах класса, школы и города. Получают грамоты за участие. Да, моим ученикам всего 7-8 лет. Большую помощь в работе оказывает родительский коллектив. Не все пока получается гладко, но мы не боимся трудностей. Ведь вместе – мы сила!
Адресные рекомендации по использованию опыта
Применять данные задания можно любому учителю вне зависимости от того, какой УМК он использует. Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют каждому разработать свою систему преподавания предмета на основе образовательной программы, индивидуальной для данного класса.
Заключение
Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.
Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьёзные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь - это процесс познания мира и самого себя. И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника
Выступление на заседании психолого-педагогической службы...
Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок
Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую завис...
Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...
Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.
Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....
Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.
Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....
Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии как один из важных факторов успешности обучения детей"...
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...