Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья школьника
статья по теме
Выступление на заседании психолого-педагогической службы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_kak_vazhnyy_faktor_uspeshnosti_i_sokhraneniya_zdorovya_shkolnika.rar | 105.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность как важный фактор успешности и сохранения здоровья
Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.
Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого решения. Не составляет исключения и переход учащихся 9-11 лет из начальной школы в среднюю. Этот, так называемый «второй адаптационный период», несет много проблем и огорчений. (слайд1)
Переход детей из начальной в среднюю школу сопровождается появлением разного рода трудностей как у учащихся, так и у родителей и педагогов. Нарастает конфликтность и негативизм в общении детей, возможно снижение успеваемости, появление психогенных реакций и заболеваний. Все это – проявления дезадаптации. (слайд2,3)
Можно выделить две группы причин трудностей. Во-первых, это меняющиеся условия учения: переход к предметному обучению, предъявляющему более высокие требования к уровню интеллектуального и личностного развития, к степени сформированности у учащихся определенных учебных умений и навыков. Во-вторых, это трудности в общении детей со значимыми взрослыми.
В начальной школе детям для обучения создаются льготные условия, что приводит при переходе к обычным условиям к их психологической дезадаптации.
Родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у ребят с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывает ведущую роль в поддержании мотивации учения. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Наиболее значимым фактором возникновения проблем у младших школьников и подростков являются нарушения в общении со значимыми людьми. Ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивал всегда один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг в 5-м классе «оценивающие» меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия (и внешние конфликтогенные ситуации) склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше знают, какой он еще по предыдущей жизни). В итоге дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше. (слайд4, 5,6,7)
В младшем подростковом возрасте личностное общение начинает выступать на первый план, приобретает особую ценность и значимость. Вследствие этого конфликты, неудачи в общении, отсутствие теплых межличностных отношений или же неудовлетворенность ими приводит к социальной дезадаптации. На этом этапе детям свойственны эмоциональная неустойчивость, проявление упрямства и негативизма, потребность в теплых межличностных отношениях, в самоутверждении и признании со стороны «значимых» людей, высокая подверженность внешним воздействиям, неустойчивость самооценки.
Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов имеют проблемы. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.
Как же можно помочь ученикам 5-х классов преодолеть свалившиеся на них трудности? Иными словами, как обеспечить преемственность между начальной школой, в которой детям было более-менее комфортно, и средней школой, с ее трудностями и возросшими требованиями.
Структуру педагогической системы преемственности можно представить тремя взаимосвязанными элементами, адекватными основным компонентам образовательного процесса: преемственность в становлении личности учащегося; преемственность в содержании образования; преемственность в методах, формах и средствах обучения.
Подготовку учащихся к переходу из начальной школы в среднюю необходимо начинать заранее. Учителю начальных классов следует позаботиться о формировании у младших школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах социального взаимодействия и в разных областях деятельности. Для этого можно использовать следующие приемы: увеличение на уроке темпа деятельности; введение элементов соревнования; создание ситуаций, требующих немедленного принятия самостоятельного решения; введение в учебный процесс непредвиденных препятствий (замена учителя, необходимость изучить сложную тему самостоятельно) и др.
Работа учителя начальных классов будет успешной, если он, с одной стороны, будет предъявлять детям большие и постоянно растущие требования, с другой, систематически тренировать у школьника умения, необходимые для их выполнения. С этой целью необходимо создавать адекватную систему ориентиров, т.е. ситуации учебной деятельности, приближенные к деятельности на второй ступени общего образования. Следует обратить особое внимание на то, чтобы предъявляемые требования соответствовали возможностям ученика, были соразмерны с возрастом и находились в зоне его ближайшего развития. Важно своевременно выявить учащихся, которые с трудом переносят сложные ситуации, и научить их преодолевать отрицательные психические состояния.
Не следует в начальной школе акцентировать внимание только на трудностях переходного периода. У младших школьников должен быть спокойный положительный настрой на дальнейшую учебу в 5 классе, так как положительное отношение к учению вырабатывает психологическую установку на учебу как труд. На уроках учителю следует показать на конкретных примерах, какие качества необходимы ученику для его дальнейшей успешной учебы, и развивать их.
Для того, чтобы на рубеже начальной и основной школы не произошло снижения успеваемости, ответственности и прилежания, необходимо позаботиться об удовлетворении в начальной и основной школе познавательной потребности ученика. При этом учителю необходимо помнить, что познавательные интересы школьников возникают и поддерживаются их успехами в деятельности.
Создание на уроке спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива – необходимые слагаемые успеха. Внимание учителя должно быть сосредоточено не на промахах и ошибках учащихся, а на их удачах и победах, пусть самых маленьких. На уроке необходимо создать условия, обеспечивающие школьнику переживание успеха в учебной деятельности, осознание смысла и результата своих усилий, стремление к преодолению трудностей. (слайд8)
( Слайд9) Большая роль в формировании психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе принадлежит классному руководителю 5 класса, который должен работать в тесном контакте как с учителем начальных классов, так и с учителями-предметниками и школьным психологом.
Эффективно использовать следующие методы работы: взаимопосещения учителями начальных классов и учителями-предметниками уроков и воспитательных мероприятий; проведение открытых уроков в 4 и 5 классах; совместные заседания методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников; обсуждение вопросов преемственности на педсоветах и совещаниях при директоре; подведение итогов работы учителей выпускных начальных классов на совместных совещаниях учителей начальной и основной школы; шефство пятиклассников над младшими школьниками и др.
Разработка и согласование единых требований к учащимся - важный аспект совместной деятельности учителей начальной школы и учителей-предметников. Хорошо известно, что трудности адаптационного периода возникают у пятиклассников не только по причинам их психологической неготовности к обучению в основной школе, но и в силу чисто педагогических причин. Это и нестыковка учебных программ и учебников, несогласованность требований к уровню знаний, умений и навыков по учебным предметам, к устным ответам учащихся, к оформлению письменных работ. Единая система требований должна стать основой работы учителей начальных классов и педагогов 5-6-х классов, ориентиром при отборе ими содержания учебных дисциплин, выборе методов и форм учебной и внеучебной работы, стиля педагогического общения. Всё это способствует взаимопониманию педагогов смежных ступеней общего образования, единству содержательных и методических подходов к обучению и воспитанию младших школьников и младших подростков.
Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера – сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретного ученика в каждом конкретном классе.
Сегодня в нашей стране происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иной педагогический менталитет. Всё большее значение придается педагогическим инновациям, которые представляет собой динамичный процесс обновления, совершенствования обучения и воспитания, модернизирующий образовательную систему. Инновации в сфере образования стимулируют самостоятельное, критическое мышление учителей, способствуют переоценке ими содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания. Инновационный подход в образовательном процессе начальной и основной школы является существенной предпосылкой его оптимизации. Педагогические инновации связаны с целенаправленным
изменением, совершенствованием систем обучения и воспитания, их реформированием.
Обсуждение и согласование содержательных и методических подходов к обучению и воспитанию младших школьников и пятиклассников способствует улучшению взаимопонимания между педагогами начальной и основной школы, складыванию и укреплению традиций совместной творческой педагогической деятельности. Иными словами формируется преемственность, а значит, оптимизируется учебно-воспитательный процесс, что в конечном итоге способствует повышению качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...
Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок
Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую завис...
Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьников.
Как сохранить здоровье учеников на уроках...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника.
laquo;Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...
Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника.
quot;Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнидеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозренние, учмственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы..." В...
Здоровьесберегающие технологии ,как фактор сохранения здоровья школьников
В статье освещается информация об использовании здоровьесберегающих технологий в начальной школе....