Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок
опыты и эксперименты на тему
Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу начальной ступени обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Арабули Ирина Алексеевна МКОУ «Горячеключевская СОШ»
Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок
«Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» Г.А. Цукерман
Актуальность
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Каждый педагог, начиная работу в первом классе, должен чётко «рисовать» себе портрет выпускника, способного к организации своей деятельности и владеющего основами умения учиться: самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу начальной ступени обучения. Но не каждый учитель, к сожалению, видит этот путь и его этапы от начала формирования оценки при безотметочном обучении в первом классе до сформированности адекватной самооценки в четвертом классе как основного показателя успешности выпускника. Чтобы избежать данного противоречия и ошибок в педагогической деятельности необходимо понимать, чётко представлять:
- Что может эффективно повлиять на формирование адекватной самооценки?
- Какие поведенческие индикаторы соответствуют этому?
- Насколько это влияет на успешность ученика как личности?
Ответы на эти вопросы лежат в описании моего педагогического опыта.
Цель моей работы - сформировать адекватную самооценку обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении и развитии личностных качеств.
Мы понимаем, что стратегической задачей модернизации всей российской школы является формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Рассмотрим ключевую задачу начального этапа школьного образования – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
И уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи - развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Для того, чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения:
- Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- Умение адекватно давать оценку своей деятельности;
- Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.
Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о степени усвоения учебного материала, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же - информацию о том, достигнуты ли им и учеником поставленные цели.
- ориентировать ученика на успех
- содействовать становлению и развитию самооценки.
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.
Нельзя забывать, что самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе - основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.
Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном мною опросе, ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и прочее. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными. Это говорит о том, что ребёнок изначально не умеет правильно оценить себя, то есть у него не сформирована адекватная самооценка. Это, с одной стороны, усложняет работу педагога,
(требуется больше времени, чтобы грамотно выстроить процесс обучения), что не самое страшное, с другой стороны, может повести ученика по ложному пути, а это уже начало массы неразрешимых проблем.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Самооценка – сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п.
Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.
Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.
Для изучения самооценки я использую методику А. И. Липкиной «Три оценки». Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивают работу учеников тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорю: «Три учительницы из разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?
3. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе оценку «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:
· совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя,
· характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
Уровень притязаний обнаруживается в прогностической или априорной самооценке, в которой оценивается еще не полученный результат. Для выяснения прогностической самооценки у детей начальных классов я использую следующую методику. Разным по успеваемости ученикам дается поочередно три задания: одно — по русскому языку, одно — по математике (оба на основании изученного и понятного материала), третье неучебное, например, складывание орнамента по заданным образцам. Ученикам предлагается ознакомиться с заданием и ответить на вопрос: «Сможет ли он выполнить задание, на какую оценку и почему?» Затем дети должны ответить на тот же вопрос относительно трех разных по успеваемости одноклассников. Анализу, позволяющему выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию, подлежат следующие данные:
1. Уровень прогностической самооценки у разных по успеваемости школьников (верная, завышенная, заниженная).
2. Особенности прогностической оценки учеников, имеющих разный уровень успеваемости.
3. Особенности аргументаций оценочной деятельности, ее направленность на оценку способностей к учебной деятельности или на качества личности.
4. Распространение оценочной деятельности при выполнении учебных заданий на неучебные ситуации.
Данный анализ позволяет мне выявить складывающуюся у каждого ученика оценочную позицию. Важность выявления у школьников (особенно слабоуспевающих) формирующейся у них оценочной позиции доказана в исследованиях отечественных психологов, которые пришли к выводу о том, что с возрастом у слабоуспевающих школьников нарастает тенденция к недооценке своих возможностей. Преобладание неуспеха над успехом, подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к увеличению неуверенности в себе, чувству неполноценности и к заниженному по сравнению с реальными возможностями уровню притязаний.
Мои наблюдения показали, что в реальном учебном процессе складывающаяся у младших школьников оценочная позиция в большей степени зависит от оценочных воздействий учителя и учеников в классе, чем от нарастающих от класса к классу объективных возможностей. Отсюда большую роль в процессе формирования самооценки и уровня притязаний играет мотив достижения успеха. Если ребенок постоянно не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха значительно ослабевает. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими. В результате может возникнуть ценностная переориентация личности. Чтобы этого не случилось, я изучила много различной литературы по данной теме и твердо уяснила, что мы не все применяем для более эффективного процесса формирования самооценки учеников начальной школы. На всем пути, начиная с безотметочного оценивания, когда первоклассники в процессе самооценки сравнивают объект выполненной ими работы с заданным эталоном, до сформированности оценки к концу начальной ступени обучения необходимо не только отслеживать адекватность самооценки, но и не исключать интеграцию прогностической и ретроспективной оценок.
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем к середине первого класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки. Мною были выделены два шага формирования ретроспективной оценки.
Шаг первый: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок изучает учительские исправление и сам себя оценивает по тем шкалам, которые выберет учитель. Например, первоклассники, написавшие свой первый диктант, состоящий из 12 слогов и соединений (ак, ка, мм, лл, ом, ал, он, ши, ша, ми, ру, ум) могут оценить себя по трем показателям: (а) правильность соединения букв, (б) пропуск букв, (в) выбор гласной буквы.* Нарисовав на доске три линеечки, учитель подробнейшим образом объясняет значение каждой шкалы: "На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те дети, кто считает, что каждое сочетание написал правильно. Кто недоволен одной - двумя буквами, поставит крестик не на самом верху, а чуть-чуть ниже. Те, кто половиной букв доволен, а половиной недоволен, поставят свой крестик ровно посередине линеечки. А те, кто недоволен ни одной буквой, поставят крестик в самом низу... Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки и обозначать их буквами. Всего надо было написать 24 буквы. Тот, кто не написал ни одной, поставит свой крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 12 букв, поставит свой крестик посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит свой крестик на самом верху".
Выслушав учительские разъяснения, дети рисуют в тетради три вертикальные линеечки, обязательно отмечая их серединки. Линеечки можно сверху озаглавить буквами: С - соединения, Б - буквы (пропуск букв), Г - гласные буквы.
Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот прием будет чисто формальным, если около детского крестика на линеечке немедленно не появится учительский. Поэтому, дав детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради расставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают, учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом. А родители по желанию ставят свои крестики только зелёной пастой.
Ретроспективная (обращенная к прошлому) самооценка детей, которой предшествовал учительский контроль (исправление ошибок), помогает яснее расчленить составляющие оценки и задать более или менее общие для детей и учителя критерии оценивания. Непреодолимая неточность этих критериев связана с субъективным компонентом переживания своих удач или неудач: ребенок, для которого "не быть самым лучшим" означает "быть плохим", за две ошибки в диктанте может оценить себя ниже, чем ребенок, который опасался, что в школе у него вообще ничего не будет получаться; оптимист оценит себя выше, чем пессимист... Но общий смысл работы с линеечками понятен даже самым маленьким ученикам. Когда я впервые попросила своих первоклассников оценить красоту только что написанных палочек и крючочков с помощью линеечки, то задала при этом коварный вопрос: "Зачем вам себя оценивать? Ведь в классе есть учитель, который лучше всех знает, что красиво написано, а что некрасиво?" Анна ответила мгновенно: "Когда я сама буду знать, хорошо я пишу или плохо, я буду уверенней себя чувствовать!"
Второй шаг формирования ретроспективной самооценки: ребенок оценивает свою работу сразу после ее выполнения, до учительской проверки. Такая ретроспективная самооценка, прежде всего, стимулирует ученика к самоконтролю. Рисуя линеечку "Гласные буквы" учитель после диктанта просит: "Оцени, верно, ли ты выбрал гласные буквы для обозначения гласных звуков. Если ты совершенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки". Получив такое задание, почти все ученики перечитают свой текст.
Когда учитель проверяет тетради учеников, то ставит свою оценку умения ребенка обозначать гласные звуки буквами на той же линеечке, исходя из простой арифметики. Если в контрольной работе надо было написать 15 гласных букв, то крестик посередине ставится при 7-8 ошибках в выборе гласных букв.
Когда учитель возвращает детям их контрольную работу, то сначала называются дети, чьи самооценки совпали с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок): "Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело - они себя умеют оценивать сами! Некоторым еще надо потренироваться в выделении звуков, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легче научишься».
Особую заботу должна вызывать та группа детей, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к заниженной самооценке. Об этих детях следует поговорить со школьным психологом и проявить к ним особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере, в первые недели занятий), исправляя ошибки, акцентировать только позитивную сторону преодоления незнания: "Конечно, звук [а] - гласный. Я рада, что теперь ты это знаешь!" Этим детям требуется индивидуальное подбадривание и дополнительное объяснение критериев оценок: "Видишь, я поставила свой крестик гораздо выше твоего. Потому что ты пропустил два звука, а оценил себя так, как будто пропустил семь. Пожалуйста, будь в следующий раз к себе подобрее".
Проявляя повышенное внимание к детям с заниженной самооценкой, следует помнить, что тенденция к занижению самооценки не всегда связана с тревожностью, невротическими тенденциями, депрессиями и прочими мрачными психологическими проблемами. Рефлексивная самооценка всегда несколько занижена, ибо рефлектирующий человек знает о своем несовершенстве, но не делает из него проблем ни для себя, ни для окружающих.
Дети, оценивающие себя выше, чем учитель, тоже нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания, и, может быть, в маленьком учительском тренинге: как бы ты оценил работу, в которой пропущено три звука? семь звуков? ни одного звука?.. Но следует помнить, что тенденция к устойчивому завышению самооценки свойственна, прежде всего, вашим наименее развитым ученикам, не блещущим учебными успехами. Прежде чем работать "на понижение" самооценки задумайтесь, в самом ли деле Вы хотите, чтобы ваш слабоуспевающий ученик ясно осознал свое отставание от одноклассников?
Каковы бы ни были результаты первой работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении со следующей работой. Так, если ученик за три последовательные работы получил следующие оценки по шкале "пропуск букв", то это значит, что ученик прекрасно учится, то есть совершенствуется, и этим выгодно отличается от ученика, стабильно во всех контрольных пропускающего 1- 2 буквы.
Если ребенок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со вчерашними и позавчерашними, то у него появляется надежное основание для самоуважения, сознательного и оптимистичного отношения к себе, к своему учебному труду. Замечу, что этот ученик при отметочной системе оценивания имел бы стабильные двойки (ибо в каждой следующей контрольной к пропускам букв прибавлялись бы новые ошибка на изученные орфограммы) и, соответственно, психологию двоечника.
Наиболее безопасным механизмом коррекции завышенных и заниженных самооценок является не сравнение детской самооценки с учительской, а сравнение двух собственных самооценок - прогностической и ретроспективной.
Прогностическая самооценка (оценка предстоящей работы) в принципе труднее ретроспективной, но именно она является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить свои возможности справиться с предстоящей работой можно лишь после того, как ретроспективная самооценка учеников уже достаточно осознана, адекватна и дифференцирована.
Так как я систематически формировала ретроспективную самооценку с самого начала первого класса, то в середине второго класса было предложено такое задание:
Учитель: Мы долго занимались оформлением предложения на письме и написанием заглавной буквы в именах собственных. Сегодня вам предстоит писать диктант, где будет много таких слов. Послушайте текст диктанта (читает). Прежде чем приступить к диктанту, нарисуйте три линеечки (как обычно - длиной в шесть сантиметров). С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что сможете правильно оформить начало всех предложений. Кто совершенно в себе уверен, ставит крестик на самый верх линеечки. Кто убежден, что не сможет правильно оформить ни одно начало предложения, пусть поставит свой крестик в самом низу. Вторая линеечка измерит уверенность в том, что вы умеете ставить знаки препинания в конце предложения. Третья линеечка - написание большой буквы в именах собственных.
Когда задание на прогностическую самооценку давалось классу впервые, то, проверяя детские работы, я не оценивала их. Раздала проверенные диктанты и попросила детей поставить на каждой линеечке собственный второй крестик - по результатам учительского контроля. Наиболее выразительные расхождения двух самооценок были откомментированы - индивидуально или открыто. Гласности, безусловно, стоит придавать случаи, когда прогностическую самооценку ребенок поставил себе очень низко не из-за тревожности, а из суеверия (чтобы не сглазить) или из ложной скромности (нельзя себя хвалить, пусть тебя хвалят другие).
Еще и еще раз учитель должен раскрыть детям смысл прогностической самооценки: надо учиться рассчитывать свои силы. Если спортсмен, который прыгает в высоту на два метра, не ставит себе планку на метр, то это глупо: он будет всегда перепрыгивать, не напрягая сил, и едва ли научится прыгать лучше. Но если он поставит себе планку на три метра, это тоже глупо: он всегда будет сшибать планку и разуверится в собственных силах. Лучше всего, если он поставит себе планку чуть-чуть выше, чем два метра... Оценивая свои силы перед диктантом, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть ее, напрягая все свои силы. Только так ваши знания и умения будут расти".
Прогностическая самооценка – оценка предстоящей работы. Она является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя и формируется на основе уже сформированной ретроспективной самооценки.
Приведу пример осуществления учащимися прогностической оценки своих знаний в процессе выполнения стартовой проверочной работы по русскому языку в 3-м классе. Учащимся предлагается оценить, указать в графе «прогностическая оценка» количество баллов за выполнение каждого задания стартовой проверочной работы, которую они будут выполнять на уроке по конкретно заданным критериям, например: умею подбирать к слову родственные слова и выделять в них корень; умею правильно записывать словарные слова и т.д. Далее учащиеся выполняют проверочную работу и отдают ее на оценку учителю. В дальнейшем соотносятся ученическая прогностическая самооценка и учительская оценка. Смысл прогностической самооценки заключается в обучении школьников умению рассчитывать свои силы и адекватно способностям прогнозировать результат.
Этапы формирования самооценки обучающихся с позиции интеграции прогностической и ретроспективной оценок
1 этап (1 класс): безотметочное обучение – нет отметки, но есть самооценка, взаимооценка, педагогическое оценивание, а значит есть предпосылки для формирования ретроспективной оценки, без которой невозможно грамотное формирование адекватной прогностической оценки.
2 этап (2-3 класс): есть и отметка, и все виды самооценки –на основе ретроспективной оценки формируем прогностическую оценку как один из шагов к адекватному самооцениванию. Ребенок способен оценить себя с позиции учителя.
3 этап (4 класс): должна быть сформирована оценка на уровне актуально адекватной прогностической оценки. Только в результате такого поэтапного следования к сформированности оценки к концу начальной ступени обучения ученик сможет приступить к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. Это позволяет ему оценивать себя на уровне отметки и педагогического оценивания.
При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки, как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.
Поведенческий индикатор таких учеников указывает на то, что он готов самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения. Именно такие ученики успешны в обучении, успешны в отношениях со сверстниками и взрослыми и максимально приближены к портрету выпускника начальной школы.
Литература.
[1] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2001, с. 3.
[2] Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, с. 37.
[3] Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе: Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.,2001, с. 34 – 35.
[4] Аспекты модернизации российской школы. Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., ГУ ВШЭ, 2001, с. 114.
[5] Цукерман Г. А., Гинзбург Д. В. Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? Вестник ассоциации "Развивающее обучение", №6, 1999.
[6] Г. А. Цукерман и К. Н Поливановой "Введение в школьную жизнь" (Томск. Пеленг, 1992)
[7] Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999
[8] Цукерман Г. А. и др. Оценка без отметки. Москва-Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999
[9]Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «Положение о безотметочном обучении»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Статья: СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...
Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...
Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.
Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....
Готовность ребёнка к школе как важный фактор успешности обучения.
Для успешного обучения ребёнка в школе с первых дней необходимо знать его физиологическую готовность, личностную готовность, интеллектуальную. Все три компонента важны для достижения этой цели....
«Формирование логического мышления – как важный фактор успешного обучения».
Описание опыта работы учителя начальных классов МАОУ "КСОШ-ДС" г.Пыть-Ях С.П.Барабановой "Формирование логического мышления- как важный фактор успешного обучения"...
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)...
Тезисы по теме "Комплект электронных тестов по математике как средство формирования адекватной самооценки обучающихся 3 класса"
Комплект электронных тестов по математике как средство формирования адекватной самооценки обучающихся 3 класса...