Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
статья по логопедии (1 класс)
Рекомендации учителям - логопедам по коррекционной работе с обучающимися с ОНР (ТНР)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Выступление учителя-логопеда Логиновой Н.С.
Современное понимание социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это обеспечение их возможностью максимально компенсировать ограничения жизнедеятельности через получение таких знаний и умений, которые помогут им успешно интегрироваться в социум. Основная задача педагогов - научить обучающихся навыкам общения со сверстниками, решить личностные проблемы, подготовить к самостоятельной жизни в обществе, поддержать в профессиональной реабилитации. Современная система обучения обязана обеспечивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами, возможностями.
В нашем учреждении организация учебно-воспитательной деятельности, как особой формы активности ребёнка, тесно связана с решением проблемы развития его речи. Трудности заключаются в том, что у обучающихся имеются тяжелые нарушения речи. Процесс же обучения предполагает анализ и обобщение родного языка как знаковой системы. В тоже время коммуникативные навыки опираются на свойства языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи. Такой уровень предполагает определённую степень сформированности средств языка: произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй, развитие связной речи. Помимо этого, должна быть определённая сформированность умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Успех социальной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ напрямую зависит от глубины и качества получаемых знаний, умений и навыков.
Чем выше уровень сформированных знаний, усвоенных на уроках и во внеурочное время, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, тем выше качество его жизни.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
В коррекционной логопедической работе с детьми с ТНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, учителей, воспитателей, родителей и ребенка.
Одним из важнейших направлений в работе учителя-логопеда является сотрудничество с воспитателем группы. Воспитатель принимает активное участие в коррекционном процессе, выполняет рекомендации логопеда. Ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждый режимный момент. Использует игровые упражнения, которые активизируют речевую деятельность детей, подбирает сюжетно-ролевые игры и упражнения, способствующие эффективному развитию речи, включает таких детей в коллективную деятельность, во время подвижных игр на прогулке следит за тем, чтобы дети в игре чувствовали себя уверенно. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность, они быстро овладевают речью, как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.
Одним из направлений в работе учителя-логопеда также является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы. Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Если ребенок все же не адаптировался в речевой среде, отказывается общаться, то значит, за всем этим скрывается серьезная проблема, а именно — недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является одним из важных условий успешности ребенка во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе. У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. Если ребёнок постоянно конфликтует, ссорится, не умеет договариваться и уступать во время совместной деятельности, если ему трудно даются налаживания дружеских и игровых отношений с другими детьми, и он предпочитает быть в одиночестве среди коллектива, то ему необходима помощь окружающих для формирования навыков коммуникативного поведения.
Но необходимо помнить, что не нужно перегружать ребенка заданиями. Если ребёнок получает слишком много информации, то может случиться так, что дефекты речи перерастут в заикание. Поэтому знания ребёнок должен получать соответственно возрасту и состоянию психических процессов. Большую роль в социальном становлении ребенка играют родители. Иногда родители, по незнанию или в силу своей педагогической некомпетентности не придают большого значения нарушениям речи, которые замечают у своих детей, а порой и не видят их. Они не задумываются о том, что речевые нарушения влекут за собой такие проблемы как нарушение коммуникативной сферы, а между тем такие дети вызывают тревогу, прежде всего по тому, что самостоятельно свои проблемы они решить не могут. Это серьезная проблема, мешающая детям чувствовать себя свободно и комфортно в играх, на занятиях и в повседневной жизни. И здесь решающую роль играют именно взрослые, и нормальное развитие ребенка во многом зависит от того, как они будут руководить процессом развития, научат ли малышей общаться с окружающими их людьми, научат ли их вежливому обращению, умению договариваться и уступать друг другу. Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации.
Проблемой развития речи в той или иной степени занимаются различные науки: психология и логика, языкознание и филология, частные методики, логопедия, даже философия.
По данной проблеме накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий логопедам - практикам в повседневной коррекционно-развивающей работе.
Основными коррекционными задачами учителя-логопеда по развитию связной речи являются:
1. работать систематически над формированием и закреплением лексико- грамматических категорий
Данную задачу решаю следующими упражнениями:
1. Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д.
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д.
3. Найди лишний предмет.
4. Назови лишнее слово.
5. Назови одним словом.
6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …).
7. Назови части.
8. Отгадай предмет по названию его частей.
9. Объясни, что общего у предметов.
10. Скажи наоборот.
11. На что похоже.
12. Закончи предложение.
13. Кто что умеет делать.
14. Составление загадок – описания по определённому плану);
2. формировать навыки речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей
Эта задача решается в время
-режимных моментов,
-совместной деятельности педагога с детьми;
-совместной деятельности детей;
-совместной деятельности с семьей;
3. формировать умения анализа текста, выделения смысловых звеньев, составления плана и пересказа по плану
Данную задачу решаю следующими упражнениями:
- Восстановить деформированный текст, части текста.
- Распределить заголовки согласно содержанию текста.
- Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение».
- Чтение цепочкой по предложению.
4. формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний
Следующей отличительной особенностью детей с ОНР является своеобразие их связной речи:
– в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок, выявляются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
– рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями;
– остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Мною был систематизирован речевой материал по лексическим темам. Для каждой темы подобраны игры, упражнения, задания по следующим направлениям:
1. Развитие словаря;
2. Формирования грамматических представлений:
- упражнения на словообразования;
- употребление предлогов;
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
5. Обучать анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
1.Установление временной и логической связи событий и явлений (беседа).
2.Составление плана (различные виды в зависимости от содержания текста, его сложности и уровня сформированности связной речи).
3.Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного высказывания и самоконтроля за собственной речью.
4. Запоминание и воспроизведение плана рассказа детьми не только и не столько как
средства развития памяти, сколько в качестве эффективного способа структурирования детьми содержания своего собственного высказывания и самоконтроля за собственной речью.
6.Развивать самоконтроль у детей за собственной речью.
Данную задачу решаю следующими приемами:
1. Воспитание мотивации к учению через дидактические игры, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, с частой сменой видов деятельности по принципу «Учу, играя» (с использованием картинок, игрушек, предметов быта и т. д.)
Например: «Помоги девочке найти на кухне предметы со звуком , а в холодильнике – продукты со звуком «Л»
Выработка самоконтроля невозможна без заинтересованности самого ребёнка.
2. Воспитание навыка речевой самооценки. Сделать аудиозапись любого стихотворения или рассказа ребёнка и предложить: «Послушай свою речь со стороны и оцени её правильность»- работа с говорящим зеркалом.
3. Развитие «чувства языка»
Игры: «Угадай, правильно ли я говорю?»
«Найди ошибку» (взрослый умышленно произносит слова и фразы с ошибками, а ребёнок исправляет)
Например: «Шпит Шпокойно Штарый швон
Штоя шпать умеет он»
4. Использование условных сигналов при автоматизации звуков в спонтанной речи. Например: взрослый беседует с ребёнком на любую тему и следит за звуками.
Если произносит неверно, даёт условный сигнал: можно приложить палец ко рту, хлопнуть в ладоши, позвенеть колокольчиком, ударить палочкой по столу и т. д.
Аналогично автоматизируются звуки в беседе по сюжетным картинкам в книжках.
5. Многократное повторение однотипных упражнений, но на разном речевом материале, чтобы не надоело повторять одно и то же. Например, придумывать чистоговорки со звуком «Л» каждый раз новые:
Ла-ла-ла, вот иголка и метла.
Ла-ла-ла, как долго я спала.
Ла-ла-ла, как твои дела?
Ла-ла-ла, я булавочку нашла.
Аналогично и на другие изучаемые звуки.
6. Развитие внимания к собственной речи через тренировку во времени, постепенно удлиняя время: 5-10-15 минут и т. д. (можно использовать песочные часы, настенные часы, метроном, звонок будильника на мобильном телефоне и др.)
Выделяют в коррекционной работе логопеда по формированию связной речи у детей с ТНР несколько этапов:
- Подготовительный этап - развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
- Начальный этап - овладение диалогической речью.
- Основной этап - формирование монологической речи: обучение рассказыванию (пересказу, составлению рассказов).
Деление на этапы чисто условное и определяется основной задачей и ведущим направлением коррекционной работы на каждом этапе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов.
Например, на подготовительном этапе используются элементы диалогической речи.
Время, содержание и объем подготовительного этапа зависит от уровня речевого развития детей.
Но завершение подготовительного этапа всегда однозначно определяется сформированностью фразы, умением самостоятельно пользоваться фразовой речью в речевом общении, что является выходом на III уровень речевого развития.
Развитие речи на подготовительном этапе идет по следующим направлениям:
1. Развитие восприятия и понимания речи, а именно:
а) понимание постепенно усложняющихся инструкций;
б) бытовых и игровых ситуаций;
в) грамматических конструкций, словосочетаний, фраз, элементарных текстов;
г) расширение пассивного словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексическими темами.
2. Развитие экспрессивной речи след в след за импрессивной вне зависимости от состояния фонетической стороны и сформированности грамматического строя, направленное на решение главной задачи - пробудить у детей желание речевого общения.
3.Формирование фразы, что являетсяся первым шагом к овладению связной речью и проводится в определенной последовательности:
а) договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок; по образцу, данному логопедом, и без образца;
б) составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по данному образцу и без образца;
в) составление предложений сначала по 1-фигурным, затем многофигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов и без них; по опорным словам, по образцу и самостоятельно;
г) заучивание и воспроизведение 2-3 предложений, составленных по сюжетной картинке, связанных по смыслу.
Дальнейшая работа над совершенствованием фразы продолжается на следующих этапах в процессе непосредственной работы по формированию связной речи:
- преобразование деформированной фразы;
- составление предложений по опорным словам;
- составление предложений с данным словом;
- распространение предложений по вопросам и путем наращивания слов по цепочке;
- преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т.д.
Имея готовые предпосылки к формированию связной речи в виде сформированной фразы, можно перейти к начальному этапу - приступить к работе над диалогической речью.
Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами- собеседниками, это вопросы и ответы на них.
Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.
Поэтому работа над диалогической речью предшествует работе по формированию монологической речи, подготавливая базу, почву для последней.
Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.
В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:
- научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
- научить постановке вопросов;
- воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).
Сформированность диалогической речи является следующим и решающим шагом в овладении связной речью.
А основной и завершающий этап развития связной речи - это формирование монологической речи.
Монологическая речь в полной мере осуществляет обе основные функции речи, теснейшим образом связанные между собой:
1 - коммуникативную:
а) сообщения (информативная);
б) побуждение к действию (регулирующая).
2 - средство выражения мыслей, образования и развития их.
По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной и, прежде всего, мыслительной деятельности и влияющая на развитие логического мышления и словесно- логической памяти или вербальной памяти(запоминать текстовую информацию).
Формами монологической речи считают: описание, повествование и рассуждение
Задача данного этапа - научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьезные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико-грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала.
Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
- обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста;
- обучение составлению рассказов (описательные: сравнительные и объяснительные; сюжетные: по восприятию, по памяти, по воображению). Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.
Связная речь - это особая, сложная форма коммуникативной деятельности. Практика показывает, что у детей с тяжелыми нарушениями речи эта форма самостоятельно не формируется, а требует четкой, систематической коррекционно-развивающей работы педагогов.
Таким образом, сформированная речевая компетентность ведет к формированию таких качеств личности как адекватная самооценка, самообладание, коммуникативность, уверенность в своих силах и возможностях, ощущение своей полезности и необходимости коллективу сверстников. У детей происходит развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их положительной социализации в обществе и это является базой для формирования социально-адаптивной личности.
Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адаптированная школа-интернат №4»
Овладение связной речью, как важнейший фактор успешной социализации обучающихся с ТНР
Выступление учителя - логопеда
Логиновой Н.С.
Великий Новгород, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование деятельности классного руководителя в современных условиях как фактор успешной социализации учащихся
Выступление на педагогическом совете ОУ....
Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок
Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую завис...
Использование воспитательного потенциала учебных занятий как фактор успешной социализации обучающихся.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к саморазвитию, саморазвитию и правильному взаимодействию с окружающим миром. Чтобы помочь ребенку, необходимо ...
Статья. Речь - как важнейший фактор успешного обучения и развития детей.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению ребёнка любого возраста.Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования ...
Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения
Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....
Доклад "Нетрадиционные формы проведения занятий как фактор успешной социализации воспитанников с УО"
Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру....
"Развитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьника"
Выступление на педагогическом совете...