Диагностический материал по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи. 6 класс. Коррекционная школа.
методическая разработка на тему
Данная комплексная работа проводится среди учащихся начальной школы в новой форме в рамках требований к образовательным результатам итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnost_6_klass_2016-1.docx | 774.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительные материалы
Комплексная проверочная работа в 6 классе
Данная комплексная работа проводится среди учащихся начальной школы в новой форме в рамках требований к образовательным результатам итоговой аттестации.
Цель работы – выявление состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремление использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курсов учебных дисциплин «Математика», «Природоведение», «Русский язык», «Чтение», «Развитие речи». Содержание заданий работы позволяет обеспечить полноту проверки учебной подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. Кроме того, за счет включения заданий различной сложности работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню учебной подготовки и зафиксировать достижение учащимся планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.
Работа содержит 8 заданий и рассчитана на 5 занятий.
- Аналитическая проверка произношения. Изучение уровня владения фонетической системой языка (стандартизированная таблица).
- Обследование восприятия слов (зрительно, слухозрительно, на слух) по спискам Неймана
Методика обследования:
Слово предлагается на слух (слухозрительно, зрительно) до двух раз. Ученик повторяет слово с соблюдением звукового состава слова, ударения и орфоэпических норм русского языка. Ответ фиксируется в протоколе (см. анализ ответов учеников).
- Обследование восприятия фраз на слух.
Методика обследования:
Фраза предлагается за экраном до двух раз. Ученик воспринимает фразу с помощью звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные аппараты). Фраза считается воспринятой, если ученик повторяет сообщение, отвечает на вопрос, выполняет предложенное задание и отчитывается о выполнении задания (см. анализ ответов учеников). В ответе учащиеся соблюдают звуковой состав слов, ударение в словах, орфоэпические нормы русского языка, интонацию.
1. | Какая температура воздуха сегодня? |
2 | Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс. |
3 | От всей души поздравляю тебя с праздником! |
4 | Назови летние виды спорта. |
5 | Закончи предложение: «Положи книгу (куда?) в … |
6 | В какой секции ты занимаешься? |
7 | Желаю тебе здоровья, успехов в учёбе. |
8 | Как зовут учителя по физкультуре? |
9 | Я думаю, что лучший отдых на море. |
10 | Какое место ты занял на соревновании? |
11 | Скажи верно: Игорь (гулять) с собакой. |
12 | Бег на лыжах, коньках, хоккей – какие виды спорта? |
13 | Почему весной текут ручьи? |
14 | Что ты подарил маме на 8 Марта? |
15 | Запомни и повтори: аппарат, число, ручка, кот. |
16 | Где ты будешь отдыхать летом? |
17 | Давай знакомиться. |
18 | Поставь ударение в словах: «Скоро наступит тёплое лето». |
19 | Ты пригласил друзей на день рождения? |
20 | Скоро будут летние каникулы |
Примерные ответы и выполнение заданий.
1. | Какая температура воздуха сегодня? | Сегодня температура воздуха … градусов |
2 | Скажи дежурному, чтобы он проветрил класс. | …, проветри класс. Открой форточку. |
3 | От всей души поздравляю тебя с праздником! | Ученик повторяет. |
4 | Назови летние виды спорта. | Летние виды спорта – бег, прыжки в высоту, в длину, волейбол, …. |
5 | Закончи предложение: «Положи книгу (куда?) в … | Положи книгу в шкаф (в сумку). |
6 | В какой секции ты занимаешься? | Я занимаюсь в секции по лыжам, борьбе, баскетболу, … |
7 | Желаю тебе здоровья, успехов в учёбе. | Ученик повторяет |
8 | Как зовут учителя по физкультуре? | Учителя по физкультуре зовут Александр Владимирович. |
9 | Я думаю, что лучший отдых на море. | Ученик повторяет. Да, я тоже так думаю. Нет, лучший отдых на даче. |
10 | Какое место ты занял на соревновании? | Я занял первое место по лыжам (борьбе, по прыжкам). Я не занял никакого места. |
11 | Скажи верно: Игорь (гулять) с собакой. | Игорь гуляет с собакой. |
12 | Бег на лыжах, коньках, хоккей – какие виды спорта? | Это зимние виды спорта. |
13 | Почему весной текут ручьи? | Потому что солнце греет и снег тает. |
14 | Что ты подарил маме на 8 Марта? | Я подарил маме открытку. |
15 | Запомни и повтори: аппарат, число, ручка, кот. | Ученик повторяет. |
16 | Где ты будешь отдыхать летом? | Летом я поеду к морю (на дачу, в деревню). Летом я буду в Москве и никуда не поеду. |
17 | Давай знакомиться. | Давайте. Меня зовут … Мы знакомы. |
18 | Напиши предложение. Поставь ударение в словах: «Скоро наступит тёплое лето». | Я написал предложение. Я поставил ударение. |
19 | Ты пригласил друзей на день рождения? | Да, я пригласил друзей на день рождения. |
20 | Скоро будут летние каникулы | Скоро будут летние каникулы |
- Обследование восприятия фраз слухозрительно.
Методика обследования:
Фраза предъявляется слухозрительно до двух раз. Ученик воспринимает фразу с помощью звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные аппараты), глядя в лицо учителя. Фраза считается воспринятой, если ученик повторяет сообщение, отвечает на вопрос, выполняет предложенное задание и отчитывается о выполнении задания. В ответе учащиеся соблюдают звуковой состав слов, ударение в словах, орфоэпические нормы русского языка, интонацию.
1 | Мы пойдем в столовую |
2 | Что ты кушал(а) на завтрак? |
3 | У тебя есть тетрадь в линейку? |
4 | Вчера был дождь |
5 | На деревьях зеленые листья |
6 | Как зовут твою маму (твоего папу)? |
7 | Что ты делал(а) вчера? |
8 | Сколько тебе исполнилось? |
9 | У тебя есть брат (сестра)? |
10 | Как ты помогаешь дома? |
11 | Что у тебя болит? |
12 | Назови весенние месяцы |
13 | Сегодня понедельник? |
14 | Ты здоров(а)? |
15 | Выбери слова, которые отвечают на вопрос «Какой?»: писать, интересный, чтение, знакомый, русский язык. |
16 | Что задано по математике? |
17 | Где ты живешь? |
18 | Назови дни недели |
19 | Какие книги ты читаешь? |
20 | Сегодня холодно? |
Примерные ответы учащихся.
1 | Мы пойдем в столовую. | Да, мы пойдём в столовую |
2 | Что ты кушал(а) на завтрак? | На завтрак я кушал кашу, хлеб с маслом, пил какао. |
3 | У тебя есть тетрадь в линейку? | У меня есть тетрадь в линейку. У меня нет тетради в линейку. |
4 | Вчера был дождь. | Да, вчера был дождь. Нет, вчера не было дождя. |
5 | На деревьях зеленые листья. | На деревьях зелёные листья |
6 | Как зовут твою маму (твоего папу)? | Мою маму зовут ….. Моего папу зовут ….. |
7 | Что ты делал(а) вчера? | Вчера я гулял, учил уроки, играл в компьютер, читал книгу, смотрел телевизор. |
8 | Сколько лет тебе исполнилось? | Мне исполнилось … лет. |
9 | У тебя есть брат (сестра)? | У меня есть брат (сестра). У меня нет брата (сестры) |
10 | Как ты помогаешь дома маме? | Дома я помогаю маме мыть посуду, пометать пол, вытирать пыль, складывать аккуратно вещи. |
11 | Что у тебя болит? | У болит горло (голова, живот, …). У меня кашель (насморк, ….). У меня ничего не болит. |
12 | Назови весенние месяцы | Весенние месяцы – март, апрель, май. |
13 | Сегодня понедельник? | Да, сегодня понедельник. Нет, сегодня …. |
14 | Ты здоров(а)? | Да, я здоров. Нет, я не здоров. |
15 | Выбери слова, которые отвечают на вопрос «Какой?»: писать, интересный, чтение, знакомый, русский язык. | На вопрос «Какой?» отвечают слова – интересный, знакомый, русский. |
16 | Что задано по математике? | По математике задано решить примеры и задачу. |
17 | Где ты живешь? | Я живу в городе Москве, улица …, дом номер …, квартира … |
18 | Назови дни недели | Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье |
19 | Какие книги ты читаешь? | Я читаю «…». Автор … Я не читаю книги. |
20 | Сегодня холодно? | Да, сегодня холодно. Нет, сегодня тепло |
- Обследование восприятия фраз зрительно.
Методика обследования:
Фраза предъявляется до двух раз. Ученик воспринимает фразу без звукоусиливающей аппаратуры (без индивидуальных аппаратов), глядя в лицо учителя. Фраза считается воспринятой, если ученик повторяет сообщение, отвечает на вопрос, выполняет предложенное задание и отчитывается о выполнении задания. В ответе учащиеся соблюдают звуковой состав слов, ударение в словах, орфоэпические нормы русского языка, интонацию.
1 | Поздоровайся |
2 | Будем слушать и говорить |
3 | Спроси, что мы будем делать |
4 | До свидания |
5 | Какой сегодня день недели? |
6 | Возьми карандаш |
7 | Нарисуй яблоко |
8 | Напиши пример |
9 | Реши пример: 22+59= |
10 | Положи карандаш на место |
11 | Какой день недели будет завтра? |
12 | Кто сегодня дежурный? |
13 | Тебе трудно? Легко? |
14 | Сколько треугольников? |
15 | Запомни и повтори: кукла, мяч, собака. |
16 | Найди лишний предмет: чашка, юбка, куртка, рубашка. Почему? |
17 | Разложи предметы по группам: учебные вещи, игрушки |
18 | Поставь ударение: ручка, тетрадь |
19 | Составь предложение: в, увидела, Катя, ежа, лесу. Что стоит в конце предложения? |
20 | Найди ошибки: у предметов не хватает деталей. |
Примерные ответы и выполнение заданий.
1 | Поздоровайся | Здравствуйте |
2 | Тебе трудно? Легко? | Мне (не) трудно. Мне легко. |
3 | Будем слушать и говорить | Будем слушать и говорить |
4 | До свидания | До свидания |
5 | Какой сегодня день недели? | Сегодня …. |
6 | Возьми карандаш | Я взял карандаш. |
7 | Нарисуй яблоко | Я нарисовал яблоко |
8 | Напиши пример | Какой пример? |
9 | Реши пример: 22+59= | Я решил пример. У меня получилось 81. |
10 | Положи карандаш на место | Я положил карандаш на место. |
11 | Какой день недели будет завтра? | Завтра будет … |
12 | Кто сегодня дежурный? | Сегодня дежурный …. |
13 | Спроси, что мы будем делать Будем выполнять задания | Что мы будем делать? Будем выполнять задания |
14 | Сколько треугольников? | Шесть треугольников. |
15 | Запомни и повтори: примеры, рассказ, задача, учить. | Учить, рассказ, примеры, задача |
16 | Найди лишний предмет: чашка, юбка, куртка, рубашка. Почему? | Лишний предмет чашка. Потому что это посуда. Остальные предметы – одежда. |
17 | Назови предметы в группах: учебные вещи, посуда, уроки, одежда, времена года | Ручка, тетрадь, книга. Чашка, тарелка, ложка. Математика, развитие речи, история. Брюки, платье, кофта. Лето, зима, осень, весна |
18 | Поставь ударение: математика, история, физкультура. | Я поставил ударение. |
19 | Составь предложение: в, увидела, Катя, ежа, лесу, маленького. Что стоит в конце предложения? | Я составил предложение. В конце я поставил точку. |
20 | Найди ошибки: у предметов не хватает деталей. | Ручка чайника, хобот слона, бантик у туфли, усик бабочки |
Сколько треугольников? Чего не хватает?
- Обследование уровня развития самостоятельной устной речи, на примере составленного самостоятельно учеником рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
Методика обследования:
- Ученик самостоятельно раскладывает картинки.
- Ученик составляет рассказ по картинкам.
- Ученик слухозрительно воспринимает рассказ учителя по картинкам (два раза) и каждый раз повторяет то, что воспринял.
- Ученик слухозрительно воспринимает текст по фразам (до двух раз). И каждый раз повторяет то, что воспринял.
- Ученик читает фразу по табличке и подкладывает табличку к картинке.
- Учитель дает образец выразительного чтения каждой фразы. Ученик повторяет, подражая речи учителя.
- Ученик читает текст полностью.
- Ученик слухозрительно воспринимает вопросы по тексту и отвечает на них.
- Ученик пересказывает текст с опорой на картинки.
Серия сюжетных картинок.
Текст
Наступила весна. Мама и Ася посадили редиску. Мама полола и поливала свою грядку. А Ася нет. Летом мама собрала большой урожай редиски. «Мама, где ты взяла редиску?» - спросила Ася. «На грядке», - ответила мама. Ася посмотрела на свою грядку, а там выросли трава и цветы. Ася удивилась: «А почему на моей грядке не выросла редиска?»
Разрезной текст
Наступила весна. |
Мама и Ася посадили редиску. |
Мама полола и поливала свою грядку. |
А Ася нет. |
Летом мама собрала большой урожай редиски. |
«Мама, где ты взяла редиску?» - спросила Ася. |
«На грядке», - ответила мама. |
Ася посмотрела на свою грядку, а там выросли трава и цветы. |
Ася удивилась: «А почему на моей грядке не выросла редиска?» |
Вопрос к тексту
Почему у Аси не выросла редиска?
Примерный ответ ученика
Потому что Ася не ухаживала за своей грядкой.
Ася не полола и не поливала свою грядку.
Анализ ответов учащихся
Фразы
Правильные ответы:
- Фраза распознана – все слова фразы распознаны и названы в правильной последовательности. Ученик дал адекватный ответ или выполнил задание верно. Ответ может быть кратким или полным.
- Фраза воспринята близко к образцу: часть слов распознана правильно, часть изменена. Ученик дал адекватный ответ или выполнил задание верно. Ответ краткий
Ошибочные ответы:
Фраза не распознана – большинство слов не соответствует предложенному образцу, потерян смысл контрольной фразы. После письменного предъявления вопроса или задания, учащийся не смог адекватно ответить или выполнить задание.
Слова
Правильные ответы:
- Слово распознано: все звуки в слове распознаны и названы в правильной последовательности.
- Слово воспринято близко к образцу: распознана его ритмическая структура и большая часть звуков.
- Названо другое слово, в котором совпадают с образцом только ритмическая структура и большая часть звуков.
Ошибочные ответы:
- Слово не распознано: названо другое слово, резко отличающееся по звуковому составу.
- Отказ повторить слово.
Обследование уровня развития самостоятельной устной речи
Правильные ответы:
- Ученик верно понял последовательность картинок.
- Ученик самостоятельно составил рассказ по картинкам. Учитываются полные предложения, грамотно оформленные фразы,
- Предъявленный слухозрительно учителем рассказ (два раза), ученик воспринял и повторил то, что понял (воспринял точно или приближенно).
- Предъявленные учителем за экраном фразы, ученик повторил верно.
- Ученик правильно ответил на вопросы по тексту.
- Ученик самостоятельно повторил рассказ с опорой на картинки.
Ошибочные ответы:
- Разложил картинки неверно.
- Самостоятельно составленный рассказ состоит из отдельных слов.
- Ученик воспринял отдельные слова из текста.
- Отказ речевого ответа.
- Фразы воспринял приближенно.
- Не смог соотнести картинку с фразой, предложенной письменно.
- Ученик не ответил на вопросы к тексту – не понял смысл рассказа.
- Ученик повторил рассказ по картинкам, используя отдельные слова.
Примечание. Программные требования считаются неусвоенными, если ученик выполнил менее 60% предложенных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»
Конспект индивидуального занятия «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»Тема занятия: автоматизация звука [С] в слогах, словах. Развитие слухового восприятия на материале те...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, проведённого с учеником 2в класса (вариант 2.2) по теме: «Автоматизация Р»; рассказ «Скоро зима» (1 занятие).
Тема: «Автоматизация Р»; 1 занятие по рассказу «Скоро зима».Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, словосочетаниях и во фразах; восприятие рассказа &la...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи, 1 класс
Конспект индивидуального занятия сурдопедагога с обучающимся с нарушением слуха....
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 класс Тема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Формирование речевого слуха. Тема "Живая и неживая природа"
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи 2 классТема: Произносительная сторона речи. Звук [С] . Фор...
Конспект индивидуального занятия по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи в 3 классе "
Конспект индивидуального занятия по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи в 3 классе "...
Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия
Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....
Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи во 2 классе.
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи по теме «Кто где живет?» Текст: «Ёж»Работа над речевым дыханием. Автоматизация звука...