Разработка модели системы оценивания результатов обучения.
статья на тему
Выступление по теме "Разработка модели системы оценивания результатов обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_modeli_sistemy_otsenivaniya_rezultatov_obucheniya.docx | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя начальных классов Г.А.Бенько
Разработка модели системы оценивания результатов обучения.
В России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов обучающихся.
Важнейшей частью новых образовательных стандартов является Фундаментальное ядро общего образования, в котором зафиксированы элементы научных знаний и универсальные учебные действия.
В документах по внедрению новых образовательных программ создана примерная программа формирования УУД. В программе прописан и структурирован вклад предметов в формирование и развитие УУД.
В составе основных видов УУД, диктуемых целями современного общего образования, выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. Предполагается, что четкое выделение данных видов деятельности позволит уделить им приоритетное место в рамках конкретных предметов и образовательном процессе в целом. Развитие системы УУД должно осуществляться в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Отсюда процесс обучения и воспитания задает содержание и характеристики учебной деятельности учащегося и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД.
С учетом принятого подхода к стандарту, как к общественному договору, реализуемому в системе вариативного образования, оценка становится одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта.
Система оценивания результатов должна включать как внутренние оценки (педагогов), так и внешние оценки, которые будут проводиться при аттестации учащихся и аккредитации ОУ. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование УУД превращает систему оценивания в важнейшее условие формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся. Новая система оценивания включает проверку формирования таких элементов, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки и вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. Формируемая модель оценки результатов освоения образовательных программ предполагает создание такой системы оценивания, которая бы естественным образом оказалась «встроенной универсальной системой» в образовательный процесс ОУ.
Для достижения данной цели необходимо задать требования в предметно-деятельностной форме, а также подобрать алгоритм оценивания, включающий только действия и деятельности, которые можно зафиксировать, измерить и оценить. А это значит:
- необходимо изменить общие подходы к преподаванию, т.е реализовать компетентностный подход (системная инновация) в каждом ОУ;
- выработать шкалу оценивания для каждого проверяемого элемента или направления вне зависимости от учебного предмета (системная инновация);
- создать условия для внешнего оценивания и самооценивания результатов формирования УУД, путем применения прозрачной системы критериев и валидной шкалы оценивания (системная инновация);
- наконец модернизировать ученический портфолио для активного применения как документа оценки формирования УУД для каждого ученика (могут быть варианты).
Становится ясно, что для достижения реальных результатов необходимо не только осознание всеми педагогическими коллективами необходимости инновационной работы по конкретизации и доработке системы мониторинга оценки качества образования, но и понимания глобальности изменений, связанных с организацией процесса обучения.
Следует подчеркнуть, что оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.
Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?
Определяемые стандартом новые требования к результатам образования должны найти адекватное отражение в системе оценки качества образования. Достижению планируемых результатов подчинено проектирование всего образовательного процесса.
Главный критерий успешности освоения учебных предметов - «готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач ( «знания») на основе системы знаний и представлений ; обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений».
Школьная система оценивания должна выполнять, как минимум, следующие функции:
- осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, давая учителю информацию о том, достиг он или нет поставленных педагогических целей, а ученику - информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и в ряде случаев - о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание;
- обеспечивать положительную мотивацию учебно-познавательной обучающихся (В этом плане важно использовать оценку как форму поощрения, а не наказания, сосредотачивая внимание в большей степени на продвижении и даже незначительных успехах учащихся, нежели на том, чего они не знают или не сумели достичь. Оценка должна ориентировать ученика на успех, а не служить средством наклеивания ярлыков, в том числе - связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих).
Тестирование как одна из форм оценивания достижений учащихся в условиях ФГОС
В соответствии с ФГОС при построении системы оценивания должен быть реализован уровневый подход к оценке образовательных достижений обучающихся.
В основной образовательной программе по каждому разделу учебных программ по общеобразовательным предметам и в междисциплинарных программ (программа формирования универсальных учебных действий) обозначены два уровня планируемых результатов: выпускник научится и выпускник может научиться.
В связи с изложенным выше важно разделить два базовых вида оценивания, применяемых в современной тестологии на внешнее (суммирующее, стандартизированное) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание.
Внешним первый вид оценивания называется потому, что всегда производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, не включенным в процесс подготовки к проводимому тестированию, то есть внешним по отношению к образовательному процессу. Также данный способ оценивания предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном.
При таком способе оценивания крайне важно, чтобы все учащиеся находились в равных условиях. Для обеспечения равных условий разработчик теста дает специальные указания по его проведению и способам интерпретации результата.
Унификация содержания теста также является неотъемлемой частью процесса стандартизации теста. Именно стандартизированный тест и обеспечивает возможность сравнения полученных с его помощью данных от различных тестируемых. В идеале единственной независимой переменной в тесте должна быть личность испытуемого. В этом случае мы можем говорить о высокой степени надежности данного теста (тестового задания).
Тот же вид оценивания имеет и третье название - суммирующее, то есть подводящее итоги обучения, черту под определенным этапом обучения. Суммирующая оценка ориентирована на всю совокупность учащихся (класс, параллель, все школьники страны данного возраста). Она призвана единообразно зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования. Внешнее оценивание в основном производится с помощью нормативно-ориентированных тестов (баллы, полученные учащимся, интерпретируются относительно нормы соответствующим образом обоснованных статистически полученных значений выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых).
Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения тестируемых учащихся. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, жесткие требования к унификации содержания, процедуре проведения и способам так и административных выводов по результатам обучения испытуемых.
Соответственно, отсутствуют интерпретации результатов внутреннего оценивания. Это снижает надежность теста, но повышает его валидность, так как дает возможность оценивать максимальное число параметров результата в разных ситуациях и контекстах. Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Само же оценивание осуществляется в естественных для учащегося условиях, в классной комнате, где обычно проходят его уроки.
Система рейтинг – контроля
Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой)
- Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
- Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
- Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
- Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя).
Объекты рейтинговой системы контроля:
- совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
- социальная активность учащегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.
Задачи рейтинга:
– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности
– построение индивидуальных образовательных программ;
– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.
Функции рейтинговой технологии:
- креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
- рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
- стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
- диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
- коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся).
Условия организации рейтинговой системы оценивания:
– модульная организация учебного процесса;
– постоянное отслеживание уровня знаний;
– многобалльное оценивание обученности учащихся.
Виды рейтинга:
– академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):
– стимулирование систематической самостоятельной работы;
– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
– повышение роли состязательности в учебе;
– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
– количественная характеристика качества учебной работы;
– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
– повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
– в росте социальной активности учащихся;
– в признании равноценности различных образовательных траекторий;
– в ориентации на успех;
– в повышении адекватности самооценки;
– в укреплении командного духа;
– в осознанности жизненного выбора.
Основные понятия рейтинговой системы оценивания.
Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.
Рейтинг-шкала – унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого. Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):
1. Степень усваиваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);
2. Дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Контрольно-оценочные циклы. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов. Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.
Преподаватель для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:
• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);
• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
• выставляет отметку.
Знание эталона соответствует норме баллов, раннее установленной для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. Полученные в результате баллы суммируются в кумулятивный балльный показатель учащегося. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося - место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого.
В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения. В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым преподаватель приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале. В качестве заданий - измерителей обученности могут использоваться тесты, контрольные работы и т.п.
Балльные показатели по всем видам рейтинга складываются, образуя показатель итогового рейтинга.
Портфолио как средство оценки
Одним из средств индивидуальной накопительной оценки знаний учащегося является портфолио достижений ученика. Благодаря ему, можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
Функции портфолио
• Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
• Целеполагания – поддерживает учебные цели.
• Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
• Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.
• Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
• Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Философия учебного портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника.
Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен, создать для ученика стимул роста. Достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио для предпрофильной подготовки - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока, например, года (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.).
Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.
Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.
Для предпрофильной подготовки разработана другая классификация типов портфолио. Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.
Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).
Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Педагогу необходимо помнить, что портфолио создается обучающимися для оценки своего прогресса. Учитель лишь помогает им организовать этот процесс и оценить свои достижения. Следовательно, мотивация обучающихся в начале создания и в процессе работы над портфолио должна быть высокой. Для повышения уровня мотивации необходимо, чтобы и педагог и учащиеся творчески подошли к процессу.
Оценка портфолио проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке портфолио каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить материал в соответствующем порядке или сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ – письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов, необходимо предлагать именно его для работы обучающихся.
Пример критериев оценки портфолио учащихся, разработанный Е.В. Лебедевым
1. Внутренняя оценка (самооценка) портфолио включает группы критериев:
- самоорганизация (ответственно подходить к делу, доводить начатое до конца,
выбирать оптимальную структуру и содержание для представления себя),
- профессиональная ориентация,
- обучение (помогают ли материалы портфолио в процессе обучения, полезность
навыков, приобретенных в процессе обучения, самооценка полученных знаний и умений),
- самообучение,
- самореализация.
2. Внешняя оценка включает следующие группы критериев:
- оценка качества оформления портфолио,
- оценка структуры портфолио,
- оценка уровня образовательной деятельности по материалам портфолио.
Оценку портфолио можно заносить в специальный лист оценки.
Анализ критериев оценки УУД и алгоритм оценочных систем позволил предположить, что такая активная технология обучения как метод проектов разной дидактической направленности может стать основой метаметодики по формированию УУД согласно заявленным целям и задачам. Известно, что проектирование относится к активным формам обучения и алгоритм подготовки и структура проекта как нельзя лучше отвечает современным задачам обучения и воспитания школьников, однако в единой системе образовательного пространства школы применяется редко.
В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся (практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты), определяющая результат проектной деятельности (решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.). Применение школьных учебных и творческих проектов, исследовательских проектов в системе может привести к результатам, которые можно адекватно оценивать, разработав прозрачную единую критериальную базу. Причем особенностью каждого проекта должен быть конечный материальный продукт (презентация по теме, выставка, конкурс, стенгазета, эссе, портфолио, сообщение и др.) или действо (выступление музыкальное, театральное и т.п.), которые оцениваются независимыми экспертами разного уровня.
Таким образом, задачами инновационного исследования, могут стать:
- разработка единого алгоритма построения проекта согласно заявленным
задачам по формированию УУД;
- планирование в качестве ожидаемого результата, который можно
оценить внешней оценкой или самооценкой со стороны самого ученика;
- разработка универсальной критериальной базы оценки проектов.
Технология проектирования позволяет объединить классно-урочную и внеурочную деятельность учащихся в единую систему для достижения поставленной цели. При этом новое содержание приобретают внешние и внутренние формы контроля, делая их прозрачными, достоверными и многофункциональными.
Таким образом, мы можем сказать, что описанные выше базовые виды оценивания направлены на решение двух разных задач обучения: внешнее (суммирующее) оценивание применяется для оценки уровня достижения результатов обучения, тогда как внутреннее (формирующее) оценивание используется для того, чтобы активизировать и оптимизировать процесс обучения данного учащегося.
Принципы построения системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС:
• Ориентация на деятельностный подход: главный критерий успешности освоения учебных предметов – не знания «в чистом виде», а «готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач».
• Включение в оценочную деятельность самих обучающихся, приобретающих предусмотренные стандартом навыки самооценки и взаимооценки.
• Критериальное оценивание (закрепление четких и отслеживаемых в ходе оценочных процедур критериев достижения каждого из планируемых результатов)
• Оценка, наряду с конечными (итоговыми) результатами, динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся → необходимость использования накопительного оценивания (напр., с применением использованием портфеля учебных достижений;
• Разнообразие форм оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации (в т.ч. - сочетание стандартизированных и нестандартизированных (наблюдения, устные ответы, проектная деятельность и другие формы оценивания)
Оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения обучающимися единого для всех содержания образования, но и глубины и объема их индивидуальных знаний, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности, степени и характера личных усилий обучающихся. Ориентация школы на формирование ключевых компетентностей должна сопровождаться изменением не только стратегии и технологий образования, но и способов (технологии) оценки образовательных результатов обучающихся.
Итак, сегодня актуальной является разработка такого подхода к оцениванию образовательных результатов обучающихся, который позволил бы:
• устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
• связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения;
• ввести в практику оценку новых результатов образования.
Актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения связана в последние годы с введением Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начальной и основной школы (ФГОС второго поколения). Однако следует отметить, что российская школа в последнее десятилетие достигла некоторых успехов в реализации новых подходов в оценивании результатов обучения за счёт реализации в практике школы идей компетентностного подхода. Они расширили сферу приложения процедур оценки, а в связи с введением нового формата итоговой аттестации на всех ступенях школы возникли новые условия для её дифференциации
Тем не менее, с очевидностью следует констатировать факт: пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценивания, предъявляемой Стандартом.
Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку.
Во-вторых, в массовой школьной практике нет опыта определения и оценивания динамики и уровней сформированности универсальных учебных действий.
В-третьих, характеристика цифровой отметки может учитывать только предметный уровень результатов, а для оценки метапредметных и личностных результатов нужны иные формы её выражения.
В-четвёртых, пятибалльная система не коррелирует с трехуровневым подходом к оцениванию разных групп результатов, предъявляемых в Стандартах как необходимое условие их соблюдения. Помимо этого, отметку выставляет учитель, по-прежнему не имеющий чётко разработанных критериев для оценивания результатов деятельности учащихся.
Стоит отметить, что в профессиональном сообществе достаточно давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки.
На мой взгляд, в рамках компетентностного подхода, в котором проектная деятельность становится одной из ведущих форм обучения, может успешно применяться 10-балльная шкала оценивания.
Во-первых, оценивание результатов деятельности школьников в рамках проектной деятельности при условии применения такой шкалы будет иметь более объективный характер, во-вторых, до «официального» изменения принятой шкалы оценок, десятибалльная шкала, оценивающая результаты деятельности школьника, например, в рамках проекта, может достаточно мягко трансформировать в «норму» отметки «для журнала».
Инновационный потенциал развития образования последних трёх лет, необходимость самостоятельной разработки каждым образовательным учреждением, начинающим реализацию Стандартов, основной образовательной программы, в которую включён обязательный раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», может стать толчком к разработке новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников, в том числе и проектной.
Прежде всего, результат должен быть ясен другим. Каждый результат должен быть написан простым и понятным языком, указывая, что должен уметь делать ученик - даже человеку, незнакомому с данной областью знаний и навыков, должно быть понятно, что требуется от учеников.
В новой школе должен быть подход к оцениванию результатов деятельности школьников, адекватный идеям развивающего обучения, а реализация идей компетентностного подхода, разработка новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников должны иметь ярко выраженную направленность на развитие соответствующих компетентностей и навыков самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.
Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и самостоят...
Оценивание результатов обучения
Математика 3 класс часть1 (Моро)Тема «Нумерация»...
Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в процессе, ...
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и...
Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ
Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения...
Разработка системы оценивания результатов деятельности для 1 класса
Как оценить деятельность первоклассника в безотметочной системе первого года обучения? Материал содержит методическую разработку "Шкала Успеха", которая поможет решить этот вопрос....
Проект системы оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе
Проект системы оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе...