Сущность критериального оценивания результатов обучения в начальной школе
консультация
В публикации раскрывается сущность критериального оценивания результатов обучения и рассматривается деятельность учителя и учащихся в процессе организации критериального оценивания результатов обучения. Критериальное оценивание – система, которая является качественным инструментом оценивания, которая включает в себя разнообразие способов и форм на основе оценивания по критериям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterialnoe_otsenivanie_sushchnost_.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность критериального оценивания результатов обучения в начальной школе
Оценивание является важнейшим компонентом процесса обучения. В последние годы, в связи с реализацией ФГОС НОО второго поколения, произошли существенные изменения в организации оценивания результатов обучения.
Основным подходом к оцениванию на протяжении долгого времени был нормативный, когда индивидуальные достижения учащихся сравнивались с определенной нормой (результатами большинства обучающихся). В последнее время в педагогике разрабатывается критериальный подход к оцениванию учебных достижений, когда достижения учащихся сравниваются с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями.
Для того, чтобы раскрыть сущность критериального оценивания, нужно определиться с тем, что такое «критерии оценивания».
Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание. Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося в когнитивной сфере с учетом специфики предметов. Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию. Ценность достижений по каждому из отдельных критериев может быть неодинакова, какой-либо из критериев признается более важным и оценивается выше.
Критерии разрабатываются по каждому предмету. Критерии для оценки результатов по каждой учебной теме могут быть сформулированы учителем, исходя из требований стандарта, программы, особенностей обучаемости школьников.
К разработке заданий на критерии предъявляются дополнительные требования: они не просто должны подразумевать деятельность, соответствующую предметным задачам, но и ещё должны предоставлять возможность продемонстрировать разные, в том числе самые высокие уровни достижения.
Главные требования к критериям оценивания: они должны показать учителю педагогическую эффективность примененного им метода обучения и уровень собственного педагогического мастерства, и они должны показать учащимся успехи и недочеты их работы.
В настоящее время в качестве критериальной базы оценивания рассматриваются планируемые результаты освоения основной образовательной программы. В ФГОС НОО 2021 сказано, что система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования должна «отражать содержание и критерии оценки».
Использование критериального оценивания позволяет связать систему оценивания с целевыми установками учебного предмета, так как «критерии оценивания фактически являются целями обучения», которые формулируются вполне конкретно, поэтому можно установить уровень достижений каждого ученика».
Критериальное оценивание выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, диагностическую, развивающую и мотивационную.
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов .
Можно сказать, что критериальный подход – подход, дающий возможность определить, что каждый обучающийся может сделать с точки зрения конкретной задачи, не соотнеся его действия с действиями других членов группы.
Таким образом, можно отметить следующие основные преимущества критериального оценивания: эта методика очень прозрачная и соответствует учебным целям предмета; знания учеников оценивается объективно в соответствии с составленными критериями оценок, заранее знакомыми всем ученикам; при данной методике оценивания знаний учеников со стороны учеников, родителей, учителей не может быть никаких претензий; данная методика позволяет ученикам заранее подготовиться и способствует развитию навыков самооценивания, также приучает к самостоятельной подготовке по данному предмету; повышает качество пройденного материала.
К видам критериального оценивания относят формативное и суммативное оценивание. Формирующее оценивание (формативное) применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в сторону улучшения, поэтому наиболее близким по смыслу российским понятием является понятие «текущее оценивание». Суммативное оценивание применяется для определения количества усвоенного учеником содержания обучения к определенному моменту времени, например, к концу учебного года, что позволяет считать такое оценивание аналогом итогового или промежуточного оценивания.
Формирующее оценивание чаще всего ориентировано на шкалы оценивания, разработанные самими учителями или группой учителей школы.
Таким образом, критериальное оценивание и формирующее оценивание взаимосвязаны, но не идентичны: формирующее оценивание является по сути критериальным, но критериальным также может быть и суммативное оценивание.
Введение критериального оценивания связано с определёнными трудностями для педагогов, учащихся и родителей. И обусловлены они, прежде всего, необходимостью добиться одинакового понимания всеми участниками учебного процесса формулировок критериев. Поэтому необходимо обсуждение критериев с целью прийти к общему пониманию их смысла всеми педагогами, учащимися и родителями. Эта процедура может происходить в том случае, когда: критерии разрабатываются и вводятся в практику работы школы; возникает необходимость ввести новые критерии или усовершенствовать уже имеющиеся; в технологии критериального оценивания начинают работать неопытные учителя; выясняется, что дети (родители) не понимают смысла некоторых терминов, содержащихся в формулировке критерия.
Таким образом, критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. по определенным признакам, которые характеризуют достижения учащихся. Разработка критериев и их применение в процессе оценивания является составляющей оценочной деятельности не только учителя, но и самих обучающихся, за счет чего критериальное оценивание позволяет сделать оценку более объективной и эффективной.
Деятельность учителя и учащихся в процессе организации критериального оценивания результатов обучения
Для того, чтобы рассмотреть организацию критериального оценивания в начальной школе, необходимо ответить на вопросы: каким образом оно осуществляется, с помощью каких приемов, средств, каким требованиям должно отвечать.
Прежде всего, стоит сказать о том, что критериальное оценивание может использоваться для индивидуальной оценки результатов учителем, оценки учителем качества работы, выполненной группой обучающихся, взаимооценивания или самооценивания результатов. Таким образом, в качестве субъекта оценивания может выступать как учитель, так и учащиеся.
Процесс критериального оценивания в деятельности учителя требует реализации нескольких этапов. Во-первых, учителю необходимо четко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения; составить задания в соответствии с целями обучения и критериями оценивания; спланировать использование этих заданий. То есть сначала учителю нужно определить, какие именно результаты он будет оценивать и каким образом он будет их выявлять.
Во-вторых, учитель осуществляет планирование процесса оценивания, определяет, на каком этапе изучения темы, на каком из этапов урока целесообразно оценивание.
Далее учитель определяет приемы и средства оценивания. Многие авторы называют их «инструментами оценивания». Они различаются по форме выражения оценки и способу её фиксации. Например, оценка может быть выражена словесно, дана устно.
Чаще всего, используется такой прием, как оценивание по «волшебной линеечке». Здесь оценка выражается в виде отметки на шкале, такой способ фиксации оценки можно назвать графическим. Критерии оценивания предварительно вырабатываются вместе с учащимися. Так оценивается все, что можно оценить с позиции «больше-меньше».
Другой прием, используемый при критериальном оценивании – работа с оценочными листами, которые представляют собой таблицы с перечнем оцениваемых умений, которые и являются критериями оценивания и полями для обозначения результатов. Как правило, в них есть место для самооценки и оценки результата учителем. Оценка может быть выражена в виде условных знаков, баллов, рисунков. Если оценочный лист используется для оценки выполнения отдельного задания, то критерии сформулированы очень конкретно.
Инструменты критериального оценивания можно считать во многом универсальными, они могут вводиться в практику учителей, работающих на разных школьных ступенях, и не ограничены рамками тех или иных предметов.
Определив критерии оценивания, способы проверки результатов и инструменты оценивания, педагог непосредственно осуществляет оценочную деятельность. При этом критерии важно довести до сведения детей, родителей. Вначале изучения темы критерии оценки результатов могут быть предъявлены ученикам в виде учебных задач. Форма предъявления может быть разная – карта знаний, комплекс учебных целей, представление планируемых результатов в виде образцов контрольных заданий, сочинений, тестов и т.д.
И ещё один этап оценочной деятельности учителя – анализ результатов критериального оценивания. Критерии позволяют учителю определить, что именно вызывает затруднения и спланировать дальнейшую работу.
Однако сущность оценочной деятельности учителя выражается не только в умении разработать или правильно подобрать критерии оценки учебных достижений, но и научить детей оценивать свои действия и результат собственной учебной деятельности.
Эта работа начинается уже в 1 классе. Несмотря на то, что обучение первоклассников является безотметочным, ребёнок уже должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Вначале критерием выступает образец. Например, учитель демонстрирует правильное написание элемента буквы, просит детей воспроизвести его в прописях и оценить свой учебный результат в соответствии с образцом (эталоном). Оценить можно с помощью волшебной линеечки или условных знаков. После самооценки ребенка оценку совершает учитель. Несовпадение оценок вызывает рефлексию: «Почему моя оценка не совпала с оценкой учителя? Какой элемент буквы я написал неправильно?». Ученик стремится найти причину своей ошибки.
Критерии вводятся постепенно. Каждую работу можно оценить по разным критериям, но важно, чтобы ребенок учился видеть свой результат вначале через призму одного критерия, затем нескольких.
Далее учащиеся учатся видеть учебное задание сквозь призму нескольких критериев, учатся оценивать себя по нескольким критериям. Критерии к заданиям на этапе изучения нового материала и первичного формирования умений формулируются исходя из алгоритма правила. Правило нужно представить в виде шагов, выполнение которых предусмотрено заданием. Каждый шаг – это определённое умение, критерий оценивания. Например, чтобы выполнить задание «спиши, разделяя слова черточкой на слоги», нужны следующие умения: умение определять количество гласных в слове, умение делить слова на слоги, умение не оставлять одну букву на строке.
Для повышения эффективности оценивания надо регулярно вовлекать в этот процесс детей, чтобы помочь им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают.
Во 2–4-х классах задания могут оцениваться в баллах. Результаты обучения, представленные в листах оценки достижений в виде критериев, являются основой для формулирования стратегических и тактических целей. Принятие учеником целей обучения обеспечивает формирование у него учебной мотивации. При формулировке критериев можно опираться на планируемые результаты освоения учащимися учебного курса. Необходимо привести разные примеры заданий к каждому критерию. Оценка в баллах не привязывается к традиционным отметкам. Балл характеризует «цену» критерия. После того как дети привыкнут к оценке заданий в баллах, можно предложить оценивать контрольные и проверочные работы в баллах. Учитель вначале сам определяет количество баллов за каждое задание. Затем обсуждает с учащимися, почему то или иное задание оценивается по-разному.
Таким образом, формирование у обучающихся умений оценивать свои результаты по критериям – процесс достаточно сложный и долгий.
Одним из них является выделение критериев оценки на основе анализа учебного задания (по ключевым словам в задании нужно определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения, они же и будут критериями оценки). Например, задание: «Выпиши имена существительные с безударным проверяемым гласным, запиши проверочные слова». Для выполнения задания нужно: отличать имена существительные от других частей речи; находить безударный гласный в слове; подбирать проверочное слово.
Следующим приёмом является выделение критериев оценки на основе видов деятельности учащихся (нужно определить, какие действия совершали, выполняя задание, какие умения понадобились). Например, задание: «Найди слова со звуком «у»: утка, белка, шутка, несу, паук, лес. В процессе выполнения задания нужно выделять гласный звук в словах. Критерий оценки: умение выделять гласный звук в словах.
Выделение критериев оценки на основе анализа образца (нужно определить, по каким критериям можно оценить образец) также относят к одному из приёмов обучения младших школьников оценке по критериям. Например, для оценки написания буквы критериями будут: высота, ширина, наклон.
Рассмотрим выбор критериев из ряда предложенных (при этом могут быть предложены неподходящие критерии) как следующий приём критериального оценивания. Например, для оценки выразительности чтения стихотворения предлагаются критерии: удалось передать настроение стихотворения, паузы сделаны верно, интонация конца предложения соблюдена, объяснены новые слова.
Обратимся к приёму выбора заданий, соответствующих заявленному критерию. Например, какое из упражнений на странице 34 соответствует критерию подбирать проверочные слова?
Еще один прием – проверка и корректировка заявленных критериев (при этом могут быть предложены неподходящие критерии). Например, верно ли Миша и Маша определили умения, необходимые для правильного написания слов с парными согласными звуками на конце слова: умение слышать парный согласный на конце слова; умение подбирать проверочное слово, чтобы за гласным следовал гласный, умение записать слово без ошибок, умение проверить написанное.
Таким образом, существуют различные варианты организации критериального оценивания результатов обучения в начальной школе. Деятельность учителя при организации критериального оценивания заключается в том, чтобы выбрать приёмы соответствующие возрасту обучающихся, их опыту, этапу обучения, содержанию изучаемого материала. Критериальное оценивание – это не только функция учителя, нужно активно привлекать обучающихся к оценке своих результатов по критериям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»
Статья «Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе»Подготовила учитель начальных классов МБОУ прогимназия «Сезам» ХМАО г. Сургута Федорова Ольга Юрьевна...
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и из важных задач пе...
Контроль и оценивание в обучении в начальной школе
Ключевые моменты в оценивании.Разновидности оценивания....
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и...
Проект системы оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе
Проект системы оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе...
Проект системы оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе.
Проект системы оценивания метапредметных результатов обучения в начальной школе.Представлен фрагмент проекта, который раскрывает сущность оценивания деятельности обучающихся в начальной шко...
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Что такое проблемное обучение? Сейчас перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самос...