Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.
статья на тему
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapshina.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.
Автор-составитель Лапшина Л.П., учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №32» города Кургана
«Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности……
в более полную картину»
К. Берк
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".
История идеи портфолио
- Итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями в прошлом веке. В эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, когда они заявляли свой претензии на место в академии художеств или строительный проект.
- В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
- Английское слово portfolio - портфель, папка с рисунками.
- Применение портфолио в школе происходит из США (конец 80-х – начало 90-х годов 20 века). Во многих школах США в качестве эксперимента проводится завешающий экзамен в форме портфолио (оцениваются работы по трем уровням «Honors Standard», «Beacon Standard», «Competency Standard»).
Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в период его образовательной деятельности.
- Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Особенности портфолио на разных ступенях обучения
Начальная школа - портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Основная школа - портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Старшая школа - портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
Составляющая часть образовательного рейтинга выпускника основной школы (портфолио + результат итоговой аттестации)
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем - профильного обучения. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.
Функции «Портфолио»
- Диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);
- Целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
- Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
- Развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
- Мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей;
- Рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные достижения ученика).
В настоящее время в теории и в практике образования выделяют следующие типы портфолио.
«Портфолио документов»:
портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Преимущества данного варианта: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«Портфолио работ»:
представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
Преимущества данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
Примерный вариант записей в «Портфолио работ».
- Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
- Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
- Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
- Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
- Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
- Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
- Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
- Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
- Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
- Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
- Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
- Другое.
«Портфолио отзывов»:
включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.
Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.
Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:
- заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
- резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
- эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
- рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
- другое.
На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать любые модели портфолио:
- портфолио, состоящий из трех разделов;
- портфолио, состоящий из двух разделов:;
- портфолио, «простые» (либо «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»).
На практике мы видим, что ведение портфолио повышает образовательную активность, позволяет осознать уровень своих целей и возможностей. Портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы, может использоваться в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга. Поступая в университеты, выпускники представят свои портфолио, которые с интересом будут принимать в приемных комиссиях факультетов.
Литература.
1. Хайдукова М. В., Крылова Е. М. «Положение о портфолио учащегося образовательного учреждения. — Справочник руководителя образовательного учреждения». 2007, № 2.
2. Ильина И. В., Белова С. М. «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. — Завуч. Управление современной школой». 2006.№ 8
3. Новикова Т., Прутченков А, Федотова Е. «Зарубежный опыт использования портфолио — народное образование». 2005. № 9
4. Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. «Портфолио в российской школе — Народное образование». 2005 № 1
5. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева И.Ю. Юдина И.Г. Живая оценка: Прграмма “Портфолио в школе” / Е.В.Меттус. – 3-е изд., стереотипное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.
6. Личностное портфолио ученика: учеб.-метод. Пособие / З.М. Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В. Черникова; Под рнд. Т.В. Черниковой, – 2-е изд. Стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО
Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...
Презентация на тему "Новая система оценивания с свете внедрения ФГОС НОО" для выступления педагогическом совете
В презентацию собран проаназированный материал по оцениванию деятельности детей согласно новым федеральным ФГОС НОО"Новая система оценивания в свете введения ФГОС НОО"...
Разработка модели системы оценивания результатов обучения.
Выступление по теме "Разработка модели системы оценивания результатов обучения"...
Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ
Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения...
Разработка системы оценивания результатов деятельности для 1 класса
Как оценить деятельность первоклассника в безотметочной системе первого года обучения? Материал содержит методическую разработку "Шкала Успеха", которая поможет решить этот вопрос....
Новые системы оценивания
В связи с внедрением ФГОС учащиеся занимают позицию активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных УУД ребёнка - это самооп...
Возможности новой системы оценивания для определения уровня сформированногсти УУД
Система оценивания в начальной школе...