Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.
статья на тему

Лапшина Любовь Петровна

         В  настоящее время использование современных образовательных технологий,   обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в  процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести и  систему инновационной оценки "портфолио".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapshina.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.

Автор-составитель Лапшина Л.П., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №32» города Кургана

                       «Портфолио – это набор работ учащихся, который                   связывает отдельные аспекты их деятельности……

            в более полную картину»

                                                                                                         К. Берк

         В  настоящее время использование современных образовательных технологий,   обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в  процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести и  систему инновационной оценки "портфолио".

История идеи портфолио

  • Итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями в прошлом веке. В эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, когда они заявляли свой претензии на место в академии художеств или строительный проект.

  • В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

  • Английское слово portfolio  - портфель, папка с рисунками.

  • Применение портфолио в школе происходит из США (конец 80-х – начало 90-х годов 20 века). Во многих школах США в качестве эксперимента проводится  завешающий экзамен в форме портфолио (оцениваются работы по трем уровням  «Honors Standard»,  «Beacon   Standard», «Competency  Standard»).

Портфолио – это:

  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в период его образовательной деятельности.
  • Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

      Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Особенности   портфолио  на  разных  ступенях   обучения

Начальная школа  -  портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Основная школа  -  портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.

Старшая школа  -  портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.

Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.

Составляющая часть образовательного рейтинга выпускника основной школы (портфолио + результат итоговой аттестации)

      Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем - профильного обучения. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Функции «Портфолио»

  • Диагностическая    (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);

  • Целеполагания   (поддерживает учебные цели ученика);

  • Содержательная    (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);

  • Развивающая   (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);

  • Мотивационная  (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей;

  • Рейтинговая   (позволяет определить количественные и качественные достижения ученика).

        В настоящее время в теории и в практике образования выделяют следующие типы портфолио.

«Портфолио   документов»:

портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного варианта: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

«Портфолио работ»:

представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения данного варианта: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

Примерный вариант записей в «Портфолио работ».

  • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
  • Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
  • Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
  • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
  • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указываются название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
  • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указываются тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.
  • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
  • Другое.

«Портфолио отзывов»: 

включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов «Портфолио отзывов»:

  • заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);
  • рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
  • отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
  • резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
  • эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;
  • рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;
  • другое.

На основании предложенных вариантов портфолио  предлагается конструировать и апробировать любые модели портфолио:

  • портфолио,  состоящий из трех разделов;
  • портфолио,  состоящий из двух разделов:;
  • портфолио,  «простые» (либо «Портфолио документов», либо «Портфолио работ», либо «Портфолио отзывов»). 

На практике мы видим, что ведение портфолио повышает  образовательную активность, позволяет осознать уровень своих целей и возможностей. Портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы, может использоваться в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга. Поступая в университеты, выпускники представят свои портфолио, которые с интересом будут принимать в приемных комиссиях  факультетов.

Литература.

1. Хайдукова М. В., Крылова Е. М. «Положение о портфолио учащегося образовательного учреждения. — Справочник руководителя образовательного учреждения». 2007, № 2.

2. Ильина И. В., Белова С. М. «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. — Завуч. Управление современной школой». 2006.№ 8

3. Новикова Т., Прутченков А, Федотова Е. «Зарубежный опыт использования портфолио — народное образование». 2005. № 9

4. Новикова Т., Прутченков А., Пинская М. «Портфолио в российской школе — Народное образование». 2005 № 1

5. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Гайтукаева И.Ю. Юдина И.Г. Живая оценка: Прграмма “Портфолио в школе” / Е.В.Меттус. – 3-е изд., стереотипное – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2009. – 272 с.

6. Личностное портфолио ученика: учеб.-метод. Пособие / З.М. Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В. Черникова; Под рнд. Т.В. Черниковой, – 2-е изд. Стереотипное – М.: Глобус, 2007. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и апробирование новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО

Статья о создании и апробировании новой системы оценивания учебной деятельности по ИЗО...

Презентация на тему "Новая система оценивания с свете внедрения ФГОС НОО" для выступления педагогическом совете

В презентацию собран проаназированный материал по оцениванию деятельности детей согласно новым федеральным ФГОС НОО"Новая система оценивания в свете введения ФГОС НОО"...

Разработка модели системы оценивания результатов обучения.

Выступление по теме "Разработка модели системы оценивания результатов обучения"...

Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения...

Разработка системы оценивания результатов деятельности для 1 класса

Как оценить деятельность первоклассника в безотметочной системе первого года обучения? Материал содержит методическую разработку "Шкала Успеха", которая поможет решить этот вопрос....

Новые системы оценивания

В связи с внедрением ФГОС   учащиеся занимают позицию активных участников учебного процесса. Поэтому приоритетное место отводится формированию личностных  УУД ребёнка  - это самооп...