"Проектно-исследовательская деятельность» в начальной школе."
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новоселова Галина Ивановна

Созданная система позволяет осуществлять проектную деятельность с первого по четвертый класс, с включением большинства обучающихся в разработку и реализацию проектов различной направленности и тематического содержания. Организованная таким способом проектная деятельность позволяет эффективно содействовать комплексному выполнению требований федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno_-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность» в начальной школе.

Составители: учителя начальной школы: Комарова М.А., Милич О.В., Новоселова Г.И.

" План-график создания системы проектной деятельности в школе".

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Примечание

Создана структура проектной деятельности в школе (ином ОУ)

1.

Школьное научное общество «NOTA BENE»

сентябрь

Администрация школы;

кл. руководители;

руководитель

Школьного научного общества «NOTA BENE»

2.

Область учебных проектов

В течении уч. года

кл. руководители;

руководитель

Школьного научного общества «NOTA BENE»

3.

Область научно-исследовательских проектов

В течении уч. года

кл. руководители;

руководитель

Школьного научного общества «NOTA BENE»

4.

Область социальных проектов

В течении уч .года

кл. руководители;

руководитель

Школьного научного общества «NOTA BENE»

Подготовлены кадры для системы проектной деятельности

1.

Обучение одного или нескольких педагогов на курсах «Как организовать проектную деятельность в школе».

Апрель-август

Администрация школы

Курсы повышения квалификации

2.

Сформировать учебно-методическую базу для подготовки педагогов и школьников в области проектирования.

Март-май

Руководитель ШНО;

Ответственные учителя;

библиотекарь

3.

обучение ребят, изъявивших желание научиться разрабатывать и осуществлять проекты.

Сентябрь-ноябрь

Январь-апрель

Ответственные учителя за подготовку ПД

Создан информационный комплекс

1.

Создание сайта Школьное научное общество «NOTA BENE» (начальная школа)

Сетябрь-октябрь

Руководитель ШНО;

зав.кафедрой начального обучения

2.

Организация единого банка данных СПД в печатном и электронном виде

В течении уч. года

Руководитель информационного комплекса, руководители проектных областей, активные обучающиеся

Хранение документации (стратегический план, оперативный план, планы проектных областей, информация об участниках и т.д.), материалов, которые используются при обучении и консультировании по проектной деятельности, при разработке и реализации проектов, при оценке проектов и программ;

проекты, разработанные и реализованные

Создан выставочный центр

1.

Организация школьных мероприятий

В течении уч. года

Администрация школы;

Ответственные учителя

Принимают участие все классы

2.

Конкурсы, фестивали, ярмарки проектов, а также, участие в школьных олимпиадах.

В течении уч. года

Администрация школы;

Ответственные учителя

Принимают участие все классы

Создан фонда системы проектной деятельности

1.

Создать фонд, который будет привлекать, аккумулировать и распределять ресурсы для ведения проектной деятельности в начальной школе

август

Директор ОУ

2.

Сформировать учебно-методическую базу для подготовки педагогов и учащихся начальной школы в области проектирования.

В течении уч. года

Администрация школы;

Руководитель ШНО;

зав.кафедрой начального обучения

Создана система мониторинга проектной деятельности в школе (ином ОУ)

1.

Заседания Школьного научное общество «NOTA BENE» с отчетом руководителей проектных областей

В течении уч. года

Руководитель ШНО;

зав.кафедрой начального обучения

2.

Проектные конкурсы, конференции, работа круглых столов

В течении уч. года

Администрация школы;

Руководитель ШНО;

зав.кафедрой начального обучения

Принимают участие все классы

Создано мотивационное поле проектной деятельности в школе (ином ОУ)

1.

Разработка плана мотивирования обучающихся к ПД

Май-сентябрь

Директор ОУ, завуч, ответственный за ПД

2.

Разработка системы мотивирования учителей к ПД

Май - сентябрь

Директор ОУ, завуч, ответственный за ПД

Вывод/комментарии:

Созданная система позволяет осуществлять проектную деятельность с первого по четвертый класс, с включением большинства обучающихся в разработку и реализацию проектов различной направленности и тематического содержания. Организованная таким способом проектная деятельность позволяет эффективно содействовать комплексному выполнению требований федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Планирование внеурочной деятельности

«Проектно-исследовательская деятельность»

1-4 класс

Пояснительная записка

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России.   Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Данная программа позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации образовательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

    Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

           Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.

                    Задачи  программы:

  • формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
  • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество; принимать решения;
  • формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

          Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.

1. Знакомство обучающихся с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

           

           После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.

      При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.

   Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом.

Этапы работы над проектом

п/п

Этап работы

Характеристика видов деятельности

1

Поисковый

 Моделирование искомой ситуации

 Анализ имеющейся информации

 Определение и анализ проблем

 Определение потребности в информации

 Сбор и изучение информации

2

Аналитический

 Постановка цели проекта

 Определение задач

 Определение способа разрешения проблемы

 Составление плана реализации проекта

 Планирование продукта

 Анализ ресурсов

 Сбор и изучение информации

3

+

Практический

 Выполнение плана работ

 Текущий контроль

4

Презентационный

 Предварительная оценка продукта

 Планирование презентации и подготовка презентационных материалов

 Презентация продукта

5

Контрольный

 Анализ результатов выполнения проекта

 Оценка продукта

 Оценка продвижения

Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом.

Прогнозируемые результаты

В результате участия во внеурочной проектной деятельности будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;

умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;

они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;

получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;

будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.

Тематическое планирование по

 «Проектно-исследовательской деятельности»

 1-4 класс

1

Вводное занятие

1

2

Выбор темы для проекта

1

3

Выбор темы для проекта

1

4

Обсуждение задания для темы

1

5

Обсуждение выбранных тем

1

6

Сбор материала для проекта

1

7

Сбор материала для проекта

1

8

Сбор материала для проекта

1

9

Сбор материала для проекта

1

10

Обсуждение наглядности проекта

1

11

Обсуждение наглядности проекта

1

12

Просмотр подобранных материалов

1

13

Работа над проектами

1

14

Работа над проектами

1

15

Работа над проектами

1

16

Составление публичного выступления

1

17

Составление публичного выступления

1

18

Составление публичного выступления

1

19

Составление презентаций

1

20

Составление презентаций

1

21

Составление презентаций

1

22

Составление презентаций

1

23

Работа над проектом

1

24

Защита проекта

1

25

Представление проектов перед классом

1

26

Школьный конкурс проектов

1

27

Обсуждение итогов конкурса

1

28

Исправление недочетов проектов

1

29

Исправление недочетов проектов

1

30

Обобщение результатов

1

31

Участие в проекте значимых мероприятиях ДОгМ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность....

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Публичная презентация отчета о профессиональных достижениях. Тема "Проектно-исследовательскаядеятельность а в начальной школе"...

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...