Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися мы используем такие образовательные технологии и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организуем индивидуально – групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применяем «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», широко используем игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечиваем атмосферу доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников стараемся концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаше обращаемся к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулируем вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
Практически на каждом уроке проводим как обучающие так и проверочные самостоятельные работы небольшие по объёму, цель которых не столько выставление оценок, сколько выявление учащихся, которые что-то не поняли. После того, как учащиеся начали работать, мы проходим по классу и снова подробно объясняем на подобном примере решение тем учащимся, которые не знают, с чего начать. Учащимся с низкой мотивацией напоминаем приемы и способы выполнения задания, разрешаем пользоваться справочными материалом. Бывает так, что на самостоятельную работу остается мало времени, тогда сдать работу на оценку предлагаю только желающим. Остальные должны решить свои задания дома к следующему уроку. На следующий урок проверяем выборочно у слабоуспевающих учащихся, оцениваем работу.
Также в ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даём задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаем положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаем также и типичные затруднения в работе и указываем способы их устранения, оказываем помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираем задания по осознанию и исправлению ошибок: проводим подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаем (при необходимости) карточки-консультации.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости.
Нельзя выставлять неуспевающего ребёнка как бы на «обозрение» сверстников, сравнивая детей между собой, заставляя их тем самым практически ежедневно переживать ситуацию неуспеха. Результаты конкретного ученика нужно сравнивать только с его собственными результатами.
На своих уроках используем следующие виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- Деформированные задания.
- Карточки – тренажеры.
- Творческие задания.
- “карточки-информаторы”,
- “карточки-с образцами решения”,
В работе со слабыми учащимися мы стараемся опираться на следующие правила, разработанные психологами:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Мы предлагаем следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Индивидуальные дифференцированные задания.
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
Необходимо создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Мы направляем работу, частично помогаем, корректируем.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Для разнообразия учебных будней мы часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например:
- · урок-игра
- · урок-спектакль
- · урок-путешествие
- · урок-детектив
- · урок-сказка
В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте.
Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Немаловажную роль в работе со слабоуспевающими детьми играет и взаимодействие учителей с родителями. В этом направлении мы тоже проводим большую работу: консультируем родителей, по вопросам воспитания детей, создание благоприятного микроклимата, организуем индивидуальные беседы для родителей. Но ,к сожалению, не все родители в должной мере прислушиваются к нашим советам.
Мы считаем, что для более продуктивной работы в этом направлении, нам требуется помощь социального педагога, психолога как при работе с «трудными» детьми, так и с их родителями.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса
Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....
Рациональная организация учебного процесса первоклассников-важная составляющая часть здоровьесбережения.
В статье помещены материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с первоклассниками....
Практика здоровьесберегающей организации учебного процесса.
В данной публикации предложены в качестве примера использование одного из методических приемов: вставки о здоровье на уроках....
Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса
Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...
Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе
В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как новая коронавирусная инфекция. Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...
Методические рекомендации по организации учебного процесса «Как организовать исследование в учебном кабинете»
Как организовать исследование на занятиях, если в учебном кабинете порой кроме учебников, энциклопедического и методического материала ничего нет? Оказывается, все очень просто, если использоват...
Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»
Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...