Рациональная организация учебного процесса первоклассников-важная составляющая часть здоровьесбережения.
статья (1 класс) по теме

Шляпникова Ольга Даниловна

В статье помещены материалы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с первоклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_zdorovesberezheniyu..doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Рациональная организация учебного процесса первоклассников-важная составляющая часть здоровьесбережения.

Из опыта работы учителя начальных классов ГОУ СОШ №131 г.Москва Шляпниковой О.Д.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация учебного процесса. Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

1.Оптимальный объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

2.Минимальная нагрузка от дополнительных занятий в школе;

3.Занятия активно-двигательного характера: зарядка перед началом занятий, физкультминутки, динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия.

При организации учебного процесса в 1 классе стараюсь учитывать все данные показатели. Прежде всего это создание психологически комфортной обстановки в классном коллективе, доброжелательной атмосферы общения между учащимися,  доверительных отношений с педагогом.

На работоспособность и на функциональное состояние организма детей большое влияние оказывает структура урока. Период устойчивой оптимальной работоспособности детей 7-летнего возраста  15-20 минут, затем следует снизить нагрузку.

Сохранить работоспособность на уроке помогает чередование различных видов деятельности, а на протяжении дня и учебной недели - правильно составленное расписание.

Ежедневно перед началом занятий провожу зарядку, заканчивая  обязательным комплексом самомассажа, рекомендованным для активизации мыслительной деятельности и концентрация внимания учащихся :

1.Растираем ладошки до ощущения тепла.

2.Похлопали в ладоши.

2.Стучим ребром ладоней друг о друга 20 раз.

3.Стучим запястьями друг о друга 20 раз.

4.Соединив кончики пальчиков правой и левой руки  стучим 20 раз.

5.С силой соединив кончики пальцев,отбросить вниз.

6.Поднять руки над головой и потрясти пальчиками.

7.Опустить руки и потрясти пальчиками.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Большое значение имеет соблюдение режима дня первоклассников, знание и соблюдение правил личной гигиены. Тематика уроков ОБЖ и классных часов позволяет развивать интерес учащихся к здоровью, воспитывать бережное отношение к своему организму:

1.Характеристика здорового человека.

2.Правила закаливания.

3.Сведения о витаминах.

4.Что такое инфекция?

5.Здоровый образ жизни.

6.Полезные и вредные привычки и т.п.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия  мышечного статического напряжения, на всех уроках регулярно  провожу физкультурные паузы, примерно на10-15-й и на 25-30-й минутах от начала урока. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение необходимо. Кроме того строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки провожу учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.                                                                                                            В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

- упражнения по формированию осанки,

- укреплению зрения,

- укрепления мышц пальчиков и кистей рук.

       На уроках ИЗО, технологии, когда дети заняты творческим процессом, ставлю им релаксационную или классическую музыку.  При длительной работе ручкой пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

1) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмём-жмём.

2) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочет быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.) и т.п.

На уроках обучения грамоте и последующих уроках литературного чтения обязательными для первоклассников являются упражнения по предупреждению утомления мышц глаз.  По мнению психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить ухудшения зрения учащихся. В течение учебного года практикую смену посадочных мест учащихся с первых-последних парт и пересаживание по рядам каждые 1,5-2 месяца .           Вот некоторые элементы гимнастики для глаз:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо по кругу. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  • На окне закреплен цветной круг. Смотрим на круг, считая до 10, затем переводим взгляд вдаль на тот же счёт. Повернулись и посмотрели в глаза друг другу. Повторить 2-3 раза.  .
  •  Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: яркие цвета демонстрационного и счетного материала, доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.  Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Правильная освещённость рабочего места учащихся, соблюдение режима проветривания помещения - необходимые условия рациональной организации учебного процесса.

. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат, важно, чтобы данные упражнения проводились регулярно и  имели положительный эмоциональный настрой. Таким образом, рассмотренные моменты позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.

Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....

Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»

Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...