Методические рекомендации по организации учебного процесса «Как организовать исследование в учебном кабинете»
методическая разработка

Юрьева Майя Николаевна

Как организовать исследование на занятиях, если в учебном кабинете порой кроме учебников, энциклопедического и методического материала ничего нет?  Оказывается, все очень просто, если использовать науку с очень интригующим названием - компаративистика.

«Слово имеет латинские корни. В буквальном переводе компаративистика – это сравнение». И это сравнение помогает педагогу организовать исследование на своих занятиях.

Что можно предложить своим воспитанникам?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации учебного процесса

«Как организовать исследование в учебном кабинете»

  • Работу с экспонатом (фотографией, открыткой, маркой, конвертом, грамотой, квитанцией инструкцией, биркой, этикеткой, любой печатной продукцией)

Вещи, кажущиеся нам совсем обыденными могут стать предметом исследовательского интереса. Знакомясь с ними, изучая их содержимое, можно обнаружить довольно забавные и интересные моменты.  Когда появляется удивление или обнаруживается «неожиданное» там, где другим представлялось понятным, ясным и начинается исследование. Анализируя, у учащихся развивается способность познавать.

Что можно рассказать, что можно узнать, выяснить, какую информацию получить, имея перед собой один из перечисленных выше объектов исследования?

Узнать можно очень многое. И учащимся нравятся подобные задания. Конечно, вначале необходимо помочь, направить мыслительную деятельность в нужное русло. Не многие понимают, что любая мелочь, любой элемент изучаемого объекта информативен. Внешний вид (в том числе сохранность), содержание, стиль изложения (исполнения), время выпуска (создания), назначение, поиск доказательств того чем является предложенная печатная продукция, создание легенды и т.д. Такой алгоритм помогает учащимся проводить эффективный поиск, находить и реализовывать нестандартные решения, ставить задачи в соответствии с целью, открывать что-то новое для себя.

Примером такой работы может служить задание «Составьте портрет того, кому принадлежит ученический дневник». Вопросы, предложенные учащимся, помогают им провести необходимую работу:

1. Определите пол и обоснуйте свое предположение.

2. Определите возраст и класс. Обоснуйте ответ.

3. О каком временном промежутке идет речь? Почему вы так решили? Какие доказательства вами найдены?

4. Что вы можете сказать о том, кому принадлежит дневник (успеваемость, черты характера, способности). Почему так решили.

5. Что интересного вы обнаружили? Что привлекло ваше внимание?

        И учащиеся с удовольствием обнаруживают любопытные вещи. Им такое исследование очень нравится.

        А почему бы не предложить исследовать ученические тетради. Обыкновенные ученические тетради обыкновенных школьников. Закрыть титульный лист. И, предоставить возможность найти ответы на вопросы:

1. Тетрадь, по какому предмету перед вами? Ваши доказательства.

2. Кому принадлежит? Почему так решили, докажите.

3. Что вы можете сказать об ученике? Составьте его портрет.

4. Нравится ли, по вашему мнению, ему предмет?

5. А можете ли вы определить, кому из присутствующих принадлежит данная тетрадь? Почему вы так считаете? Обоснуйте свой выбор.

Не менее интересной получается работа с инструкциями по эксплуатации бытовых приборов. Любой производитель к своему товару обязательно подготавливает инструкцию. Знакомясь с которой, можно узнать не только правила пользования и обслуживания, но и много другой не менее интересной информации.

        Никаких затрат: ни материальных, ни временных на подготовку   материала для проведения занятия. А воспитанники с удовольствием вовлекаются в образовательный процесс: проводят исследования, делают определенные умозаключения.

        Это самая простая схема организации работы, которая постепенно усложняется.

Так появляются задания:

  • Написание работы по самостоятельно выбранному экспонату

Порой самый обычный объект, на который и внимание не каждый обратит,  может стать предметом не только детального изучения, но и своеобразным «историческим артефактом». Вначале многие скептически относятся к выполнению такого рода заданий. Но в ходе работы и представления сверстниками интересных находок, проявляется заинтересованность и желание удивить собеседников. В ходе выполнения такого рода заданий учащиеся учатся не только размышлять, находить нужные слова, логически выстраивать предположения, но и приобретают исследовательские навыки.

        Примером такой работы может быть исследование:

- «О чем могут рассказать платежные квитанции»;

- «Что можно узнать по открытке, подаренной на праздник»;

- «Можно ли по книге определить, кому она принадлежит и какой характер у ее владельца»;

- «Что таит в себе черновая запись»;

- «Книжные издания.  Почему мы останавливаем свой взгляд именно на интересующей нас продукции (что визуально подсказывает нам, что это именно то, что надо, и можно ли по обложке не ошибиться в выборе)»;

- «Можно ли по обрывку газеты, догадаться к какому периоду времени она относится, определить правильно год издания и само издание»;

- Кому может принадлежать данный отчет? И т.д.

Оказывается можно многое узнать. И самое главное не надо думать, что принести учащимся на занятия, чем с ними заняться. И не надо сетовать на отсутствие необходимых условий для исследований. Учебные пособия и книги, черновые записи всегда можно найти. А сколько ценного для такой работы учащиеся оставляют после уроков в школе (записки, черновики, обрывки записей, записки, тетрадные листы с произвольными «каракулями»).  А это ценный материал для изучения!

А можно использовать и более необычные предметы, что делает работу воспитанников не менее интересной. Но такая работа требует наличия у педагога соответствующих предметов для исследования. Хочется отметить, что первое время предметы для исследования приносит педагог, а в дальнейшем подключаются воспитанники. У них дома бывают не менее  интересные вещи, и они с большим удовольствием готовы их демонстрировать и исследовать вместе со своими сверстниками.

Например:

«Роза пустыни» - необычный минерал, который обычно привозят из экскурсионной поездки в пустыню Сахара как красивый сувенир. А вот и вопрос для исследования. Почему «Роза пустыни»? Обследуя столь необычный предмет, воспитанники обязательно ответят на поставленный вопрос. Ведь внешне этот минерал действительно напоминает распустившийся бутон розы. А сформировался он в песках пустыни, поэтому и «Роза пустыни». А еще они могут заметить, что лепестки этого удивительного цветка хрупкие, острые, как лезвие ножа, что ими можно легко пораниться. Что цвет интересный, и скорее всего  это цвет песка. Интересные версии возникают и об его образовании и о его назначении.

Остается только проверить свои предположения и найти   недостающую информацию.

Белемнит («чертов палец»). Предположения у воспитанников возникают разные. Несмотря на то, что многие уже встречали останки раковин головоногих моллюсков, населявших нашу планету в мезозойскую эру и вымерших в одно время с динозаврами приблизительно 65 млн. лет тому назад, испытывают затруднения в исследовании. Поэтому с большим интересом начинают искать информацию, чтобы выяснить, уточнить, узнать.

  • Простое сравнение (установление общего)

В ходе выполнения такого задания ребятам предлагается найти то, что объединяет предложенные экспонаты. Такая работа их увлекает. Они не только знакомятся с чем-то новым для себя, но и учатся рассуждать. К примеру, почему бы не предложить календари 80-х годов. Изображения на них очень сильно отличаются.  Или Новогодние открытки, которые бережно хранят пожилые люди. Значки, магнитики, елочные игрушки, закладки, печатная продукция и т.п. разных лет - незаменимые объекты для выполнения такого рода заданий. Это своеобразные визитные карточки времени. При помощи них можно не только совершить своеобразное путешествие в прошлое, но и увидеть «определенный отпечаток времени».

Выполняя простое сравнение и делая выводы, у учащихся получается интересный диалог-рассуждение.

Особенно ценно в такой работе то, что получение знаний предполагает не пассивное поглощение готовой информации, а активный поиск ответов на интересующие вопросы, когда учащиеся ощущают себя исследователями-первооткрывателями, создателями бесценной копилки знаний.

  • Сложное сравнение (констатирование различия и фиксация сходства)

        Примером таких заданий может служить:

- Сравнительный анализ фотографий, выполненных в разный временной промежуток.

        Можно сравнивать календари и календарики, поздравительные открытки, выпущенные в разные годы, ученические тетради, почетные грамоты разных лет, квитанции об оплате и другие платежные документы, сохранившиеся документы, инструкции на бытовую технику, рисунки и многое другое. Сравнительный анализ позволяет не только рассуждать, но и вспоминать определенные события, происходящие в обществе в разные годы. И ребятам такая работа очень нравится.

- Изучение исторического события через призму его отражения в литературе, изобразительном искусстве, скульптуре, музыке.

        Такая работа позволяет знакомиться воспитанникам с  одним и тем же событием с разного ракурса, находить интересные моменты, не соответствия, противоречивую информацию, делать новые открытия, сравнивать.

        Интересно узнать о строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава, знакомясь с картиной народного художника Александра Самсонова «Женщина и война», с документальными и художественными исследованиями, с информацией, размещенной на сайтах Интернет.

        Проникнуться событиями, происходящими на Яковлевской земле, знакомясь с картиной Ивана Абрамовича Грищенко «Последний бой бронепоезда «Московский метрополитен», книгой «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945» под редакцией Министра путей сообщения Н.С. Конарева, воспоминаниями участников событий из книги  «На рельсах огненной дуги» составитель Н.В. Рыльцов, где показано участие бронепоезда в годы войны. Сколько неточностей выявляется при сравнительном анализе.

        Выполнение таких заданий способствует более детальному изучению исторических событий.

        Учащимся очень нравится выполнять задания:

1. Возьмите несколько журналов, предназначенных для женщин и для мужчин. Определите тематику публикаций для тех и других. Обратите внимание на оформление. Чем отличаются издания? Почему? Что используют авторы для привлечения внимания в мужских изданиях, а что в женских?

2. На материале нескольких периодических изданий, публикующих объявления о работе, необходимо проанализировать, какие рабочие места предназначены для мужчин, какие – для женщин и объяснить, почему при чтении объявлений становится понятно, кому оно предназначено. Как авторы журналов и газет привлекают женщин к объявлениям, а как заинтересовывают мужчин, что для этого используют?

3. Проанализировать, как представлены мужчины и женщины (а точнее мужские и женские образы) в русских и европейских сказках. Привести примеры.

4. Сравнить рецепты приготовления блюд к Новогоднему празднику разными народами и народностями. Что общего? Что особенного? С чем это связано?

5. Из предложенных картинок парфюмерной продукции определить, кому она предназначена (детская, мужская, женская). Что помогает покупателю в магазине сделать правильный выбор. Почему малыши, не умеющие читать, сразу узнают свой шампунь, что для этого сделал производитель?

6. Объяснить, как из предложенных книг можно определить книгу для детского чтения, для повышения уровня знаний, для проведения досуга.

7. Сравнить билеты (автобусные, железнодорожные, авиабилеты). Выяснить что общего. Какую информацию можно прочитать на каждом из них, и как эта информация отличается.

8. Сравнить учебники по предмету с разными годами издания. Какие изменения произошли и с чем это связано.

9. Сравнить тетради учащихся первого класса, пятого класса, десятого класса. На что обращаешь внимание? Какие изменения можно обнаружить?  10. Определить, кому принадлежит пенал (по внешнему виду, по содержимому).

11. Среди предложенных записей, найти принадлежащие одному человеку. И это сделать бывает очень не просто.

12. По детской фотографии определить кому она принадлежит. Найти доказательства.

И таких заданий на сравнение можно придумать много. Необходимо отметить, что их выполнение захватывает, увлекает, поэтому учащимся они нравятся, работают они с большим удовольствием, развивая свои исследовательские навыки.

  • Работа с текстом

Работа в этом направлении многогранна и включает разные виды деятельности:

- поиск ответов на вопросы;

- нахождение доказательств утверждению;

- составление портрета по описанию;

- опровержение высказывания и т.п.

Можно взять статью, посвященную какой-нибудь известной или малоизвестной личности. И постараться найти как можно больше противоречивой информации, порою незаметной на первый взгляд, своего рода «ляпы».

        Такая работа помогает быстро находить информацию, способствует более полному пониманию содержания прочитанного.

        Со старшеклассниками работу с текстом можно усложнять. Им можно предлагать для чтения определенные книги по теме исследования. Рекламируя книгу, можно провести своеобразное исследование. И с содержанием познакомить, и со структурой и со многим другим в ненавязчивой форме.

        Останавливаю свой выбор на книге Марка Блока «Короли-чудотворцы». Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии.

При первом знакомстве с книгой изучаешь ее, стараешься как можно больше найти исчерпывающей информации. Берем книгу в руки, встает вопрос: «А нельзя ли узнать, о чем книга, не читая ее?».  Можно.  Русская пословица гласит: «Встречают по одежке…». Это в полной мере относится к «одежке» книги. С переплета или обложки начинается первое знакомство с книгой. Что видим. Автор Марк Блок. Название «Короли – чудотворцы».

Чудотво́рец (буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) - эпитет святых, особенно прославившихся приписываемым им даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним. Поэтому можно по названию догадаться, о чем пойдет речь. Наши догадки подтверждает черно-белая иллюстрация, переносящая нас в те времена, о которых по всей вероятности пойдет речь. Теперь откроем книгу. На форзаце фотография. Нет сомнений автор произведения – французский историк Марк Блок. Его имя известно не каждому, поэтому это не дает нам дополнительной информации. Перевернем форзац – перед нами первый лист книги – титульный.

У книги есть еще одна дверь – полупрозрачная, через которую удается заглянуть в «дом» – существо книги. Это титульный или заглавный лист книги. Название это происходит от латинского слова «титулюс» – имя, звание, т.е. лист, на котором помещены все сведения о книге: кто ее написал, если книга переводная, то кто ее перевел, какое издательство выпустило книгу, в каком году. Титульный лист – это своеобразный паспорт книги. С титульного листа вы начинаете изучать книгу, по титульному листу описывает книгу библиограф. Очень важно научиться читать титульный лист. Это поможет правильно выбрать нужную книгу, самостоятельно сделать библиографическую запись и узнать информацию о ее внутреннем содержании. Итак. Обращаем внимание на подзаголовочную надпись «очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии». Жанр книги – очерк. Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.

Продолжаем знакомство со справочным аппаратом книги. Трудно хорошо сказать о книге, особенно хорошей, хочется о ней побольше поговорить. Но иногда надо – очень коротко. Есть люди, которые умеют это делать. Их короткий рассказ о книге называется аннотацией. Читаем аннотацию к выбранной книге: «Исследование М. Блока  посвящено распространенной во Франции и Англии в Средние века и Новое время вере в то, что прикосновение королевской руки способно излечить больного, страдающего золотухой. Проблема эта может показаться частной, однако одновременно Блок дает ответы на вопросы основополагающие: каково происхождение монархической власти и какие чувства связывают монарха с его подданными; как рождаются и как умирают верования, распространенные в крупных человеческих сообществах; что такое  умонастроение народа и как оно эволюционирует. «Короли-чудотворцы» - одна из тех книг, благодаря которым родилась во Франции «Новая историческая наука», произведшая переворот в гуманитарном знании ХX века».

При первом знакомстве с книгой просматриваем оглавление – перечень глав произведения говорит, что по всей вероятности разговор пойдет об истории чуда и истории веры в это чудо, как вера развивалась и почему жила так долго.

А дальше вступительная статья – предисловие. Оно помогает лучше подготовиться к восприятию текста, понять его. Именно здесь рассказывается об истории написания книги, о жизни и творчестве автора, о времени, в котором происходят события, описанные в книге. Предисловие, которое написал Жак Ле Гофф настраивает на чтение книги. Возможно, без его комментариев очень трудно разобраться и понять основное содержание книги, да и вряд ли бы возникло желание знакомиться с биографией автора книги.

Представлена статистика по сохранившимся бумагам.

Обращается  к мнению духовенства.

К народной медицине (точнее к медицинскому фольклору).

Проводит сравнительное исследование медицинских идей и религиозной идеологии.

Дает образцовое описание обрядов и жестов, производимых при их совершении королями.

Совершает экскурс в историю священнической королевской власти.

Предлагает объяснение описанного им феномена «Вера в чудо возникла потому, что все этого чуда ожидали».

Книга – серьезный научный труд, который проливает свет на историю идей, содержит множество сведений.

Богатая библиография (в книгу включена только часть из того, что изучил и обдумал Марк Блок)

 Такой опыт быстро передается воспитанникам. И они быстро учатся считывать важную информацию, проводить своего рода «исследования».

  • Работа с источником

Можно предложить дать характеристику энциклопедическому или справочному изданию.

Пример такой работы - анализ большой биографической энциклопедии «Великая Отечественная война». Вот что может получиться - настоящее исследование.

Большая биографическая энциклопедия «Великая Отечественная война» - самый полный биографический справочник о Великой Отечественной войне. 2350 биографий.

Это командующие фронтами и армиями, все командиры корпусов, все дважды Герои Советского Союза, руководители НКВД и НКГБ, все члены ЦК партии и Оргбюро ЦК, все руководители отделов ЦК партии, все секретари ЦК ВЛКСМ и различных общественных организаций, все наркомы и их важнейшие заместители, партизаны и разведчики, юные герои, дипломаты и руководители крупнейших заводов, ведущие ученые и передовики производства, писатели, журналисты, актеры, получившие известность своей деятельностью с 22 июня 1941 года по 2 сентября 1945 года.

Непонятны временные рамки. Получается некоторое несоответствие с названием издания. Сам автор в предисловии дает пояснение о том, что к 1418 военным дням необходимо прибавить еще 25 – именно столько длилась советско-японская война, закончившаяся подписанием Акта о капитуляции 2 сентября 1945 года.

Немного об авторе. Константин Александрович Залесский – российский историк, журналист, автор большого числа работ, главным образом биографических справочников. Родился 14 октября 1965 года в Москве в семье служащих. Отец – Александр Александрович Залесский (1929-1976) адвокат Московской городской коллегии. Мать – Юлия Алексеевна Щеголева (род. 1936) преподаватель. В 1987 году окончил факультет журналистики МГУ по специальности «Радиожурналистика».

Вернемся к самому изданию. Биографическая энциклопедия, как и вся справочная литература,  имеет структуру. Есть предисловие, которое расширяет сведения читателя о задачах издания, приложения, оглавление, список сокращений.

Группировка материала осуществляется в алфавитной последовательности с использованием шрифтового приема выделения, что облегчает поиск информации. Издание однотомное, но имеет значительные размеры, что порой доставляет неудобство в работе. К этому вопросу автор подходит с пониманием, говоря в предисловии о том, что «слишком «толстым» томом чрезвычайно трудно пользоваться, а для справочника это неприемлемо». Поэтому из-за ограниченного объема автор издания считает его неполным.

Сопровождение текстового материала фотографиями достаточно хорошего качества помогает  сохранить образ на долгое время тех, кто внес значительный вклад в Победу. Интересно всматриваться в лица людей из прошлого, погружаясь в историю.

Отличительные особенности:

- Книга не политизирована. Автор ограничивается изложением конкретных фактов и событий, не давая субъективных оценок. Что все же не всегда получается. На страницах издания можно встретить завуалированную оценку. Например, Матросов Александр Матвеевич. В заключении «Психологи утверждают, что действия М. скорее всего были не осознанными, а импульсивными».

- В конце издания помещены подробные списки высших органов государственной власти, рабоче-крестьянской Красной Армии, рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), специальных воинских званий и специальных званий сотрудников различных ведомств. Это может для пользователей быть своеобразным ключом для поиска необходимой информации.

- Большая биографическая энциклопедия – справочное издание единственное в своем роде для тех, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Поиск в Интернете показал, что альтернативы нет.

        Конечно, чтобы у воспитанников получилась вот такая работа, необходимо их учить этому, помогая видеть и замечать даже мелочи, которые имеют большое значение, анализировать и сравнивать. В начале, такую работу необходимо проделать вместе, акцентируя внимание на определенные моменты, а потом предоставить возможность воспитанникам для самостоятельной работы.

Все предложенные задания можно выполнять в стенах учебного кабинета без привлечения дополнительных средств. Они не требуют особенной подготовки педагога к проведению занятия и созданию определенных условий для работы учащихся. Просты, интересны и познавательны. В народе есть пословица «все познается в сравнении». Она хорошо подчеркивает значение компаративистики.

Конечно, нельзя отказываться и от традиционных форм работы по организации исследовательской деятельности. Но именно неформальный подход к делу вносит оригинальность, увлекательность и как итог – высокие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Учитель начальных классов МАОУ "ЦО № 1", Бабкина Е.В.

Методические рекомендации разработаны с целью повышения  компетентности специалистов и педагогических работников начальной школы в вопросах формирования у школьников метапредметных универсальных ...

Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.Осно...

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...