Практика здоровьесберегающей организации учебного процесса.
статья (3 класс) по теме
В данной публикации предложены в качестве примера использование одного из методических приемов: вставки о здоровье на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_zso_ucheb.processa.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ »Водоватовская средняя общеобразовательная школа»
Практика здоровьесберегающей организации учебного процесса.
Выполнила
Борисова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
контактный телефон:
54-3-63(дом) 54-4-31(раб)
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.
Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Анализ причин «школьных болезней» привёл врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
– недостаточная освещённость классов;
– плохой воздух школьных помещений;
– неправильная форма и размер школьных столов;
– перегрузка учебными занятиями.
В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:
– стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;
– перегруженность учебных программ и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и стресс;
– невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, не здоров.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.
Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:
– игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);
– сценок литературных сюжетов;
– подвижных игр на переменах;
– наглядности;
– занимательных упражнений;
– фантазирования;
– творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.
Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.
II. У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся:
– фронтальный опрос с использованием мяча;
– письмо;
– чтение;
– слушание;
– рассказ;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.
Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
– хлопанье в ладоши;
– поднятие руки;
– сигнальные карточки различного цвета.
б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:
– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);
– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);
– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).
Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) проведение физкультурных минуток:
– расслабление кистей рук;
– массаж пальцев перед письмом;
– дыхательная гимнастика;
– предупреждение утомления глаз.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
г) работа по предупреждению утомления глаз.
д) дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках.
III. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– «хороший смех дарит здоровье»;
– мажорность урока;
– эмоциональная мотивация в начале урока;
– создание ситуации успеха.
IV. Создание экологического пространства:
– проветривание помещений;
– озеленение кабинета;
– освещение кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
V. Воспитание общей культуры.
Уроки краеведения: важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, Родину – Россию, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к иным этническим культурам – воспитание толерантности.
VI. Внеклассная работа:
– экскурсии;
– участие в спортивных соревнованиях;
– спортивные секции, кружки, бассейн;
– досуговые оздоровительные мероприятия с родителями;
– беседы;
– конкурсы рисунков.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств, в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.
Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».
Или такой текст:
«Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».
Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.
Вставка 3. Разбор слова по составу.
Пясть- пястные кости- запястье.
Перст – персты – перстень -перстенёк.
Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.
Пальцы – пяльцы – пялить глаза.
Ухо – подушка – заушница – заушная область.
Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».
Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )
Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово
«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.
Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Математика
Вставка 1. Задачи по анатомии.
Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.
Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?
Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.
- Куда деваются эти кости?
- Они срастаются.
Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.
Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.
Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?
Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.
Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
Ответ: в 2 раза.
- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
Окружающий мир
Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
Вставка 2. К теме « Введение». Природа и человек.
- Нет неживой природы. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература:
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
Электронная газета Интерактивное образование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса
Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....
Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса
Моя дипломная работа после окончания колледжа на тему "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса" Здесь представлены текст самой работа, а также презентация к работе....
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Презентация поможет учителю организовать урок на основе принципов здоровьесбережения...
Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников
В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."
Статья посвящена проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "
Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...