Урок рефлексии
учебно-методический материал на тему

Сорокина Энже Камиловна

Краткое описание уроков рефлексии, используемых в структуре развивающих уроков по технологии "Деятельностный метод обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_uroka_refleksiya.docx15.23 КБ
Office presentation icon urok_refleksii.ppt907 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок рефлексии

        Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

        Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин и построение проекта устранения их. Остановлюсь подробнее на особенностях организации уроков рефлексии. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
а) выявление индивидуальных затруднений (фиксирование недостижения цели при выполнении определенного вида учебной деятельности);
б) локализация места затруднения;
в) выявление причины затруднения;
г) самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
д) анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.

Реализация этой структуры возможна на основе деятельностного подхода. Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:
1. Во время организационного момента учитель устанавливает тематические рамки повторяемого содержания.
2. На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами.
3. На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки.
4. На этапе устранения затруднений организуется выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода из них. Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.
5. На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.
6. На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Учащиеся, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.
7. Этап повторения проводится в соответствии с технологией.
8. На этапе подведения итога урока учащиеся повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки.
        Остановимся более подробно на структуре
 уроков   рефлексии .
Отличительной особенностью
 урока   рефлексии  является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Для грамотного проведения
 урока   рефлексии  необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Задание:
Решите уравнение: X + 2 = 5 .
Эталон — знаковая фиксация способа действия (нормы N).
Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов:
1. x + a = b         x = b – a
2. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, на наш взгляд, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на
 уроке  «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Образец — реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N).
Так, образцом для решения приведённого выше уравнения является следующая запись:
x + 2 = 5
x = 5 – 2
x = 3
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.
При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия» нового знания, например:

х + 2 = 5

х + a = b

х = 5 - 2

х = b - a

х = 3


        Таким образом, использование технологии развивающего обучения на уроках рефлексии позволяет реализовать рефлексивно структурированную деятельность ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СТРУКТУРА РАЗВИВАЮЩИХ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ» ОС «Школа 2100»

Слайд 2

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок развивающего контроля Общеметодологический урок

Слайд 3

I ЭТАП. Самоопределение к деятельности Цели : – формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке; – обозначение области содержания урока (тематические рамки). Результат: внутренняя актуализация . Урок рефлексии

Слайд 4

Урок рефлексии II ЭТАП. Актуализация Цели: повторение необходимых ЗУН. Самостоятельная работа Самопроверка по образцу Фиксация результатов Результат: фиксация затруднений

Слайд 5

Урок рефлексии III ЭТАП Локализация затруднений Цель: определение места и причины затруднения Определяют место ошибки ( где? ). Указывают способы действий. Уточняют цель дальнейшей деятельности и тему урока . Сравнивают с эталоном выполняют задания творческого уровня Результат: определены место и причина затруднения.

Слайд 6

Урок рефлексии IV ЭТАП Построение проекта ликвидации причин затруднений ЦЕЛЬ: Построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Конструируют алгоритм Выявляют, в чем именно заключаются ошибки Знаково фиксируется причина ошибки Исправляют ошибки самостоятельно, пользуясь алгоритмом исправления или эталоном Результат: ликвидация затруднений.

Слайд 7

Урок рефлексии V ЭТАП Обобщение затруднений Цель: вербальное фиксирование типовых затруднений нового знания ; объяснение механизмов использования алгоритма. Результат: осознание механизмов использования алгоритма. Обсуждение типовых затруднений. Проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение

Слайд 8

Урок рефлексии VI ЭТАП Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: – самоконтроль усвоения знаний; – фиксации знания в сознании ученика Выполняют самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были ошибки . Самопроверка. Выполняют самопроверку заданий творческого уровня Результат: – индивидуальная рефлексия, – самоощущение успеха, – адекватная самооценка.

Слайд 9

Урок рефлексии VII ЭТАП Включение знаний в систему Цель: включение нового уточненного знания в систему, установка локальных связей нового уточненного знания с имеющимися. Выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. - Повторяют предыдущий этап для другого варианта Результат: выявление границ использования знаний.

Слайд 10

Урок рефлексии VIII ЭТАП . Итог. Рефлексия Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание, границ применения нового знания , преодоления затруднений Результат: анализ собственной познавательной деятельности. Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления Проговариваются способы действий, вызвавшие затруднение Оценивается деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 20" (урок-рефлексия)

Урок составлен на основе использования технологии деятельностного метода обучения. Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных...

План-конспект урока математики "Сравнение, сложение и вычитание величин", тип урока - рефлексия. 1 класс "ОС Школа 2100"

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО УЧЕБНИКУ Т. Е. ДЕМИДОВОЙ, С.А. КОЗЛОВОЙ (ОС ШКОЛА 2100). ПО ТЕМЕ "СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ВЕЛИЧИН". ТИП УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ, ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТК...

Урок математики "Решение уравнений и составных задач" 1 класс урок-рефлексия

Тема урока: "Решение уравнений и составных задач". Тип урока: урок-рефлексия....

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии .

Урок русского языка. Программа «Школа России» Урок рефлексии . Аудитория: 3 классУчитель: Токарева Наталья НиколаевнаЦель: закрепить умение распознавать части речи; развивать речевую деяте...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок рефлексии), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" с использованием краткой записи. Обучающиеся ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...