Организация воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В статье автор Е.В.Кормянкова размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения. Также автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия педагога и обучающихся между собой на расстоянии с помощью специфичных Интернет-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_s_detmi_ovz.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Им необходимо давать проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.
Моя задача- создать условия для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.
Направления организации внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).
С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представим характеристику каждого направления.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Содержание программ в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого, содержание программ должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть представлено следующими программами: «Дорогами добра», «Духовное богатство России», «Музыка и движение», «Театральная азбука» и другие.
Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. Общекультурное направление внеурочной деятельности возможно реализовать посредством разработки программ следующей тематики: «Азбука этикета», «Школьный этикет», «Великие изобретатели», «Мир профессий» и другие.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности могут быть подготовлены такие программы, как «Клуб почемучек», «Хочу все знать», «Юный исследователь», «За страницами учебника математики», «Интеллектуальные игры», клуб «Эрудит», клуб «Юный исследователь», «Волшебные звуки», «Экономика вокруг нас», «Занимательная информатика», «Математика вокруг нас», научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования» и другие.
В рамках данного направления учителя могут разрабатывать и реализовывать пропедевтические программы, предваряющие изучение таких предметов, как физика, химия и других. Важно обратить внимание на разработку программ внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления учителями-логопедами, учителями - дефектологами, педагогами-психологами. Программы внеурочной деятельности, реализуемые данными специалистами, направлены на достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, планируемых результатов формирования у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде,
включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В рамках социального направления могут быть представлены такие программы, как «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура Урала», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город» и многие другие.
Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.).
Планируемые результаты внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании программ курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.
В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности возможна реализация одного из подходов, которые представлены ниже.
Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования. Требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального и основного общего образования, определены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
При определении личностных и метапредметных результатов программ внеурочной деятельности следует принимать во внимание такой раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, как планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основных образовательных программ начального и основного общего образования.
Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
Рассмотрим некоторые примеры определения планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с первым подходом.
Личностные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности могут быть представлены следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-понимают и принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
-умеют следовать в поведении установленным правилам;
-осознают роль знаний в жизни человека;
-владеют этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности возможно сформулировать следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-умеют определить проблему;
-умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации;
-умеют выдвигать элементарные гипотезы;
-умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы;
-умеют структурировать материал с помощью взрослого;
-умеют готовить тексты собственных докладов с помощью взрослых;
-умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;
-умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;
-умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решения проблемной ситуации.
Второй подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Воспитательный результат – духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися знаний об общественном устройстве, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми как носителями социального опыта.
Второй уровень результатов – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям.
Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.
Как отмечают Д. В. Григорьев и П. В. Степанов, при организации внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать, что поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую социальную реальность. Педагогам следует учитывать эту особенность в процессе организации внеурочной деятельности, ориентируя программы курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися первого уровня результатов.
Во втором и третьем классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, происходит активизация межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом. Данная ситуация развития младших школьников создает благоприятные условия для достижения в процессе внеурочной деятельности второго уровня воспитательных результатов.
К поступлению обучающихся в четвертый класс необходимо создание условий выхода обучающихся в пространство реального общественного действия. Тем самым в процессе внеурочной деятельности осуществляется достижение третьего уровня воспитательных результатов.
В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися второго и третьего уровня результатов.
Приведем примеры определения результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии со вторым подходом.
Первый уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-имеют представления о настоящем мужчине как умном, решительном, смелом, благородном человеке, о женщине как о добром, внимательном к людям, любящим детей и умеющем прощать человеке;
-имеют представления о настоящем сыне и дочери как готовых помочь старшим в работе по дому, умеющих держать данное слово, заботящихся о своей семье, оберегающих покой членов семьи;
-знают этические нормы взаимоотношений в семье;
-знают символику Российской Федерации;
-знают значимые страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурное достояние своего края;
-обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Второй уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;
-осознают роль знаний в жизни человека;
-проявляют интерес к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины;
-проявляют бережное отношение к природе.
Третий уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
-соблюдают этические нормы взаимоотношений в семье;
-следуют в поведении правилам;
-имеют опыт ролевого взаимодействия, реализации гражданской и патриотической позиции, взаимодействия с людьми различного возраста; имеют -опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе и за ее пределами.
Опыт проектирования программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов показывает, что оптимальным является определение планируемых результатов внеурочной деятельности с учетом личностных и метапредметных результатов.
Выбор модели внеурочной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В процессе организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении Е. Н. Степанов выделяет три этапа:
Первый этап – проектный – включает диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся, запросов их родителей (законных представителей) и проектирование на основе анализа ее результатов модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении. На данном этапе можно проводить анкетирование, опрос участников образовательного процесса. Полученные сведения можно применять в процессе проектирования индивидуальных маршрутов участия детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. На данном этапе важно согласовать мнения всех участников образовательного процесса по вопросам моделирования внеурочной деятельности в образовательном учреждении. От этого во многом зависят качественные показатели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть результаты освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
Второй этап – организационно-деятельностный, который предполагает создание и функционирование в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения. Предполагает создание кадровых условий, материально-технических условий, разработку программно-методического обеспечения внеурочной деятельности и др.
Третий этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности с позиции содержания, организационных форм и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
В инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» представлены несколько моделей внеурочной деятельности обучающихся: базовая организационная модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель и инновационно - образовательная модель.
Кратко раскроем характеристику каждой модели внеурочной деятельности обучающихся.
Базовая организационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может осуществляться через:
-учебный план начального/основного общего образования (часть, формируемая участниками образовательного процесса): спецкурсы, школьные научные сообщества, учебно-исследовательская деятельность, проводимые в формах, отличных от урочной;
-внутришкольную систему дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;
-организацию деятельности групп продленного дня;
-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);
-деятельность других педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, старшего вожатого);
-инновационную деятельность по разработке, апробации и внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Модель дополнительного образования реализуется посредством использования ресурсов внутришкольной системы дополнительного образования детей, а также использования возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей. С целью решения задач внеурочной деятельности обучающихся учреждения дополнительного образования могут планировать образовательный процесс под заказ образовательных учреждений. Следует отметить, что взаимодействие с образовательными учреждениями дополнительного образования детей должно строиться исходя из реализации основных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Важно помнить, что внеурочная деятельность и дополнительное образование детей не тождественны по направлениям, целям и содержанию.
Внеурочная деятельность, как неоднократно отмечалось, направлена преимущественно на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего
образования. Дополнительное образование детей имеет целью реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направленностям (научно-техническое, художественное, физкультурно- спортивное, туристко-краеведческое, эколого-биологическое, военно- патриотическое и другие).
Достоинством модели дополнительного образования является обеспечение обучающимся с ограниченными возможностями здоровья условий для выхода за пределы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения и интеграции их среду нормально развивающихся сверстников.
У данной модели организации внеурочной деятельности обучающихся имеют место определенные недостатки: учреждения дополнительного образования детей находятся вне реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также имеют свои лицензионные нормы приема детей и количество ставок педагогов дополнительного образования, в связи с чем такие учреждения не всегда могут заниматься организацией внеурочной деятельности.
Модель «школы полного дня». Реализация данной модели внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня и воспитателями групп специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен основной образовательной программой), а после самоподготовки
– участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
Следовательно, проведение занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программ курсов внеурочной деятельности целесообразно после самоподготовки.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Оптимизационная модель предполагает включение в разработку и реализацию программ курсов внеурочной деятельности обучающихся учителей, учителей логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических работников.
Достоинством данной модели является реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья за счет привлечения ресурсов учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов - психологов. При этом данным специалистам следует понимать различия между решением профессиональных задач в рамках выполнения должностных обязанностей и направленностью и содержанием программ курсов внеурочной деятельности.
Инновационно-образовательная модель внеурочной деятельности. Реализация данной модели осуществляется в процессе разработки и апробации инновационных программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта модель реализуется на основе научно-методического сопровождения разработки содержания и методического инструментария программ курсов внеурочной деятельности со стороны специалистов муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.
Проектирование модели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно осуществлять с учетом вариантов, представленных выше.
Модель внеурочной деятельности следует детально представить в пояснительной записке основной образовательной программы. Целесообразно предложить модель организации внеурочной деятельности, основанную на методе проекта (организация проектной деятельности обучающихся).
Содержание проектной деятельности определяется в соответствии с основными направлениями развития личности (общекультурное, духовно- нравственное и др.). Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.
Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.
В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование и организация воспитательной работы 3 класс
Данный разработка содержит: анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год, цели и задачи по моделированию воспитательной системы класса, краткую психолого-педагогическую характеристику класса...
Олимпиадная работа по литературному чтению 1 класс в рамках дистанционного обучения.
Олимпиадная работа по литературному чтению для учащихся 1 классов (дистанционное обучение)....
Отчет классного руководителя по итогам организации воспитательной работы в классе за учебный год
Отчет включает: результаты мониторинга, выполнение плана воспитательной работы, участие в общешкольных мероприятиях, участие в городских, районных и других конкурсах, организация работУчастие обучающи...
Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС
В данной работе рассматривается организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...
Отчет классного руководителя 0-А класса по итогам организации воспитательной работы в классе за 2016 – 2017 учебный год
Анализ и результаты воспитательной работы, проведенной в нулевом (подготовительном классе)...
Доклад на тему:"Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"
quot;Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"...
Современные технологии в работе педагога в рамках дистанционного обучения
Мы войдем в историю.Как прошла "дистанционка" 2020 года....