Работа с текстовой информацией
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«… мы собираем информацию не для того,
чтобы накапливать знания,
а для того, чтобы предпринимать
правильные действия»
учёный, экономист,
публицист, педагог,
один из самых влиятельных
теоретиков менеджмента
Питер Фердинанд Друкер
Здравствуйте!
Меня зовут Евгения Ураловна Марданова, учитель начальных классов лицея №2. Представляю вашему вниманию мастер-класс «Работа с текстовой информацией».
С 2010 по 2015 годы моей темой была проблема «Формирование многомерных компетенций младших школьников».
Всё было направлено на формирование основ многомерных компетенций у ребёнка: системность, структурированность, мобильность, многофункциональность, многозадачность, синергичность.
Результаты 34 выпускников 2015 года – 88% качества и 100% успеваемости
Результаты федерального мониторинга 2015 года в 4 классе:
При прохождении этими детьми подобного мониторинга в 5 классе результаты подтвердились.
Но при работе над темой «Формирование многомерных компетенций младших школьников» всегда была сложность с восприятием и пониманием информации. Дети, плавая в огромном информационном поле, не вникают в суть информации и потому совершают процессуальные и смысловые ошибки.
Поэтому с 2015 года моей темой стала проблема «Формирование у младших школьников навыков работы с информацией».
Цель: формирование навыков работы с информацией – поиск в информационных источниках, анализ найденной информации, фильтрация и выделение необходимого, синтез информационных блоков и практическое применение полученного результата.
Задачи: Изучить различные источники по данной теме
- Изучить методики преподавания для получения результата по данной теме
- Повысить квалификацию
- Разработать и внедрить методы и приёмы в данном направлении
- Обобщить и транслировать педагогический опыт
Планируемый результат:
- Повышение качества образования
- Повышение уровня навыков работы с информацией
- Повышение уровня результативности учащихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности
О данной проблеме есть масса публикаций:
Бенджамин Блум «Таксономия»
Чарльз Доджсон (он же Льюис Кэролл) «Случайные прогулки по науке»
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге
и другие.
В процессе изучения литературы, наблюдения за учениками и их родителями напрашивался вывод: всё более преобладающее клиповое мышление не даёт людям погрузиться в информацию, понять её, воспринять, осознать и прочувствовать, не даёт возможности принять решение.
Информация подаётся нам в различной форме – текстовой, графической, звуковой, тактильной, вкусо-обонятельной, моторной.
Доверяя нашим советским, а затем и российским психологам (среди них Эльконин Даниил Борисович и Безруких Марьяна Михайловна) приведу результаты исследований. Объём даваемой нам информации каждого вида примерно одинаков, а вот объём восприятия совершенно разный, особенно страдает информация в текстовой форме.
А тексты окружают нас повсюду – инструкции, правила, художественная литература, репортажи, этикетки на продуктах, задачи, объявления и так далее.
Надо формировать навыки работы с информацией различного вида, но сегодня речь пойдёт о текстовой информации, с которой надо работать на уроках любого учебного предмета.
Например:
Математика: работа с текстом задачи
Русский язык: работа со словом, фразеологизмом, тестом, правилом
Литературное чтение: погружение в художественный текст
Окружающий мир: логические умозаключения по статье
Технология: инструкция по изготовлению объекта, рецепты
Изобразительное искусство: погружение в картину и сопоставление с текстовым материалом
Музыка: сопоставление музыкального произведения и стихотворения
Физическая культура: чтение инструкций, описание игры и приёма
Предлагаю несколько заданий по работе с текстовой информацией.
МАТЕМАТИКА: работа с текстом задачи
1 класс. Тема «Способы решения задач»
№1. Составить задачу о карандашах и решить её.
№2. Миша взял 8 карандашей и разложил на две равные кучки. Одну из кучек он разделил ещё пополам. Затем одну из меньших кучек Миша снова разложил на равные кучки. Сколько кучек получилось у Миши?
№3. На столе лежали карандаши. Эти карандаши разделили на две равные части. Потом одну из частей разделили пополам. Одну из полученных частей разложили поровну в две кучки. Затем одну из меньших кучек ещё разделили пополам. Затем одну из кучек он разделил ещё пополам поровну в две кучки. Сколько кучек получилось на столе?
Если первую задачу дети выполняют легко – придумали, решили, записали выражение, то вторая задача выполняется ими с затруднениями, ведь необходимо следит за действием, происходящим в задаче. Но всё же с этой задачей дети справляются достаточно быстро, так как они берут в руки карандаши, палочки и решают задачу посредством действия разложения конкретного количества конкретных предметов.
Предлагаю вам решить третью задачу. В чём затруднение? Нет числовых данных. Возникла необходимость перевести текстовую информацию в графическую (сделать чертёж) или создать модель нашей «кучи» карандашей, например лист бумаги, который можно разорвать на части. Вы можете выбрать любой способ – у вас есть отдельные прямоугольники.
Итак, сколько «кучек» у вас получилось? (4, 6, 5, …)
Что было для вас трудно? (удерживать внимание на действиях в задаче, их последовательность)
Давайте проверим (щелчок – на экране появляется прямоугольник с последовательным делением). Верный ответ – 6 кучек.
Что мы с вами делали с текстовой информацией? Мы отслеживали последовательность действий, следили по тексту.
РУССКИЙ ЯЗЫК: работа с правилом
2 класс. Тема «Правописание мягкого знака после шипящих»
Во 2 классе с помощью словаря мы уже познакомились со словами помощь, меч, ночь, рожь, шалаш и т.д., и сделали вывод, что у женского рода на конце после шипящих пишется Ь, а у мужского рода – нет.
И тут в учебнике нас встречает итоговое правило:
В словах с ОСНОВОЙ на шипящий звук пиши | |||
-Ж -Ш -Ч -Щ | без Ь на конце слов мужского рода | с Ь на конце слов женского рода | -ЖЬ -ШЬ -ЧЬ -ЩЬ |
А теперь по данному правилу поработаем над текстом. Найдите слова с основой на шипящую и объясните, почему пишется или нет Ь (щелчок – текст на экране):
Приближалась ночь. У речки шумел камыш. Стояла такая тишь, что казалось, что никаких летних дач за полем не было. Я запахнул на себе плащ, залез в шалаш и решил обойтись без свеч, чтобы не сжечь всё вокруг. Стало грустно и немного одиноко. Вдруг я услышал голос брата: «Эй, малыш! Не плачь! Вместе переждём эту ночку» (В. Орлов)
Объяснения: ночь пишется с Ь, потому что это женский род, камыш – без Ь, потому что это мужской род…
Всё идёт по предложенному правилу. Тогда почему «дач» и «без свеч» пишется без Ь, ведь это же женский род? (вывод – слова стоят не в начальной форме)
А почему слова «сжечь» и «плачь» пишутся с Ь? Какого они рода? (вывод – это глаголы, к ним данное правило не имеет отношения).
Значит, данное нам правило имеет ряд неточностей, которые и выявляют дети, создавая более полное правило на более научном уровне, добавляя о том, что должно быть существительное в начальной форме:
Ь пишется после шипящих на конце в начальной форме имён существительных женского рода, например, вещь, печь, ложь, глушь.
Ь не пишется после шипящих на конце в начальной форме имён существительных мужского рода, например, плащ, плач, этаж, марш.
Что мы с вами делали с текстовой информацией? Мы провели анализ и преобразование текста.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ: погружение в художественный текст
3 класс. Тема «Передача переживаний авторами художественных произведений»
Осень (Отрывок)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин 1833 год
Какое настроение у Пушкина? Найдите грустное, печальное и радостное, приятное. Разложим это на «весах».
Выслушаем участников мастер-класса…
ГРУСТНОЕ, ПЕЧАЛЬНОЕ | РАДОСТНОЕ, ПРИЯТНОЕ |
«Унылая пора!» Он будто открывает ворота в мир грусти и печали осеннего леса. | «Очей очарованье!» |
увядание «Приятна мне твоя прощальная краса» | красота «Приятна мне твоя прощальная краса» |
Увядание пышное, леса одеты в богатые одежды – «багрец и золото» | но тут же «ветра шум». Ещё немного, и порывы ветра сорвут лесные одеяния! |
Небеса затянуты тяжёлыми тучами – «мглой волнистою» | и всё же «редкий солнца луч» тешит душу |
Вот «отдалённые седой зимы угрозы» предостерегают, что нас ожидают впереди не только радости. | Но и первые морозы, которые радуют нас свежестью, замёрзшей слякотью, предчувствием зимних праздников |
Чёткость образов, их равновесие создают истинную гармонию.
Пушкинские поэтические весы находятся в естественном равновесии: огорчение и удовольствие, красота и увядание, тепло и холод, радости и беды.
Пушкин идёт по осеннему лесу не спеша, впитывая в себя все звуки, запахи, ощущения. Читать этот отрывок надо так же, не торопясь. Ведь нельзя по-настоящему разглядеть красоту второпях! Замедли шаг, вдохни глубже, осмотрись…
Что мы с вами делали с текстовой информацией? Мы погрузились в текст, провели анализ и синтез.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: логические умозаключения по статье
4 класс. «Слух. Органы слуха»
Перед вами статья «Шум», таблица с источниками шума и десять заданий по данной статье.
Шум
Остановись и прислушайся: по улице с шумом проносятся машины, хлопают двери, часто тебя оглушают магнитофоны и телевизоры… Нас повсюду преследует шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание. Постоянный шум приводит к тому, что мы больше устаём, хуже спим, начинаем плохо слышать.
Уровень шума измеряется в децибелах (дБ). Такое название единица получила в честь Александра Белла, североамериканского учёного, изобретателя и бизнесмена шотландского происхождения, основоположника телефонии, который стал изучать природу звука для того, чтобы помочь глухим и любимой девушке, потерявшей слух после тяжёлой болезни.
То, что мы привыкли считать тишиной, – это естественный уровень шума, составляющий около 20-30 дБ. Шум не более 80-90 дБ безвреден для человека. Но уровень шума складывается из уровня шума, окружающего человека, и уровня шума, который создаёт сам человек. Уровень шума 90-120 дБ уже вызывает у человека болевые ощущения (болит голова, сердце), а, достигнув 180 дБ, становится для него непереносимым.
Таблица «Источники шума»
Источник шума | Уровень шума, дБ | Источник шума | Уровень шума, дБ | |
Аплодисменты | 60 | Рабочий шум на уроке | 46 | |
Выстрел из оружия | 170 | Сирена | 130 | |
Громкая музыка | 110 | Тихая улица | 50 | |
Громкий голос на расстоянии 15 см | 100 | Шёпот на расстоянии 1 м | 20 | |
Громкий разговор | 63 | Шепот на расстоянии 10 см | 50 | |
Звук в наушниках | 98 | Школьная перемена | 65 | |
Звук настенных часов | 30 | Шум в салоне автомобиля | 54 | |
Приглушённый разговор | 41 | Шумная улица | 72 |
1) Какие источники шума сами по себе наносят вред человеку? Выдели «V» эти строчки в таблице.
2) а) Уровень какого шёпота выше? Почему?
б) На сколько децибел больше уровень одного шёпота, чем другого?
3) а) Как вы понимаете слово «совокупность»? Подберите синонимы
б) Подчеркните в тексте определение шума.
4) На нас воздействует три источника шума a, b и c.
Какая схема показывает уровень шума на этот момент?
1 2
5) Каким станет уровень рабочего шума на уроке, если ты шепчешься со своим соседом по парте?
6) Каким станет уровень шума на школьной перемене, если кто-то будет громко говорить?
7) Твоему здоровью вредят только те источники, которые ты выделил в таблице?
8) а) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на тихой улице?
б) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на шумной улице?
в) Сравни результаты. Какой вывод можно сделать?
9) а) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь на шумной улице, слушая музыку в наушниках?
б) Какой уровень шума воздействует на тебя, когда ты громко разговариваешь с человеком на расстоянии 15см на тихой улице, слушая громкую музыку?
в) Эти ситуации очень обычны для современного человека, но приносят ли они пользу?
10) Составить свою задачу на нахождение уровня шума, используя таблицу «Источники шума», записать и решить её.
Все задания интересны и относятся к нашей жизни. Но я предлагаю вам рассмотреть только три задания 3, 4 и 5.
3) а) Как вы понимаете слово «совокупность»? Подберите синонимы
(сумма, общность, сообща … )
б) Подчеркните в тексте определение шума.
(«шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание»)
4) На нас воздействует три источника шума a, b и c.
Какая схема показывает уровень шума на этот момент?
1 2
(2 схема, потому что «шум – мешающая, раздражающая совокупность звуков, сливающихся в однообразное звучание», а также «уровень шума складывается из уровня шума, окружающего человека, и уровня шума, который создаёт сам человек»)
5) Каким станет уровень рабочего шума на уроке, если ты шепчешься со своим соседом по парте?
Обратимся к таблице – это тоже текстовая информация:
Рабочий шум на уроке – 46 Дб
Шепот на расстоянии 10 см – 50 Дб
46 + 50 = 96 Дб
Что можете сказать о данном уровне шума, опираясь на текст? (это диапазон болевых ощущений)
Что мы с вами делали с текстовой информацией? Мы погрузились в текст, выполнили анализ, синтез и применение полученной информации.
Перед вами уровень сформированности учебных универсальных действий у учащихся 1 "В" класса по результатам итоговой комплексной работы (апрель 2016 года), основанной на понимании текста.
На конец первого класса это достаточно обнадёживающие результаты.
Но результаты контрольных срезов, основанных на понимании текстовой информации, за первое полугодие 2 класса показали качество:
Вывод: в связи с низким качеством по курсу «Окружающий мир» необходима более глубокая работа с научно-популярными текстами.
Своими наблюдениями, выводами и опытом по теме «Работа с текстовой информацией» я выступаю на семинарах, мастер-классах, конференциях, есть публикации в интернете и сборниках конференций.
Мои ученики показывают хорошие результаты и во внеурочной деятельности на муниципальном и республиканском уровнях.
В 2016 году с целью самообразования я стала участником региональной инновационной площадки ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» по теме «Разработка, апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста» и участником международной экспериментальной творческой группы педагогов Центра педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование» по теме «Деятельностный подход на уроках в начальной школе».
Участвую в качестве волонтёра в проекте «Классные чтения!» Благотворительного фонда поддержки детей «Счастливые истории» г.Казань, читаю художественные произведения в ГБОУ «Альметьевская школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Работа в этих группах позволяет мне узнать новое, вспомнить давнее и расширить спектр тех приёмов и методов, которые формируют навыки работы с информацией на уроках по любому учебному предмету.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение младших школьников приемам работы с текстовой информацией»
Районный конкурс «Мастер - класс». Номинация «Формирование метапредметных УУД в образовательном процессе». Тема: «Обучение младших школьников приемам работы с текстовой информацией»...
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории
Методика работы с текстовой информацией является одним из ведущих направлений на уроке -истории. Поэтому перед учителем стоит задача6сформировать комплекс умений и знаний в сфере раюботы с информацией...
Мастер-класс Тема : «Работа с текстовой информацией в условиях ФГОС»
laquo;Как по-простому научить сложному»...
Работа с текстовой информацией
Работа с текстовой информацией...
Практические работы по теме "Обработка текстовой информации", 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по темеЦикл практических работ разработан для закрепления навыков работы в текстовом редакторе при изучении главы "Обработка текстовой инфор...
Работа с текстовой информацией «Как развивать и применять смысловое чтение, чтобы повысить результаты ВПР и качество знаний».
Анализируются типичные ошибки при выполнении ВПР в 4 классе, даются рекомендации для учителей по повышению качества зананий. А также рассматривается поэтапное внедрение системы р...