«Обучение младших школьников приемам работы с текстовой информацией»
методическая разработка на тему
Районный конкурс «Мастер - класс». Номинация «Формирование метапредметных УУД в образовательном процессе». Тема: «Обучение младших школьников приемам работы с текстовой информацией»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2014.rar | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Соляновская СОШ
Районный конкурс «Мастер - класс»
Номинация
«Формирование метапредметных УУД в образовательном процессе»
Тема
«Обучение младших школьников
приемам работы с текстовой информацией»
Учитель нач. классов: Корнева А.Б.
Декабрь 2014 г.
Слайд 1
1.Мотивационный настрой.
Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам «Радости!
Удач! Успехов и везения!
Всем в этом классе
Хорошего настроения!»
2. Подведение к теме выступления
В современном быстро меняющемся мире объем информации удваивается каждые 72 часа, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
С одной стороны основным информационным источником в школе была и остается учебная книга. Но в условиях развивающего обучения расширяется количество текстовых источников, из которых ученики черпают новые знания: словари, справочники, энциклопедии, научно-популярная литература. Выполнение домашнего задания увеличилось по времени. Наблюдается явный информационный перегруз учащихся, что ведет к нарушению здоровья младших школьников.
Слайд 2
3. Постановка проблемы
Как сформировать у младших школьников универсальные учебные действия по работе с текстовой информацией для обучения в основной школе по ФГОС.
Слайд 3
4. Перед нами стоит учебная задача: научить младших школьников успешно пользоваться приемами работы с текстовой информацией.
Слайд 4
5. Тема моего выступления «Обучение младших школьников приемам работы с текстовой информацией»
Слайд 5
Доступность для младшего школьника текстовых информационных ресурсов
Литературные источники следует разделить на две группы по степени их доступности для младших школьников:
а) учебная литература (учебники, рабочие тетради);
б) дополнительные литературные источники (книги, соответствующие возрастным возможностям детей 7–10 лет: словари и энциклопедии, научно-популярная и художественная детская литература).
Учебники и рабочие тетради есть у всех учащихся. Дополнительная литература в достаточном объеме имеется в домашней библиотеке лишь у небольшой части детей. Бедная или хаотичная коллекция книг не дает возможности ребенку найти какую-либо информацию оперативно (когда все необходимые тексты, что называется, «под рукой»). Но следует отметить объективные проблемы, возникающие у школьника всякий раз, когда ему нужна помощь библиотеки:
а) школьная библиотека открыта не всегда (в вечернее время, в воскресные и праздничные дни она чаще всего оказывается недоступной, а именно это время бывает наиболее комфортным для выполнения информационно-поисковых заданий);
б) для посещения детской городской (поселковой) библиотеки требуется дополнительное время, которым не всегда располагает школьник;
в) книги в библиотеке ребенок, как правило, выбирает не сам, а с помощью библиотекаря (то есть у школьника не формируется опыт самостоятельной работы по тематической сортировке книг, по знакомству с аннотациями, оглавлением, по просматриванию текстовой информации большого объема);
г) все ученики класса при обращении в ближайшую библиотеку с одинаковым вопросом пользуются одними и теми же источниками информации (а для полноценного познавательного общения в детском коллективе информация должна быть разной, а потому интересной и неожиданной для большинства собеседников);
д) новые детские энциклопедические издания в библиотеках имеются в ограниченном количестве по причине их дороговизны, а потому одновременный доступ к ним нескольких заинтересованных читателей невозможен.
Слайд 6
Поэтому для доступности познавательной литературы для каждого ученика, мы создали в начальной школе комплекс условий для работы с детской книгой:
а) «Библиотечные уроки» — приучение детей к посещению и регулярному использованию школьной библиотеки и развитие библиографических умений младших школьников;
б) «Классная библиотека» — развитие классных библиотек, где каждый ученик сдает в класс на условленное время (например, на год) 1–2 книги: энциклопедии, словари, справочники. Книги выдаются на дом детьми - «библиотекарями». Классная библиотека периодически пополняется и обновляется по решению родительского комитета и в связи с возникающими новыми образовательными задачами;
в) Кружок «В мире книг» (стимулирование читательских интересов).
г) «Домашняя библиотека»
Слайд 7
Практически любое действие с информационными объектами можно сформулировать в лаконичной и понятной ученикам форме:
найди информацию – пойми (осознай) – измени – сохрани
Если речь идет о текстовой информации учебника:
1) важно уметь найти в книге нужную страницу, текст, абзац;
2) нужно уметь проанализировать (понять) текст с точки зрения конкретной учебной задачи, т.е. провести необходимые логические операции (выделить ключевые слова, ответить на вопрос к тексту, решить задачу и пр.);
3) следует уметь перекодировать (изменить) информацию, придав ей удобную форму (передать содержание своими словами, сделать краткую запись, оформить решение и т.п.);
4) следует найти способ сохранить полученные знания (использовать удобные мнемонические приемы или кодированные записи для длительного или кратковременного хранения информации).
Слайд 8
Рациональные приемы информационного поиска
Беглый обзор текста (книги), его общий просмотр. Ребенку надо объяснить, что не следует читать книгу «вслепую». При знакомстве с текстом (книгой) надо составить о нем общее впечатлении (практическая работа)
- полистать, рассмотреть все иллюстрации к тексту (книга);
- познакомиться с заголовком; названием (книга)
- познакомиться с содержанием (книга);
- прочитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание;
Упражнение «Нужный словарь»
На уроках часто практикую задания такого вида: в справочном бюро, которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге запасные закладки. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию.
Слайд 9
Поиск текста по оглавлению учебника (практическая работа)
УЗ: кто быстрее найдет нужный текст в учебнике.
У учителя: закладки 3 цветов (для 3 вариантов заданий) – по 3 одинаковых закладки на 1 ученика (для пары учеников).
Учитель обращает внимание на то, что следует не полностью прочитывать строки, а достаточно просматривать лишь начало (первые 2–3 буквы) фамилии автора (или названия, если это не авторское произведение, например народная сказка.) Под руководством учителя дети проводят пальчиками сверху вниз по оглавлению и ищут по его заданию какой-либо рассказ.
Подготовка к упражнению: учитель делит детей на три варианта (рядом сидящие ученики должны выполнять разные варианты). Каждый ребенок получает 3 одинаковые по цвету закладки – для трех заданий. Задание:
- У кого закладки зеленого цвета, найдите как можно быстрее в учебнике по чтению произведение Ф.И. Тютчева «Весенние воды»
-У кого желтая закладка – ищем произведение Н. Носова «На горке».
- У кого синяя закладка - ищем произведение Шарля Перро «Кот в сапогах».
-Все вместе… приготовились… начали искать! (Тексты учитель должен наметить заранее.)
В найденное место книги дети кладут первую закладку. После выполнения первого задания учитель подводит итоги, кому удалось быстрее выполнить работу. Дети делятся опытом, как быстрее искать нужное место в оглавлении.
Потом коллективно отрабатываются рациональные способы поиска нужной страницы. Например, если рассказ на 95-й странице, а всего в учебнике 200 страниц, то искать следует где-то посередине учебника. Если случайно открыли 106-ю страницу, а нужна 95-я, то следует вернуться на несколько листов вперед, к началу учебника и т.п.
По вариантам выполняются еще 2 задания, аналогичные первому. Но кроме авторских произведений дети ищут народные сказки. В найденные места учебника вставляются три закладки.
Упражнение «Абзац»
Учитель обращает внимание на связь красной строки и абзаца.
— Что такое абзац?
— Как связаны между собой абзац и красная строка?
— Как посчитать количество абзацев в рассказе?
— Сосчитайте количество абзацев в рассказе… (называется конкретное произведение в учебнике по чтению).
— Представьте себе, что весь этот текст написан без деления на абзацы. Как вы думаете, удобно ли это? Как вы понимаете, зачем нужны абзацы?
Учитель уточняет ответы детей и обращает внимание на то, что абзацы нужны не только для удобства чтения. Абзацы делят текст на смысловые части. Благодаря им мы лучше понимаем содержание прочитанного. При чтении того или иного абзаца определяют главную мысль каждого фрагмента текста.
Учитель предлагает прочитать из того же текста, например, второй абзац или четвертый и коллективно определить, какую смысловую нагрузку несет на себе эта информация. То есть выясняется главная мысль каждого фрагмента текста.
— А если я вас попрошу найти второй абзац не в рассказе, а второй абзац на странице… (указывается номер страницы). Учитель обращает внимание учеников на то, что страница может начинаться не красной строкой. В этом случае первым считается именно этот неполный абзац. И слова в нем считаются, начиная от первого слова на этой странице.
Учитель просит детей найти шестое слово в первом абзаце, пятое слово во втором, третье слово в пятом абзаце и т.п. При выполнении задания дети учатся учитывать ВСЕ СЛОВА, включая служебные (предлоги, союзы). Следует отметить, что слова, написанные через черточку, типа «тихо-тихо», «бело-розовый» считаются одним словом. Далее дети «загадывают» слова классу, друг другу. Например:
— Я загадал(а) слово на стр. 102, это третье слово в 4 абзаце.
Упражнение «Наш замечательный учебник»
Цель упражнения – использовать навыки быстрой ориентировки в книге для выполнения практических заданий. Стимулирование читательских интересов.
Учитель сообщает детям, что в учебнике по чтению в этом году им предстоит познакомиться с очень интересными литературными произведениями:
САМЫМ удивительным, САМЫМ остросюжетным, САМЫМ забавным и т.п.
- Самым удивительным я считаю рассказ ... (автор, название). Если вы быстро найдете его в книге и прочтете третий абзац на стр. 142, вы поймете, почему это произведение может удивить читателя... Дети выполняют. Отвечают.)
- Самым остросюжетным можно считать приключение (кого, где). Откройте стр. ... , прочитайте абзац ... . Как вам понравилось? Хотите ли вы узнать всю эту историю?
— Очень смешным мне показался рассказ ... Найдите его в учебнике. Попробуйте найти в конце рассказа очень смешной абзац… (И т.п.)
В конце урока обязательно похвалите детей за то, что они научились быстрее ориентироваться в книге. Следует посоветовать ученикам тренироваться дома находить те или иные рассказы по оглавлению. Можно посоревноваться в скорости поиска с мамой или папой.
Слайд 10
Сжатие текстовой информации
-При формировании специальных читательских умений я использую метод моделирования -
введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, моделей обложек, составляем схематические планы.
Метод моделирования (заместители жанров)
Сказка Загадка
Рассказ Басня
Стихотворение Былина, сказ,
Пословица легенда
Практическая работа. Создать обложку к изученному произведению.
1 ряд: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
2 ряд: Н. Н. Носова «На горке»
3 ряд: Шарля Перро «Кот в сапогах»
Слайд 11
Ф.И. Тютчев Н.Н.Носов Шарль Перро
Весенние На горке Кот в
воды сапогах
Динамику результатов совместной работы учителя, ученика и родителей по работе с с текстовой информацией я отслеживаю по методическим пособиям «Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД». При анализе каждого задания в работе хорошо виден уровень формирования предметных умений и универсальных учебных действий.
Аналитическая деятельность при работе с текстовой информацией наиболее трудна для младшего школьника, особенно для ребенка, не наделенного блестящими способностями. В этом случае я, как учитель, в первую очередь призвана облегчить жизнь ребенка, научить его работать успешно и рационально.
Слайд 12
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Литература:
1.Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М.: Изд-во Москва. ун-та,1988.-288с.
2.Соколова Т.Е. Роль операционного компонента информационной культуры в развитии познавательной самостоятельности младших школьников.- Мурманск: НИЦ «Пазори», 2004. -23с.
3. ФГОС НОО от 26. 11. 2010 №1241
4.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"
В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...
Обучение младших школьников групповой работе на уроках изобразительного искусства и технологии
Инновационная карта инновационного опыта учителя...
Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника
Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности....
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Обучение младших школьников использованию приема моделирования при решении текстовых задач
информация о моделировании...
Методические особенности работы над текстовой задачей после ее решения при обучении младших школьников математике.
Умения решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития,глубины освоения математического материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Тек...
Методическая работа по теме самообразования «Обучение младших школьников моделированию при решении текстовых задач».
Методическая работа по теме самообразования «Обучение младших школьников моделированию при решении текстовых задач»....