Адаптированная рабочая программа 3 класс 2016-2017 учебный год.
рабочая программа (3 класс) на тему

Гонтарь Кристина Юрьевна

Адаптированная рабочая программа 3 класс 2016-2017 учебный год + тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №105

109518, г. Москва, ул. Саратовская, д.21,                             тел/факс 179-39-94, E-mail: rou105@dszn.ru

ОГРН 1037739070555, ИНН 7722244418, КПП 772201001

Исх. №   от  «      » ________________   2016 г.

Утверждаю

Директор ГБОУ РОЦ №105

___________ Дмитриева Л.В.

от «___»___________20____г

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № ______

от «___»____________20____г

АДАПТИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ                    

для 3 класса

2016-2017

учебный год

Учитель:

Гонтарь Кристина Юрьевна

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ

Пояснительная записка.

Игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическим занятиям физическими упражнениями, упражнениями по формированию осанки, развитию речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики, равновесия, помогают освоению представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных, интеллектуальных способностей детей.

В процессе игры у детей формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляются самостоятельность, смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку.

Рабочая программа по развитию психомоторики для 3 класса составлена на основе Примерной программы для коррекционной школы VIII вид.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует программе для коррекционной школы VIII вида, но проведено свое распределение часов с нагрузкой  2 часа в неделю.

Цели игротерапии:
- Способствовать психическому и личностному росту ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным условиям.
- Развивать коммуникативные умения и навыки содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

- Регулировать эмоциональные, нравственно-поведенческие и другие свойства психики.

Задачи игротерапии:

 - Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

- Развивать навыки социального поведения.
- Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности.
- Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам.
- Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
- Воспитывать самостоятельность в решении поставленных задач.
- Формировать чувство принадлежности к коллективу, помочь ребенку чувствовать себя более защищенным.
- Снижение агрессивного поведения ребенка.
- Улучшение эмоционального состояния детей.
- Снижение тревоги и ряда других проблем.

Учащиеся должны уметь:
- слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их;
- согласовывать свои действия с условиями игры;
- изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнера;
- находить для осуществления игрового замысла атрибуты игры, использовать в процессе ее разные заменители;
- при столкновении с проблемами должны использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.

Для реализации программного содержания используются:

* И.Г. Абрамова,  С.П. Евсеев. Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии: кн. для   учителя. ( М., Советский спорт, 2002г.).

* Л.В. Шапкова. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии: кн. для учителя. (С.П., Детство-пресс, 2001г.).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов: в неделю – 2ч.,

1 четверть – 18

2 четверть – 14

3 четверть – 20

4 четверть -  16

в год – 68ч.

Тема урока.

Кол-во часов

1 четверть

1

Игры на развитие мелкой моторики. «На ощупь».

1

Игры на установление психического контакта. «Попробуй повторить».

1

Игры на развитие общей моторики. «Чья лошадка быстрее».

1

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Золотая рыбка».

1

Игры на развитие внимания. «Три стихии. Земля. Воздух. Вода».

1

Игры на развитие зрительной памяти. «Где стереть?».

1

Игры на развитие восприятия цвета, времени. «Цветные палочки».

1

Игры на развитие процессов анализа, синтеза. «Составь слово».

1

Игры на развитие мелкой моторики. «Кто быстрей».

1

Игры на развитие общей моторики. «Мы на карусели сели».

1

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы. «Лото настроений».

1

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Строим цифры».

1

Игры на развитие процессов сравнения, обобщения. «Сравнение предметов».

1

Игры на развитие внимания. «Поймай мяч».

1

Игры на развитие восприятия картин, текста. «Справа-слева».

1

Игры на развитие памяти. «Что пропало», «Найди букву».

1

Игры на развитие речи. «Лошадка».

Игры на развитие мелкой моторики. «Верёвочка».

2 четверть

1

Игры на развитие быстроты реакции и движений. « «Кот и воробушки».

1

2

Игры на развитие речи. «Воздушный шарик».

1

3

Игры на развитие мелкой моторики. «Ладушки».

1

4

Игры на развитие слухового восприятия. «Узнай друга».

1

5

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Пятнашки».

1

6

Игры на развитие памяти. «Повтори, не ошибись».

1

7

Игры на развитие общей моторики. «Два лагеря».

1

8

Игры на развитие внимания. «Подними руку».

1

9

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Коршун и наседка».

1

10

Игры на развитие координации движений. «Метание мешочков».

1

11

Игры на развитие быстроты реакции и движений. «Два мороза».

1

12

Игры на формирование осанки. «Совушка».

1

13

Игры на развитие глазомера. «Точные броски».

1

14

Игры на развитие мелкой и общей моторики. «Голуби».

1

3 четверть

1

Игры на установление психического контакта. «Видеотелефон».

1

2

Игры на развитие общей моторики. «Мышки».

1

3

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Винт».

1

4

Игры на развитие внимания. «Слушай внимательно».

1

5

Игры на развитие зрительной памяти. «Мяч в центр».

1

6

Игры на развитие восприятия цвета, времени. «Запрещённый цвет».

1

7

Игры на развитие процессов анализа, синтеза. «Цепочка слов».

1

8

Игры на развитие мелкой моторики. «Цветок».

1

9

Игры на развитие общей моторики. «Индюк».

1

10

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы. «Угадай эмоцию».

1

11

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Вороны и воробьи».

1

12

Игры на развитие процессов сравнения, обобщения. «Найди сходства и отличия».

1

13

Игры на развитие внимания. «Догоняй мяч».

1

14

Игры на развитие восприятия картин, текста. «Найди слова».

1

15

Игры на развитие памяти. «Лохматый пёс».

1

16

Игры на развитие быстроты реакции и движений. «Самый ловкий».

1

18

Игры на развитие речи. «Рыбы, птицы, звери».

1

19

Игры на развитие мелкой моторики. «Ваза для фруктов».

1

20

Игры на развитие слухового восприятия. «Узнай по голосу».

1

  1. четверть

1

Игры на развитие памяти. «Что пропало».

1

2

Игры на развитие общей моторики. «Летим в космос».

1

3

Игры на развитие внимания. «В шеренгу становись».

1

4

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Посадка и сбор картофеля».

1

5

Игры на развитие координации движений. «Точные броски».

1

6

Игры на развитие быстроты реакции и движений. «Двенадцать палочек».

1

7

Игры на формирование осанки. «Ходим в шляпах».

1

8

Игры на развитие глазомера. «Сбить кеглю».

1

9

Игры на развитие мелкой и общей моторики. «Облако».

1

10

Игры на развитие речи. «Зоопарк».

1

11

Игры на развитие мелкой моторики. «Гномы».

1

12

Игры на установление психического контакта. «Пойми меня».

1

13

Игры на развитие общей моторики. «Паровоз».

1

14

Игры на развитие пространственной ориентировки. «Секретное донесение».

1

15

Игры на развитие внимания. «Повтори, не ошибись».

1

16

Игры на развитие зрительной памяти. «Ванька-встаньки».

1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА                     по изобразительному искусству

Пояснительная записка

Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 3 класса (далее ‒ Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, авторской программы «Изобразительное искусство» И. А. Грошенков, утверждённой МО РФ (Москва «Просвещение»,  2011  года).

Рабочая   программа рассчитана на 35 часов.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе «Изобразительное искусство» И.А. Грошенкова, но проведено своё распределение часов по темам с нагрузкой 1 час в неделю.

Для реализации программного содержания используются:

* Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе»: кн. для учителя. (М., Просвещение, 1982 г.)

Количество часов:

В неделю – 1 час

в 1 четверти ‒ 8;

во 2 четверти ‒ 7;

в 3 четверти ‒ 10;

в 4 четверти ‒ 8.

в год ‒ 35;

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.

Цель программы обучения:

‒ использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Основные задачи программы обучения:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности      школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития   у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно -  двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

1 четверть (8)

1.

Декоративное рисование

2

2.

Рисование с натуры

4

3.

Рисование на тему

2

2 четверть (8)

1.

Декоративное рисование

2

2.

Рисование с натуры

3

3.

Рисование на тему

2

3 четверть (10)

1.

Декоративное рисование

4

2.

Рисование с натуры

4

3.

Рисование на тему

2

4 четверть (9)

1.

Декоративное рисование

3

2.

Рисование с натуры

3

3.

Рисование на тему

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока.

Кол-во часов

1 четверть.

1

1

Рисование с натуры листьев березы и ивы.

1

2

Рисование в полосе узора из веточек с  листиками.

1

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (ветка вишни).

1

4

Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа по картине И.Хруцкого «Цветы и фрукты»

1

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец, морковь).

1

6

Рисование с натуры доски для резания овощей.

1

7

Рисование морских флажков.

1

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

1

2 четверть.

1

Тематический  рисунок к загадке К.И.Чуковского «Чудесные цветы».

1

2

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1

3

Рисование игрушечного домика.

1

4

Беседа по картинам на тему «Осень».

1

5

Иллюстрация к рассказу прочитанного учителем.

1

6

Рисование с натуры будильника.

1

7

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1

3 четверть.

1

Рисование на тему «Новогодняя ёлка».

1

2

Рисование узора на рукавичке.

1

3

Рисование симметричного узора по образцу.

1

4

Рисование на тему «Ёлка в зимнем лесу».

1

5

Рисование с натуры молотка.

1

6

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

7

Рисование на тему «День Защитника Отечества». Показ репродукций картин.

1

8

Декоративное рисование. Плакат «8 марта».

1

9

Рисование по образцу орнамента в квадрате.

1

10

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

4 четверть.

1

Рисование с натуры игрушек.

1

2

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

3

Рисование с натуры весенней веточки.

1

4

Рисование на тему «Деревья весной».

1

5

Рисование не тему «Листок календаря»

1

6

Рисование с таблицы орнамента из квадратов.

1

7

Составление узора для крышки коробки.

1

8

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Беседа по картине Т.Яблонской «Весна»

1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА          

 по математике

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  математике  для 3 класса (далее  Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, авторской программы «Математика» М.Н. Перова, В.В. Эк, утверждённой МО РФ (Москва «Просвещение» 2008 года).

Программа рассчитана на 170  часов в год,  в том числе на контрольные и проверочные работы.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе «Математика» М.Н.Перовой, В.В.Эк, но проведено своё распределение часов по темам с нагрузкой 5 часов в неделю.

Для реализации программы используются:

 В.В. Эк. «Математика» 3 класс: учебник (М.. Просвещение, 2008 г.)

Количество часов:

*  в неделю ‒ 5;

* 1 четверть – 42ч.

* 2 четверть – 35 ч.;

* 3 четверть ‒ 52ч.;

* 4 четверть ‒ 37ч

*  в год ‒ 166;                        

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Программа носит   практическую направленность, тесно связана другими учебными предметами, жизнью,  готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

В процессе обучения математике в 3 классе учащиеся осваивают:

  • числовой ряд 1- 100 в прямом и обратном порядке;   
  • смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;     
  • таблицу  умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;    
  • порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
  • единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер.

Цель программы обучения:

‒ расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

Задачи программы обучения:

  • формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
  • повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие  познавательной деятельности  и личностных качеств;
  • воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Количество часов по темам

Тема

Количество

часов

1

Нумерация чисел в пределах 20 (повторение).

5 ч

2

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток (повторение).

15 ч

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток:

а) сложение- 14 ч;

б) вычитание- 11 ч.

20 ч

4

Умножение и деление.

24 ч

5

Сотня. Нумерация.

21 ч

6

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток:

37 ч

7

Числа, полученные при счёте и измерении.

12 ч

8

Деление на равные части и деление по содержанию.

16 ч

9

Взаимное положение геометрических фигур на плоскости.

10

Порядок арифметических действий.

10 ч

11

Повторение за год.

5 ч

Практическая часть

Контрольные работы

I четверть

1

Контрольная работа № 1 по теме:

«Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток»

2

Контрольная работа № 2 за 1 четверть.

II четверть

3

Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение и деление».

4

Контрольная работа №4 за 2 четверть.

III четверть

5

Контрольная работа № 5 по теме: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел без перехода через десяток »

6

Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».

7

Контрольная работа № 7 за 3 четверть.

IV четверть

8

Контрольная работа № 8 по теме:

«Деление на равные части. Деление по содержанию».

9

Контрольная работа № 9 по теме:

«Взаимное положение линий на плоскости».

10

Контрольная работа № 10 за год.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1 четверть

Нумерация в пределах 20.

1

Соседи чисел.

1

Уменьшение и увеличение числа на 1.

1

Четные и нечетные числа.

1

Уменьшение и увеличение числа на 2.

1

Состав чисел из десятков и единиц.

1

Сравнение двузначного и однозначного чисел в пределах 20.

1

Проверочная работа № 1  «Нумерация в пределах 20»

1

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала.

1

Составление и решение примеров вида: 10+4, 4+10.

1

Название компонентов и результатов сложения.

1

Решение примеров с использованием в речи названий компонентов сложения.

1

Название компонентов и результатов  вычитания.

1

Меры времени: 1ч., 1 сутки.

1

Решение примеров с именованными числами: час.

1

Решение примеров с именованными числами: сутки.

1

Решение задач на измерение и сравнение стоимости.

1

Решение задач на измерение и сравнение длины.

1

Прямая. Отрезок.

1

Виды углов.

1

Решение примеров типа 8+2+3=

1

Решение примеров типа 13-3-2=

1

Проверочная работа № 2  «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток (повторение)».

1

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала.

1

Разложение однозначных чисел на два числа.

Разложение числа 9 на два числа.

1

Прибавление числа 9.

1

Разложение числа 8 на два числа.

1

Прибавление числа 8.

1

Разложение числа 7 на два числа.

1

Прибавление числа 7.

1

Разложение  6,5,4,3,2  на 2 числа.

1

 Прибавление чисел 5, 6.

1

Прибавление числа 4,3,2

1

Мера емкости 1л. Решение задач.

1

Мера массы 1кг. Решение задач.

1

Контрольная работа № 1 « Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток»

1

Работа над ошибками.

Составление и решение  составных задач с действием сложения.

1

Вычитание из двузначного числа числа 9, 8, 7

1

Вычитание из двузначного числа чисел 6,5,4,3,2.

1

Контрольная работа   за 1 четверть.

1

Работа над ошибками. Решение составных задач.

1

2 четверть

Отсчитывание по 2,3,4. Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника.

1

Сложение одинаковых слагаемых.

1

Понятие об умножении. Знак умножения (Х).

1

Таблица умножения числа 2.

1

Решение задач с действием умножения.

1

Деление на  равные части.

1

Знак деления (:). Чтение действия деления.

1

Таблица деления на 2.

1

Решение задач на деление на две равные части.

1

Таблица умножения числа 3.

1

Таблица деления на 3.

1

Деление на три равные части.

1

Таблица умножения числа 4.

1

Таблица деления на 4.

1

Деление на четыре равные части.

1

Решение примеров и задач с делением на 4

1

Таблица умножения числа 5.

1

Таблица умножения числа 6.

1

Таблица деления на 5.

1

Таблица деления на 6.

1

Таблица умножения чисел 2, 3  и деления на 2, 3.

1

Таблица умножения чисел на 4 и деления на 4.

1

Таблица умножения чисел на 5,6 и деления на 5,6.

1

Контрольная работа № 3 по теме: «Умножение и деление».

1

Работа над ошибками. Решение задач на деление и умножение.

1

Сотня.  Устная нумерация.

1

Круглые десятки.

1

Письменная нумерация в пределах 100.

1

Замена десятков на единицы. Понятие разряда. Разрядная таблица.

1

Сложение вида:  69+1, 69+10

1

Вычитание вида:  40 – 1, 35 – 10

1

Контрольная работа № 4 за 2 четверть.

1

Работа над ошибками.

1

Уменьшение чисел на несколько десятков, единиц.

1

Четные числа в пределах 100, Нечётные числа в пределах 100.

1

3 четверть

Меры длины: м., см., дм.

1

Соотношения: 1м=10дм, 1м=100см

1

Меры времени: 1ч, 1 сут.

1

Соотношения:1 сут.=24ч,  1 год = 12мес.

1

Окружность, круг. Измерение радиуса окружностей.

1

Углы.

1

Сложение и вычитание круглых десятков.

1

Порядок действий в примерах со скобками. Решение примеров со скобками.

1

Решение примеров с неизвестным слагаемым.

1

Решение примеров с неизвестным уменьшаемым и  вычитаемым.

1

Решение примеров с именованными числами.

1

Решение примеров со скобками.

1

Сложение и вычитание однозначных чисел и круглых десятков.

1

Решение примеров вида: 60+4, 4+60.

1

Решение примеров вида: 64– 60,64 – 4

1

Решение примеров вида: 64+3

1

Вычитание вида 63 – 2.

1

Решение примеров вида: 57+ 40.

1

Решение примеров изученных видов.

1

Контрольная работа № 5 по теме: «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел  без перехода через десяток »

1

Работа над ошибками.

1

Решение примеров вида: 42+25.

1

Решение примеров вида: 58-27.

1

Вычитание вида: 48-38.

1

Вычитание вида: 48-45.

1

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

1

Сравнение чисел

1

Решение примеров вида: 38+2.

1

Решение примеров вида: 98+2 .

1

Сложение вида:38+42.

1

Сложение вида:58+42.

1

Вычитание вида 40-6.

1

Решение примеров вида: 90-37.

1

Решение примеров вида: 100-7.

1

Решение примеров вида: 100-67.

1

Составные арифметические задачи в два действия.

1

Составление и решение составных задач.

1

Контрольная работа № 6 по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».

1

Работа над  ошибками.

 Составление примеров с помощью математических терминов.

1

Решение задач.

1

 Решение примеров со скобками.

1

Контрольная работа № 7 за 3 четв.

1

Работа над ошибками.

1

Решение задач по теме «Меры стоимости»

1

Числа, полученные при измерении длины.

1

Сравнение мер длины: см и м.

1

Числа, полученные при измерении длины: 1м=100см

1

Решение задач с мерами длины.

1

Числа, полученные при счете 1р.=100к.

1

Меры времени: минута. 1ч = 60 мин.

1

  1. П

Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

4 четверть

Решение задач на определение времени.

1

Меры времени: сутки, год. 1год=12мес.

1

Числа, полученные при измерении времени: год, мес., сутки, час.

1

Решение примеров с именованными числами

1

Деление на равные части.

1

Деление по содержанию.

1

Деление на 2 равные части и деление  по 2.

1

Деление на 3 равные части.

1

Деление по 3.

1

Деление на 4 равные части.

1

Деление по 4.

1

Деление на 5 равных частей.

1

Деление по 5.

1

Решение задач на деление по содержанию.

1

Решение задач на деление на равные части.

1

Контрольная работа № 8 по теме: «Деление на равные части. Деление по содержанию».

1

Работа над ошибками.  

1

Решение задач на деление.

1

Составление и решение составных задач.

1

Составные арифметические задачи в два действия.

1

Составление составных задач по краткой записи.

1

Решение примеров со скобками и без скобок.

1

Сравнение выражений с действиями умножения и деления.

1

Геометрические фигуры.

1

Пересекающиеся и непересекающиеся геом. фигуры.

1

Называние, построение и измерение геометрических фигур.

1

Контрольная работа №9 по теме: «Взаимное положение линий на плоскости».

1

Работа над ошибками.

1

Порядок выполнения действий в примерах со скобками.

1

Действия I и II ступени. Порядок их выполнения в примерах без скобок.

1

Решение задач деления на равные части и по содержанию.

1

Составление и решение задач, содержащих отношения: «больше на…»

1

Составление и решение задач содержащих отношения : «меньше на…».

1

Контрольная работа № 10 за год .

1

Работа над ошибками

1

Решение задач с мерами длины: см, дм.

1

Соотношения между единицами времени: 1год=12мес., 1мес=30сут.

1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА                     «Письмо и развитие речи»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • программы для подготовительного, 1–4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2011 г.  Русский язык (В. В. Воронкова)
  • учебного плана образовательного учреждения.

        Рабочая программа ориентирована на учебник:

  • А. К. Аксёнова А. К., Э В. Якубовская. Русский язык: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2011.Допущено Министерством образования Российской Федерации

        Программа рассчитана на 166  часов в год.

        Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе «Русский язык» В.В.Воронковой, но проведено своё распределение часов по темам с нагрузкой 5 часов в неделю.

В 3 классе умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями  по грамматике русского языка прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
 Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, тесно связано с жизнью и профессионально- трудовой подготовкой учащихся, с другими учебными предметами. Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения и дальнейшей социализации учащихся.

Цель данной программы состоит в создании оптимальных условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками.

Задачи заключаются в целенаправленном обучении учащихся устной и письменной речи, в формировании практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании познавательного интереса к родному языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
  • развитие пространственной ориентации,
  • развитие основных мыслительных операций,
  • коррекция речи и мышления,
  • коррекция фонематического слуха,
  • коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы,
  • обогащение словаря,
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Программа включает следующие разделы: звуки и буквы, слово, предложение, связная речь, письмо и чистописание.

В центре внимания в третьем классе находится раздел «Звуки и буквы».   Учащиеся  получают  начальные  сведения  по  фонетике  и  графике:  о звуках и буквах,  о гласных  и  согласных,  об алфавите; о слоге и переносе слов  по  слогам, о гласных  ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких и др. Начинается работа по систематизации умений различать звуки и буквы, классифицировать звуки по группам, сравнивать звуки различных групп и характеризовать их. В практических упражнениях учащиеся наблюдают за соответствием и несоответствием звука и буквы в слове. Такой звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных  занятиях  по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития.

Второй раздел программы «Слово» включает подготовительные грамматические упражнения. К ним относятся знакомство со словами, обозначающими названия предметов и названия действий. Эти темы носят пропедевтический характер, они подготавливают учащихся к прохождению в старших классах элементарной грамматики. В третьем классе главным является требование различать данные категории слов по вопросам: кто?, что ?, что делает ?, что делают ?.

Основными  упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). Например: перечисление предметов одного рода с последующим обобщением, т.е. называнием одним словом (щука, карась, окунь – Кто это?); устранение лишнего члена деления из данной родовой группы (можно ли назвать одним словом, что здесь лишнее? ‒ щука, карась, окунь,  слон); подбор к одному предмету ряда действий  ( лягушка что делает?) и др.

В связи с изучением слов, обозначающих названия предметов, в третьем классе даётся первое орфографическое правило, которое в своей основе имеет определённое грамматическое понятие (имя собственное). Это понятие формируется у учащихся на протяжении ряда лет обучения: в третьем классе под эту категорию подводятся имена, фамилии людей, клички животных.

Следующий раздел программы «Предложение» предполагает формирование умения выделять предложения из речи, из текста, а также практическое знакомство с построением простого предложения. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни и общению. Понятие о предложении дети получают на конкретном речевом материале в процессе подбора предложенных слов и составления предложений из слов. Упражнения в составлении предложений на тему, по рисунку, по опорным словам, распространение предложения по вопросам, по смыслу, восстановление нарушенного порядка слов в предложении должны помочь учащимся осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде. Работа над предложением проводится в течение всего учебного года. В первой четверти ученики закрепляют знания, полученные о предложении во втором классе, в дальнейшем при прохождении всех тем идёт практическая работа по составлению предложений под руководством учителя. Завершается эта тема специальными упражнениями в выделении и составлении предложений, имеющих целью подготовить учащихся к самостоятельной работе.

Связная речь.

В третьем классе учитель начинает формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как возможности детей с ОВЗ излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограничены.

Учащиеся должны овладеть элементарными умениями составлять подписи под сериями рисунков, отвечать на 2-4 последовательно поставленных вопроса. Эти упражнения рассматриваются как подготовительные, направленные на создание предпосылок развития умения высказываться в устной или письменной форме. Фактически эти упражнения включаются в разделы программы и непосредственно связаны с работой над предложением.

Графические навыки.

В третьем классе у учащихся продолжают совершенствоваться графические навыки,  трудности формирования которых  у детей с ОВЗ часто бывают связаны с недостаточным развитием моторики мелких мышц  руки. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при списывании орфографических ошибок.

Заканчивается программа разделом «Повторение в конце учебного года». При повторении основное внимание должно быть уделено наиболее сложным для усвоения темам. Главное в процессе повторения – практическое использование полученных знаний и навыков.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
  • звуко- буквенный анализ слова,
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,
  • совершенствование графического навыка,
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

При изучении тем курса используются:

  • учебники,
  • наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
  • дидактический материал,
  • коррекционные задания и упражнения,
  • игры по русскому языку.

Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.

Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.

Планируемые результаты освоения курса

Учащиеся должны уметь:

‒ Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

‒ Анализировать слова по звуковому составу.

‒ Различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные.

‒ Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

‒ Списывать текст целыми словами.

‒ Писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать: алфавит.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения при написании слов, предложений, текстов на изученные правила, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению заданий, к самоконтролю.

Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях (№1 и №2). Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

Количество контрольных работ по четвертям

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего

2

2

4

2

12

Контрольные работы:

I четверть

Контрольная работа №1 по теме :«Гласные и согласные звуки и буквы»

Контрольный диктант №2 за  I четверть.

II четверть

Контрольный диктант №3 по теме :«Правописание слов с мягкими согласными».

Контрольный диктант №5 за II четверть.

III четверть

Контрольный диктант  №6 по теме: «Разделительный мягкий знак»

Контрольный диктант  №7 по теме: «Слова, обозначающие предметы».

Контрольный диктант №8 по теме:  «Слова, обозначающие действия предметов».

Контрольный диктант  №9 за III четверть.

IV четверть

Контрольный диктант  №11 за IV четверть .

Контрольный диктант №12 за год.

Количество часов по четвертям

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

Всего за год

42 ч

35 ч

52 ч

37 ч

166ч

Количество часов по темам

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Самостоя-тельные

работы

Контроль-

ные

работы

1

Повторение. Предложение

11

1

2

Звуки и буквы

85

5

3

Слово

34

3

4

Предложение

24

1

5

Повторение

12

1

Итого

166

1

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока.

Кол-во часов

1 четверть

Употребление простого предложения.

1

Правило написания предложения.

1

Упражнение в правописании предложений.

1

Составление и дополнение предложений.

1

Составление и запись предложений со словами из  словаря.

1

Составление предложений по схемам.

1

Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок.

1

Составление и запись  предложений по сюжетным картинкам.

1

Выделение предложений из речи и текста.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Контрольное списывание.

1

Звуки и буквы. Различение звуков и букв.

1

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком.

1

Сравнение пар слов.

1

Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка».

1

Упражнение в различении звуков и букв.                                                  

1

Составление предложений по серии сюжетных картинок «Пёс Бобик».

1

Алфавит. Порядок букв в русской азбуке.

1

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

Тренировочные упражнения по теме «Расположение слов в алфавитном порядке»

1

Закрепление темы «Алфавит»

1

Контрольное списывание

1

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Упражнение в выделении гласных и согласных звуков и букв.

1

Различение  гласных и согласных звуков и букв

1

Работа с деформированным текстом

1

Контрольное списывание. Повторение темы.

1

Контрольный диктант №1 по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы».

1

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Звуки и буквы».

1

Гласные буквы е, ё, ю, я, э.

1

Гласные буквы е,ё. Место в слове.

1

Гласные буквы ю. Место в слове.

1

Гласные буквы я. Место в слове.

1

Гласная Э. Место в слове.

1

Контрольное списывание. Закрепление темы.

1

Контрольный диктант №2 за 1 четверть .

1

Работа над ошибками.

1

Ударение. Роль ударения в слове.

1

Выделение ударного слога.

1

Ударные и безударные слоги.

1

Упражнения в выделении ударных гласных в словах.

1

Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах.

1

2 четверть

Составление слов по заданному слогу.

1

Слогообразующая роль гласных.

1

Перенос слов при письме.

1

Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок.

1

Перенос слов при письме.

1

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса.

1

Упражнения в делении слов на слоги.

1

Звуки и буквы. Мягкие и твердые согласные.

1

Обозначение твёрдости-мягкости согласных буквами А, О,У,Ы,И,Е,Ё,Ю,Я.

1

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1

Употребление гласных букв для обозначения твёрдости-мягкости согласных.

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс».

1

Контрольное списывание. Закрепление темы.

1

Мягкий знак (ь) на конце  слова

1

Правописание слов с «ь» на конце.

1

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

Объяснение написания мягкого знака в словах.

1

Обозначение мягкости согласных буквами И,Е,Ё,Ю,Я,Ь.

1

Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными.

1

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с мягкими согласными».

1

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Мягкие и твёрдые согласные»

1

Гласные после шипящих. Правописание ЖИ-ШИ.

1

Упражнение в правописании слов со слогами  жи-ши.  

1

Правописание ЧА-ЩА.

1

Упражнение в правописании слов со слогами  ча – ща

1

Правописание ЧУ-ЩУ.

1

Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Контрольный диктант №4  за 2 четверть.

1

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Гласные после шипящих»

1

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

1

Упражнение в различении парных согласных.

1

Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Контрольное списывание. Закрепление темы

« Парные звонкие и глухие согласные».

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Подбор проверочных слов.

1

3 четверть

Изменение слова для проверки.

1

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Упражнения в подборе проверочных слов.

1

Закрепление по теме: « Парные звонкие и глухие согласные».

1

 Составление предложений из разрозненных слов.

1

Дифференциация изученных орфограмм.

1

Контрольное списывание. Закрепление темы.

1

Разделительный мягкий знак.

1

Объяснение правописания слов с разделительным Ь.

1

Упражнения в правописании слов с разделительным Ь.

1

Повторение. Слова с разделительным Ь.

1

Дифференциация изученных орфограмм.

1

Дифференциация разделительного и смягчающего Ь.

1

Дифференциация изученных орфограмм.

1

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима», «Семья».

1

Контрольный  диктант №5 по теме «Разделительный мягкий знак».

1

Работа над ошибками. Повторение словарных слов.

1

Слова, обозначающие предметы.

1

Упражнения в различении слов по вопросам кто? что?

Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны.

Употребление названий предметов в различных формах.

1

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы.

1

Упражнения в изменении слов по вопросам.

1

Контрольное списывание. Закрепление темы.

1

Большая буква в именах собственных.

1

Дифференциация слов типа «белка-белка»

1

Большая буква в названиях населённых пунктов.

1

Дифференциация изученных орфограмм.

1

Контрольный диктант №6 по теме: «Слова, обозначающие предметы».

1

Работа над ошибками. Большая буква в именах и фамилиях людей (повторение).

1

Слова, обозначающие действия предметов.

1

Слова, отвечающие на вопросы: Что делал? Что делает? Что будет делать?

1

Нахождение предметов по их действиям.

1

Подбор слов-действий по вопросу.

1

Согласование слов-предметов и слов действий.

1

Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм.

1

Составление и запись рассказа по сюжетной картинке.

1

Контрольный диктант №7 по теме: «Слова, обозначающие действия предметов».

1

Работа над ошибками. Повторение «Слова-действия».

1

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

Определение предметов по вкусу, цвету и форме.

1

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны.

1

Подбор названий признаков предметов по смыслу.

1

Сравнение предметов по признакам.

1

Составление предложений по картинке и схеме.

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

Контрольный  диктант  №8 за 3 четверть

Работа над ошибками.Повторение «Слова-признаки».

1

Предлоги. Предлог как отдельное слово.

1

Раздельное написание предлогов со словами.

1

  1. П

Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

1

4 четверть

Выделение предлогов в тексте.

1

Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов.

1

Подбор предлогов к словам.

1

Предложение. Повторение.

1

Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.

1

Работа с деформированным предложением.

1

Согласование слов в предложении.

1

Определение порядка слов в предложении.

1

Предложение как часть текста. Деление  текста на  предложения.

1

Составление письменных ответов на вопросы текста.

1

Составление предложений с употреблением винительного падежа.

1

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

1

Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? чего?).

1

Слова, отвечающие на вопросы кого? чего?

1

Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?).

1

Упражнение в составлении предложений с употреблением дательного падежа.

1

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу.

1

Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?).

1

Упражнение в составлении предложений с употреблением творительного падежа.

1

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам в  косвенном  падеже.

1

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа.

1

Упражнение в составлении предложений с формой предложного падежа.

1

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

1

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам.

1

Работа с деформированными предложениями.

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

Контрольный диктант  №9  по теме «Предложение»

1

Дифференциация изученных орфограмм.Составление ответов на вопросы по тексту и картинкам.

1

Правописание слов с непроверяемыми орфограммами.

1

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

1

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

1

Выделение в предложении слов, отвечающих на вопросы  кто? что?

1

Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов и слов-действий.

1

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

Подготовка к годовому контрольному диктанту.

1

Контрольный диктант №10 за год.

1

Работа над ошибками. Повторение о предложении.

1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯЯ  ПРОГРАММА                     по трудовому обучению

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по трудовому обучению для 3 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы 8 вида составлена на основе авторской программы: Автор  Н.П. Павлова, «Просвещение», 2009 г и учебника «Технология. Ручной труд» Авторы: Кузнецова Л.А. «Просвещение». СПб, 2016 г.

       Во 3-ем классе согласно программе  Н.П. Павловой  на изучение материала отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 часов  в год, что соответствует учебному плану  специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы 8 вида.

        Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика;
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании;
  • предварительно планировать ход работы над изделием;
  • контролировать свою работу.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно ориентироваться в задании,
  • сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • подбирать материалы и инструменты;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • осуществлять необходимые контрольные действия;
  • делать отчет о последовательности изготовления изделия;
  • делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
  • анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;
  • осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
  •  свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
  • приемы соединения деталей;
  • названия инструментов;
  • элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.

№ п/п

Тема

Количество уроков

Работа с природными материалами.

12

Работа с бумагой и картоном.

23

Работа с текстильными материалами.

20

Работа с проволокой.

1

Работа с металлоконструктором.

3

Работа с древесиной.

9

Календарно-тематическое планирование

Всего в год: 66 часов

1 четверть – 17 ч.;

2 четверть – 14 ч.;

3 четверть – 21 ч.;

4 четверть – 14 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ТРУДУ

Тема урока.

Кол-во часов

1 четверть

Экскурсия «Здравствуй, осень!»

1

Вводный урок. Повторение правил поведения на уроках труда.

1

Изготовление  аппликации из засушенных листьев «Птица».

1

Изготовление  аппликации из листьев на тему «Осень».

1

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Воробьи на ветках»

1

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов «Рыбки в аквариуме»

1

Сорта бумаги и их назначение. Аппликация «Грузовик»

1

Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медведь»

1

Окантовка картона полосками бумаги.

1

Изготовление картины на окантованном картоне.

1

Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке.

1

Изготовление паука из скорлупы грецкого ореха и проволоки.

1

Познавательные сведения о древесине.

1

Экскурсия в школьную столярную мастерскую.

1

Изготовление колышка для растений.

1

Изготовление игрушки из желудей «Зайчик».

1

Изготовление игрушек из скорлупы грецкого ореха «Черепаха»

1

2 четверть

Изготовление игрушек из скорлупы грецкого ореха «Ежик»

1

Изготовление игрушек из шишек  «Уточка»

1

Изготовление птицы из пластилина и сухой травы.

1

Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе.

1

Закрепление познавательных сведений о металлоконструкторе.

1

Закрепление познавательных сведений о проволоке.  Буквы Л, С,О,В.

1

«Складная гирлянда» из бумаги.

1

Цепочка из бумажных колец.

1

Плоская полумаска из цветного картона.

1

Изготовление карнавальной маски.

1

Изготовление клоунского колпака.

1

Изготовление каркасной  шапочки.

1

Изготовление кокошника.

1

Изготовление шлема.                                                                                                                                                                                    

1

3 четверть

Изготовление  складной  доски для игры.

1

Закрепление познавательных сведений о нитках. Строчка прямыми стежками.

1

Технология сшивания двух кругов, выкроенных из ткани.

1

Строчка косыми стежками.

1

Изготовление кошелька.

1

Украшение кошелька аппликацией.

1

Изготовление закладки из фотопленки. Обработка косым швом одной стороны закладки.

1

Обработка косым швом второй  стороны закладки.

1

Изготовление кисточки для закладки.

1

Способы обработки древесины ручными инструментами. Экскурсия в столярную мастерскую.

1

Аппликация из древесных опилок «Цыпленок»

1

Аппликация на свободную тему

1

Аппликация из древесных опилок «Кот»

1

Аппликация из древесных опилок «Лебедь»

1

Аппликация из древесных опилок «Собака»

1

Технология изготовления прихватки. Изготовление лекала.

1

Выбор ткани и раскрой прихватки.

1

Сбор прихватки,  Сшивание деталей изделия прямым швом.

1

Сшивание деталей изделия косым швом.

1

Украшение прихватки тесьмой.

1

Украшение прихватки тесьмой.

4 четверть

Изготовление коробки, склеенной с помощью клапанов. Оклейка коробки цветной бумагой.

1

Украшение коробки  аппликацией из цветной бумаги.

1

Изготовление коробки с бортами, соединенными встык.

1

Украшение коробки  аппликацией из цветной бумаги.

1

Строчка прямого стежка в два приема.

1

Строчка косого стежка «Крестик».

1

Технология изготовления закладки. Вышивка прямым швом.

1

Украшение закладки вышивкой крестом.

1

Изготовление матрешки из конусов. Заготовка конусов.

1

Изготовление передника с вышивкой рисунка косыми и прямыми стежками.

1

Сборка матрешки.

1

Изготовление из бумаги собаки.

1

Изготовление ушей, усов, хвоста, ошейника.

1

Сборка собаки.

1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА                    

 по чтению и развитию речи

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе учебной программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида:  Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2011 г.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует авторской программе «Русский язык» В.В.Воронковой, но проведено своё распределение часов по темам с нагрузкой  часа в неделю.

Основной целью обучения чтению является  научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

Как результат этого, данная программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:

- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;

- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного;

- воспитание нравственных качеств, развитие познавательных интересов, расширение их кругозора.

Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:

З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева. Чтение. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 7-е издание. - М.: Просвещение, 2009

Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 132 часов в год, 4 часа в неделю.

Первая четверть – 33 часа;

Вторая четверть – 28 часов;

Третья четверть – 42 часов;

Четвёртая четверть – 29 час.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

· осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

·    трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

·  отвечать на вопросы по прочитанному;

·  высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

·  пересказывать содержание прочитанного;

·  устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

·         наизусть 5—8 стихотворений.

Содержание программного учебного предмета

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

 Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

№п/п              

Содержание программы

         Количество часов

1 четверть (44)

«Здравствуй, школа!»

14

«Люби все живое»

13

« Учимся трудиться»

12

« Славная осень»

5

2 четверть  (35)

« Славная осень»

11

« Что такое хорошо..»

24

3 четверть (50)

« Народные сказки»

14

« Вот пришли морозы и зима   настала»

23

« Смешные истории»

12

4 четверть   (41)

« Весна в окно стучится»

25

« Лето красное идёт…»

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

I четверть

С. Михалков. Важный день.

1

Р. Сеф. Учись читать!

1

Т. Чинарева . Здравствуйте!

1

В. Берестов. Где право, где лево.

1

В. Драгунский. Что любит Мишка. 1 часть.

1

В. Драгунский. Что любит Мишка. 2 часть.

1

В. Драгунский. Что любит Мишка. 3 часть.

1

«Мой любимый рассказ В.Драгунского».

1

О. Григорьев. Кто прав?

1

М.Коршунов. Петя и его жизнь.

1

Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»

1

Л.Толстой.  Котенок.

1

В.Орлов.  Ученый кот.

1

М.Пришвин.  Ребята и утята.

1

В.Бианки.  Ёж-спаситель.

1

Р.Фраерман. Мальчик в лесу.

1

В.Сухомлинский. Пусть будут и соловей и жук.

1

В.Орлов. Родное.

1

Чтение наизусть В.Орлов. Родное. Обобщающий урок по теме «Люби все живое».

1

С.Михалков. «Важные дела».

1

М.Пожаров. «Мои работники».

1

По Е. Пермяку. «Смородинка».

1

Пересказ По Е. Пермяку. «Смородинка».

1

По О.Донченко. «Теленок».

1

Дж. Родари. Какого цвета ремесла?

1

Дж. Родари. Чем пахнут ремесла?

1

Украинская сказка. Колосок ч.1,2

1

Украинская сказка. Колосок ч.3,4

1

Е.Трутнева. Осень.

1

И.Соколов-Микитов. Улетают журавли.

1

В.Катаев. Грибы.

1

А.Прокофьев. В лес по грибы.

1

Н.Сладков. Эхо.

1

2 четверть

Составление рассказа по рисунку и вопросам. Придумывание заглавия.

1

Е.Григорьева. Рябиновая скороговорка.

М. Бородицкая. Сентябрьская скороговорка.

1

Н. Грибачев. Рыжие листья.(1ч)

1

Н. Грибачев. Рыжие листья.(2ч)

1

Н. Грибачев. Рыжие листья.(3ч)

1

Н. Грибачев. Рыжие листья.(4ч)

1

 Н. Грибачев «Рыжие листья».(5ч)

1

К.Бальмонт. Осень.

1

А.Фет. Ласточки пропали…

1

А.Плещеев. Осень наступила…

1

Чтение наизусть А.Плещеев.  Осень наступила.                                                  Н.Некрасов. Железная дорога.

1

Чтение наизусть Н.Некрасов. Железная дорога.   Обобщающий урок по теме «Славная осень».

1

Внеклассное чтение «Стихи об осени».

1

М. Басина. Удивительная веревка.

1

А. Барто. Уехали.

1

К.Киршина. Вот какая история.

1

Л.Воронкова. Что сказала бы мама?

1

По Я.Пинясову. Кем быть и кем не быть?

1

По Н.Носову. Огурцы.

1

В.Осеева. Волшебное слово.

1

Е.Пермяк. Бумажный змей.

1

А.Котовщикова. Как же так получилось?

1

Л.Пантелеев. Трус.

1

По Л.Пантелееву. Честное слово.

1

Р.Сеф. Мальчики и девочки…

1

Чтение наизусть Р.Сеф. Мальчики и девочки… К.Чуковский. Мойдодыр.(1ч)

1

Чтение отрывка наизусть. К.Чуковский. Мойдодыр.(2ч)

1

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо…».

1

3 четверть

Русская сказка «Лиса и журавль».1

1

Пересказ сказки «Лиса и журавль».

1

Русская сказка «Заяц-хвастун».

1

Пересказ русской сказки  «Заяц-хвастун».

1

Мордовская сказка «Как мужик волка спас».

1

Ненецкая сказка «Кукушка».

1

Пересказ ненецкой  сказки «Кукушка».

1

Русская сказка « Про бурого мишку и мышку-вертушку».

1

Пересказ русской сказки « Про бурого мишку и мышку-вертушку».

1

Русская сказка «Хаврошечка» 1,2ч

1

Русская сказка «Хаврошечка» 3,4ч.

1

Обобщающий урок по теме «Народные сказки».

1

Внеклассное чтение «Мои любимые сказки».

1

И.Суриков. Зима.

1

Чтение наизусть стихотворения И.Сурикова Зима. А.Чехов. Первый снег.

1

В.Берестов. Гололедица.

1

В.Орлов. Никто не обижается.

1

Н.Сладков. Воробьиный термометр.

1

Н.Носов. На горке.

1

Д.Мамин-Сибиряк. Река стала.

1

А.Пушкин. Зимнее утро.

1

Чтение наизусть стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро».

Сказка «Проказы старухи зимы».

1

Пересказ сказки «Проказы старухи зимы».

1

В.Лебедев-Кумач. Здравствуй, елка!

1

Е.Пермяк. Знакомые следы.

1

Пересказ Е.Пермяк. Знакомые следы.

1

В.Бианки. Из «Лесной газеты».

1

По В.Одоевскому. В гостях у Дедушки Мороза.

1

По Г.Скребицкому. Дружба.

1

А.Барков. Кот в сапогах.

1

Г.Ладонщиков. Наши друзья.

1

По К.Ушинскому. Четыре желания.

1

Обобщающий урок по теме «Вот пришли морозы – и зима настала…»

1

Внеклассное чтение «Зимние забавы детей».

1

Русская сказка «Пых».

1

К.Чуковский. Путаница.

1

Н.Носов. Живая шляпа.

1

Б.Заходер. Хрюк на елке.

1

По Н.Носову. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».

1

Обобщающий урок по теме «Смешные истории».

1

Ф.Тютчев. Зима недаром злится…

1

Чтение наизусть стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»,  К. Паустовский. Стальное колечко.

1

4 четверть

А. Плещеев. Весна

1

Э.Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце (сказка)

1

С. Михалков. А что у вас?

1

По Б. Емельянову «Мамины руки» ч.1

1

Н.Артюхова. Большая береза. Ч.1

1

Я.Колас. Песня о весне.

1

По В. Бианки. Последняя льдина.

1

В.Орлов. Что случилось?

1

М.Матусовский. Скворцы прилетели.

1

Чтение наизусть стихотворения М.Матусовский. Скворцы прилетели. А.Барков. Голубой апрель.

1

А. Барков. Берёзкины слёзы.

1

А. Барков. Солнечный огонёк.

1

А. Барков. Комариный бал

1

Г.Ладонщиков. Дождик, лей веселей!

1

В.Драгунский. И мы.

1

Н.Михайлова. Май.

1

В.Орлов. Когда на планете хозяева дети

1

Е.Олейник. Полюшко-поле.

1

С.Михалков. Спать легли однажды дети…

1

Обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится…».

1

В.Фетисов. Что такое лето?

1

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные!

1

Чтение наизусть стихотворения А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные!  И.Соколов-Микитов. Лето в лесу.

1

И.Соколов-Микитов. Лето в лесу (пересказ)

1

Л.Толстой. Гроза в лесу.

1

По В.Бианки. Купание медвежат.

1

Л.Толстой. Акула.

1

По С.Полетаеву. Секретное слово.

1

М. Ивенсен «Вот и лето подоспело»

1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                     по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Пояснительная записка.

      Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 3 класса специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы 8 вида составлена на основе авторской программы «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы» В.В.Воронковой под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение»,  2009 год и учебника «Живой мир» Авторы: Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О. Куртова «Просвещение». 2013 г.

      В 3 классе согласно программе В.В.Воронковой на изучение материала отводится 2 часа в неделю, т.е. 68 часов  в год, что соответствует учебному плану.

     Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с проблемами в развитии. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в развитии.

     Целью занятий является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

     У школьников формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире.

     Обучение способности видеть. Сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно – следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

     Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учеников.

     На экскурсиях дети знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, школьники учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

     Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов и их частей;
  • обобщающие названия изученных групп предметов.

1 четверть – 17часов

2 четверть – 14часов

З четверть – 21часов

4 четверть – 15часов

Всего – 67 часов

Тема урока.

Количество уроков.

Повторение

4

Сезонные изменения

23

Растения

13

Неживая природа

7

Животные

14

Человек

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема урока.

Кол-во

часов

1 четверть

Я и природа

1

Экскурсия «Золотая осень»

1

Времена года.

1

Осень.

1

Растения осенью.

1

Животные осенью.

1

Занятия людей осенью.

1

Живая природа.

1

Растения.

1

Сравнение растений

1

Части растений.

1

Корни

1

Стебли

1

Листья

1

Цветы

1

Лекарственные растения

1

Сезонные изменения

1

2 четверть

Зима

1

Растения зимой

1

Животные зимой

1

Занятия людей зимой

1

Неживая природа. Солнце в разные времена года.

1

Восход и закат солнца

1

Календарь

1

Воздух

1

Значение воздуха

1

Термометр

1

Ветер

1

Направление ветра

1

Экскурсия «Зимняя сказка»

1

Итоговое занятие по пройденному материалу

1

3 четверть

Весна

1

Растения весной

1

Животные весной

1

Занятия людей весной

1

Сельскохозяйственные работы весной.

1

Растения сада

1

Лес

1

Плоды и семена

1

Лесные ягоды

1

Грибы

1

Грибы не ядовитые,съедобные

1

Травы

1

Травы

Животные

1

Дикие животные

1

Лось

1

Кабан

1

Заяц

1

Домашние животные. Корова

1

Свинья

1

Кролики

1

4 четверть

Сравнение диких и домашних животных

1

Птицы

1

Перелетные птицы

1

Зимующие птицы

1

Хищные птицы

1

Лето

1

Растения летом

1

Животные летом

1

Сельскохозяйственная деятельность человека

1

Человек. Дыхание человека

1

Кровь

1

Сердце

1

Пульс

1

Окружающая среда и здоровье человека

1

Питание человека

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год

Рабочие программы на 2016 - 2017 уч. год для 1 класса "Школа России"...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год...

Рабочие программы на 2016-2017 уч. год.

Рабочие программы для 4 класса по УМК "Перспектива" разработаны споследними изменениями по ФГОС...

Рабочие программы на 2016-2017 уч.год

Рабочие программы по предметам: ИЗО, математика, русский язык, литературное чтение, технология и окружающий мир....

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"...

Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова

Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО для 2 класса по системе Занкова со встроенными подпрограммами...

Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для 1 класса. Программа включает в себя пояснительную записку и примерное планирование....