Рабочая программа на 2016-2017 учебный год по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Потоцкая Анастасия Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана для 1 класса. Программа включает в себя пояснительную записку и примерное планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                       «Согласовано»                                «Утверждаю»

На заседании МО                      Зам. директора по УВР                Директор МОУ СОШ №8

Протокол №1                              ____________________                ______________________

От                                      Каплина И.И.                        Лаптева О.В.

Руководитель МО        

________________

Гончарова Е.А.

Рабочая программа

на 2016-2017 учебный год

по внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка»

1 класс

Рабочую программу составила

учитель начальных классов

Потоцкая А.С.

г. Комсомольск-на-Амуре

Пояснительная записка

Количество часов на изучение программы            33

Количество часов в неделю                                      1

Рабочая программа по дополнительному занятию «Волшебная кисточка» создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • учебного плана МОУСОШ №8 на 2012-2013 учебный год;
  • планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественно-эстетического творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».  Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через фантазирование, сочинительство. Все это может дать изобразительная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно художественная деятельность, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский).

Изобразительное искусство открывает ребенку «мир прекрасного». Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника. Эмоционально-чувственное восприятие действительности, художественное творчество - самые благополучные факторы в нравственно-этическом воспитании. Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.

Использование данной программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Данная программа составлена на основе учебно-методического пособия Людвирг-Кайзер У. «Мои первые уроки рисования». – СПб.: Питер, 2011.

Направление дополнительного занятия «Волшебная кисточка» – художественно-эстетическое.

Программа данного дополнительного занятия представляет систему занятий художественным творчеством для учащихся 1 класса   Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Цели и задачи.

Сверхзадача представляемой модели развития художественно-эстетических способностей средствами изобразительного искусства заключается в том, чтобы сформировать эмоционально-образный, художественный тип мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели  кружка:

  • формирование художественной культуры ребенка как неотъемлемой части культуры духовной;
  • воспитание эстетических чувств, интереса к художественному творчеству; обогащение

нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности  к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества  в художественной деятельности;
  • овладение элементарной художественной  грамотой; формирование художественного кругозора  и приобретение опыта работы в различных  видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются  в конкретных задачах:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности  видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
  • организация и систематическое развитие художественно-творческой деятельности ребенка;
  • овладение знаниями элементарных основ рисунка: формирование навыков рисования с натура, по памяти, по представлению;
  • развитие художественных способностей ребенка, его воображения, пространственных представлений, творческой активности;
  • повышение уровня художественной образованности – расширение круга знаний об искусстве, развитие умений и навыков художественной деятельности, художественно-образного восприятия;
  • воспитание интереса и любви к искусству; формирование художественно-творческой активности ребенка.

Содержание, формы и методы.

  Основные содержательные  линии кружка «Волшебная кисточка» представлены следующими содержательными блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного творчества:  

  • «А знаешь ли ты, что…»;
  • «Основы композиции»;
  • «Жанр»;
  • «Рисуем персонаж»;
  • «Художник и краски».

В первом разделе дети знакомятся с историей рисунка, жанрами художественных работ;  учатся работать с цветом и распознавать теплые и холодные цвета; узнают о бликах и рефлексах, о композиции и сюжете, о текстуре и орнаменте, о линии и штриховке, о том, какие бывают основные фигуры, и как с их помощью рисовать простые вещи.

Во втором разделе дети знакомятся с понятием «перспектива», учатся различать и сопоставлять большие и маленькие предметы, узнают о секретах тени и ее форме, а также о законах природы и симметрии в природе.

В третьем разделе дети знакомятся с основными жанрами и видами произведений изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.).

В четвертом разделе дети знакомятся с особенностями рисования персонажа и рассматривают особенности фигуры, действия, одежды, учатся соблюдать пропорции, различать эмоции и мимику.

В пятом разделе дети знакомятся с особенностями техники работы карандашом, цветными карандашами, акварелью, пастелью, акрилом.

В каждый блок включены темы, направленные на решение вышепоставленных задач, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности.

На занятиях кружка используются  различные формы: игры, викторины, творческая  и художественная мастерская,  составление ребусов, сочинение загадок и др. Таким образом, подобранные формы занятия отражают межпредметные связи. На занятия используются различные формы организации и выполнения работы: групповая (по два, по четыре человека), индивидуальная, коллективная.   В процессе занятия    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них:

  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие и совершенствование воображения;
  • развитие логического мышления.

Основные принципы организации работы во время проведения занятий на кружке «Волшебная кисточка»:

  1. принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
  2. принцип целостности
  3. принцип личностно-деятельностного подхода
  4. принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

5. системность: задания располагаются в определенном порядке;

6. принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

7.  увеличение объема материала;

8.  наращивание темпа выполнения заданий;

9.  смена разных видов деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения материала «Волшебная кисточка»

     Личностные:

  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность  к эстетической оценке произведений искусств, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания  в собственной художественно-творческой деятельности.

     Метапредметные:

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование  мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

     Предметные:

  • в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений  о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере -  умения различать  и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и

         свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих

ценностей, выраженных  в главных темах искусства, и отражение их в  собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса  к художественным традициям своего народа и других народов;

  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

К концу года обучающие научатся:

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению);
  • использовать художественные материалы (карандаш, цветные карандаши, акварель, бумага, пастель, акрил);
  • различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Обучающиеся должны знать:

  • названия цветов и оттенков, три основных цвета;
  • правило смешения красок и получения составных цветов;
  • начальные сведения о графике, живописи;
  • особенности композиции;
  • секреты тени и ее формы;
  • законы природы;
  • технику работы с карандашом, цветными карандашами, акварелью, пастелью, акрилом.

Обучающиеся должны  уметь:

  • правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;
  • свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;
  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от характера изображаемого;
  • стараться правильно передавать форму, пропорции, положение предметов;
  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в тематических рисунках пространство;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного миров, геометрических форм.

Получат возможность научиться:

  • целеполаганию – постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
  • прогнозированию – предвосхищению результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • осознанному произвольному построению речевого высказывания в устной  форме;
  • извлечению необходимой информации из прослушанных текстов;
  • постановке и формулированию проблемы;
  • установлению причинно-следственных связей;
  • построению логической цепи рассуждений;
  • планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановке вопросов – инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации;
  • умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Материально-техническое обеспечение  дополнительного занятия «Волшебная кисточка».

Книгопечатная продукция:

1.Методические пособия и книги для учителя.

  • Методические  журналы по искусству.
  • Учебно-наглядные пособия, дидактический материал.
  • Справочные  пособия, энциклопедии по искусству.
  • Альбомы по искусству.
  • Книги о художниках  и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства.
  • Научно-популярная литература по искусству.

Печатные пособия:

  1. Портреты русских и зарубежных художников.
  2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
  3. Таблицы по стилям одежды, предметов быта.
  4. Схемы по правилам рисования  предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  5. Альбомы с демонстрационным материалом.
  6. Дидактический раздаточный материал.

Технические средства обучения:

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Персональный ноутбук.
  3. Образовательные ресурсы (диски).

Учебно-практическое оборудование:

  1. Краски акварельные.
  2. Пастель.
  3. Бумага А4.
  4. Простой карандаш.
  5. Фломастеры.
  6. Акрил.
  7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
  8. Емкости для воды.
  9.   Цветные карандаши.
  10.  Ножницы.
  11.  Палитра.

                          Тематическое планирование.

Класс

Дата

Тема занятия

1 раздел: А знаешь ли ты что…

1

1 «В»

Немного истории

1 «А»

1 «Б»

2

1 «В»

Чем мы рисуем. Карандаши, краски и бумага.

1 «А»

1 «Б»

3

1 «В»

Работа с цветом. Теплые и холодные цвета.

1 «А»

1 «Б»

4

1 «В»

Блики и рефлексы.

1 «А»

1 «Б»

5

1 «В»

Композиция и сюжет.

1 «А»

1 «Б»

6

1 «В»

Текстура и орнамент.

1 «А»

1 «Б»

7

1 «В»

Линии. Штриховка.

1 «А»

1 «Б»

8

1 «В»

Какие бывают основные фигуры. Как с помощью основных фигур рисовать простые вещи.

1 «А»

1 «Б»

2 Раздел: Основы композиции.

9

1 «В»

Перспектива.

1 «А»

1 «Б»

10

1 «В»

Большие и маленькие.

1 «А»

1 «Б»

11

1 «В»

Свет и тень.

1 «А»

1 «Б»

12

1 «В»

Тень и ее форма. Секреты тени.

1 «А»

1 «Б»

13

1 «В»

Законы природы. Симметрия в природе.

1 «А»

1 «Б»

3 Раздел: Жанр.

14

1 «В»

Натюрморт.

1 «А»

1 «Б»

15

1 «В»

Портрет.

1 «А»

1 «Б»

16

1 «В»

Пейзаж.

1 «А»

1 «Б»

4 Раздел: Рисуем персонаж.

17

1 «В»

Фигура.

1 «А»

1 «Б»

18

1 «В»

Пропорции.

1 «А»

1 «Б»

19

1 «В»

Источник света.

1 «А»

1 «Б»

20

1 «В»

Действие персонажа.

1 «А»

1 «Б»

21

1 «В»

Эмоции и мимика.

1 «А»

1 «Б»

22

1 «В»

Одежда.

1 «А»

1 «Б»

23

1 «В»

Необычные персонажи.

1 «А»

1 «Б»

5 Раздел: Художник и краски.

24

1 «В»

Бумага и карандаш. Техника работы карандашом.

1 «А»

1 «Б»

25

1 «В»

Рисуем животных простым карандашом.

1 «А»

1 «Б»

26

1 «В»

Цветные карандаши. Техника работы цветными карандашами.

1 «А»

1 «Б»

27

1 «В»

Рисуем бабочек цветными карандашами.

1 «А»

1 «Б»

28

1 «В»

Акварель и кисть. Техника работы акварелью.

1 «А»

1 «Б»

29

1 «В»

Рисуем цветы акварелью.

1 «А»

1 «Б»

30

1 «В»

Пастель. Техника работы пастелью.

1 «А»

1 «Б»

31

1 «В»

Рисуем птиц пастелью.

1 «А»

1 «Б»

32

1 «В»

Гуашь. Техника работы гуашью.

1 «Б»

33

1 «В»

Рисуем зверей гуашью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Волшебная кисточка" 1 класс

Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается  как одна из ступеней  эстетического воспитания и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в лицее. Да...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА" 2 класс ( общекультурное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "ВОЛШЕБНАЯ  КИСТОЧКА"  2 класс ( общекультурное направление)...