Рабочие программы на 2016-2017 учебный год. 2 класс. Система Занкова
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочие программы по русскому языку и по ИЗО со встроенными подпрограммами "Мир деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 2 класс Система Занкова | 60.26 КБ |
Встроенная подпрорамма "Мир деятельности" | 30.57 КБ |
Рабочая прорамма по ИЗО 2 класс | 26.9 КБ |
Встроенная подпрограмма "МИр деятельности". 2 класс | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
На предмет «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов.
(5 часов в неделю, 34 учебные недели).
I. Содержание учебного предмета.
Предложение.
Выделение слов в предложении, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Синонимы и антонимы.
Слово.
Наблюдение внутреннего единства слова – его значения, грамматических признаков и звуков/букв.
Гласные и согласные.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки, их отличие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударный и безударный слог. Правила постановки ударения в словах. Изменение значения слов от ударения. Разноместное ударение.
Ударные и безударные слоги.
Деление слов на слоги. Ударный и безударный слог. Правила постановки ударения в словах. Изменение значения слов от ударения. Разноместное ударение.
Перенос слов.
Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов с ь й в середине.
Имена собственные.
Имена, отчества и фамилии. Профессии людей. Клички животных. Географические названия.
Твердые и мягкие звуки.
Твердые и мягкие согласные. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Правописание ь в середине слова. Звуковое значение букв е, е, ю, я. Обозначение йотированными буквами двух звуков. Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков и мягкости согласного. Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков и одного звука.
Разделительные ъ и ь знаки.
Разделительные ь и ъ. Образование слов с ъ при помощи приставок. Правописание слов с разделительными ь и ъ.
Слова с ча-ща, жи-ши, чу-щу, чк, чн, щн.
Шипящие согласные ж и ш. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Текст.
Связь предложений в тексте по смыслу. Деление текста на предложения. Абзац. Красная строка. Диалог.
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения (предложения по цели высказывания).
Виды предложений по цели высказывания. Побудительные, вопросительные предложения. Восклицательные предложения.
Части речи. Имя существительное.
Имя существительное. Общее понятие. Собственные и нарицательные имена существительные.
Число имен существительных.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных.
Род имен существительных. Распознавание рода имен существительных.
Глагол.
Глагол. Общее понятие. Распознавание глагола по вопросам. Распознавание глаголов в речи. Изменение глаголов по числам.
Звонкие и глухие согласные.
Распознавание звонких и глухих согласных.
Парные согласные звуки.
Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п]. Согласные звуки [б], [п], [д], [т]. Правописание слов с парными согласными на конце слов.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное. Значение имен прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имен прилагательных по родам и числам. Составление словосочетаний по схеме прилагательное + существительное. Согласные звуки [г], [к], согласные звуки [ж], [ш], согласные звуки [в],[ф]. Упражнения в правописании согласных на конце слов.
Изменение имен прилагательных по родам.
Изменение имен прилагательных по родам. Родовые окончания имен прилагательных. Определение рода имен прилагательных.
Изменение имен прилагательных по числам.
Изменение имен прилагательных по числам.
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Корень слова. Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Упражнения в распознавании однокоренных слов. Определение корня в слове.
Предлоги.
Предлоги. Роль предлогов в речи. Упражнения в правописании предлогов со словами.
Изменение имен существительных по вопросам.
Изменение имен существительных по вопросам.
Настоящее и прошедшее время глагола.
Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее. Образование настоящего и прошедшего времени глаголов. Упражнения в образовании и определении времени глаголов.
Безударные гласные в корне слова.
Ударные и безударные гласные в корне. Определение ударного и безударного слога в словах. Проверка безударного гласного в корне слова. Упражнения в подборе проверочных слов с безударными гласными.
Будущее время глагола.
Будущее сложное время глагола. Образование будущего времени глагола. Определение числа и времени глагола.
Речь.
Что такое речь. Главная тема и идея текста. Типы речи: разговорная, деловая, научная. Научно-деловое и художественное описание в тексте. Диалог и монолог. Тема текста. Составление плана текста. Речь-описание. Секреты речи. Образное сравнение в загадке. Синонимы и антонимы в пословицах. Составление плана текста.
III. Календарно-тематическое планирование (170 часов)
№ | Тема | Кол-во | Аудит | Внеауд | |||||
1 | Предложение. Выделение в предложении слов, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится. Упр. 1-4 | 1 | 1 | ||||||
2 | Подлежащее и сказуемое – основа предложения. Упр. 5-9 | 1 | 1 | ||||||
3 | Связь между словами в предложении. Упр. 10-12 | 1 | 1 | ||||||
4 | Второстепенные члены предложения. Упр. 13-16 | 1 | 1 | ||||||
5(1) | Синонимы и антонимы. Урок- путешествие | 1 | 1 | ||||||
6 | Входной диктант. | 1 | 1 | ||||||
7 | Работа над ошибками | 1 | 1 | ||||||
8 | Слово. Звуки и буквы и их различие. Упр. 20-22 | 1 | 1 | ||||||
9 | Гласные и согласные звуки, их отличие. Упр. 23-24 | 1 | 1 | ||||||
10(2) | Алфавит. Алфавитное название букв. Игра. | 1 | 1 | ||||||
11-12 | Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Упр.31-37 | 2 | 2 | ||||||
13 14(3) | Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Час занимательной грамматики- (межпредметное пересечение) | 1 | 1 | ||||||
15 | Ударный и безударный слог. Упр. 47-51 | 1 | 1 | ||||||
16 | Правила постановки ударения в словах. Упр.52-55 | 1 | 1 | ||||||
17 | Изменение значения слов от ударения. Р/р. Работа с пословицами и поговорками. Упр. 56-61 | 1 | 1 | ||||||
18 | Количество слогов в слове. Разноместное ударение. Упр. 62-64 | 1 | 1 | ||||||
19(4) 20 | Перенос слов по слогам. Путешествие Упражнение в переносе слов с ь и й в середине. Упр. 65-75 | 1 | 1 | ||||||
21-22 | Имена собственные. Имена, отчества и фамилии. Профессии людей. Упр. 76-85 | 2 | 2 | ||||||
23(5) | Работа с деформированным текстом. Мы исследуем и исправим. Игра. | 1 | 1 | ||||||
24 | Анализ работы по развитию речи. Имена собственные: имя, отчество, фамилия. Упр. 86-91 | 1 | 1 | ||||||
25-26 | Имена собственные: клички животных, географические названия. Упр. 92-101 | 2 | 2 | ||||||
27(6) | Имена собственные. Географические названия. Игра. Обобщение материала. | 1 | 1 | ||||||
28 | Контрольный диктант по теме «Имена собственные». | 1 | 1 | ||||||
29 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||||||
30 | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, ю, я, и. Упр.107-108 | 1 | 1 | ||||||
31-32 | Мягкий знак в конце слова. Упр. 109-115 | 2 | 2 | ||||||
33 34(7) | Мягкий знак в середине слова. Правописание ь в середине и в конце слова (Конкурс знатоков). | 1 | 1 | ||||||
35-36 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение йотированными буквами два звука. Упр. 122-128 | 2 | 2 | ||||||
37(8) | Звуковое значение букв е, ё ,ю,я. (Практикум) | 1 | 1 | ||||||
38 | Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягкости согласного. Упр. 136-146 | 2 | 2 | ||||||
39-40(9,10) | Что такое исследовательская работа? Знакомство. Выявление гипотезы. Разделительные Ъ и Ь знаки. Что разделяют ь и ъ. | 2 | 2 | ||||||
41 | Образование слов с ъ при помощи приставок. Упр. 150-158 | 1 | 1 | ||||||
42 | Шипящие согласные ж, ш. Правописание сочетаний жи-ши. Упр. 159-166 | 1 | 1 | ||||||
43 | Шипящие согласные ч, щ. Правописание сочетаний чу-щу, ча-ща. Упр. 167-171 | 1 | 1 | ||||||
44(11) | Игра. («1 час с шипящими»).Правописание сочетаний чк, чн, нщ. | 1 | 1 | ||||||
45 | Шипящие согласные. Обобщение. Упр. 177-181 Словарный диктант | 1 | 1 | ||||||
46 | Контрольный диктант по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». | 1 | 1 | ||||||
47 | Работа над ошибками. | 1 | 1 | ||||||
48 | Текст. Связь предложений в тексте по смыслу. Упр. 182-185 | 1 | 1 | ||||||
49 | Деление текста на предложения. Упр. 186-187 | 1 | 1 | ||||||
50 | Монолог. Упр. 188-189 | 1 | 1 | ||||||
51 | Абзац. Красная строка. Упр. 190-191 | 1 | 1 | ||||||
52 | Диалог. Упр. 192-193 | 1 | 1 | ||||||
53(12) | Обучающее сочинение по серии картинок на тему «Почему огурцы бывают с пупырышками». Урок- исследование. | 1 | 1 | ||||||
54 | Анализ сочинения. Виды предложения по цели высказывания. Упр. 195-197 | 1 | 1 | ||||||
55 | Побудительные, вопросительные предложения. Упр. 198-199 | 1 | 1 | ||||||
56 | Контрольное списывание текста | 1 | 1 | ||||||
57 | Восклицательные предложения. Упр. 200-204 | 1 | 1 | ||||||
58 | Проверочная работа по теме «Предложения». | 1 | 1 | ||||||
59 | Анализ контрольной работы. Имя существительное. Общее понятие. Упр. 205-209 | 1 | 1 | ||||||
60 | Имена существительные: собственные и нарицательные. Упр. 210-211 | 1 | 1 | ||||||
61(13) | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Конкурс) | 1 | 1 | ||||||
62-63 | Имена существительные: собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Упр. 221-223 | 2 | 2 | ||||||
64(14) | Число имен существительных. Викторина Упр. 224-229 | 1 | 1 | ||||||
65-66 | Изменение имен существительных по числам. Упр. 230-236 | 2 | 2 | ||||||
67 | Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту | 1 | 1 | ||||||
68 | Анализ изложения. Род имен существительных. Упр. 237-239 | 1 | 1 | ||||||
69 | Распознавание рода имен существительных. Упр. 240-241 | 1 | 1 | ||||||
70(15) | Обучающее сочинение «О чем шепчутся снежинки?»Игра- сказка | 1 | 1 | ||||||
71 | Глагол. Общее понятие. Упр. 1-4 | 1 | 1 | ||||||
72 | Распознавание глаголов по вопросам. Упр. 5, 15, | 1 | 1 | ||||||
73-74 | Распознавание глаголов в речи. Упр. 7-14 | 2 | 2 | ||||||
75(16) | Изменен ие глаголов по числам. Час занимательной грамматики(межпредметное пересечение) | 1 | 1 | ||||||
76(17) 77- 78 | Распознавание звонких и глухих согласных.(КВН) Парные и непарные согласные | 1 2 | 2 | 1 | |||||
79-81 | Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п], [д], [т]. Упр. 26-35 | 3 | 3 | ||||||
82-83 | Правописание слов с парными согласными на конце. № 36-43 Словарный диктант | 2 | 2 | ||||||
84 | Контрольный диктант по теме «Парные и глухие согласные». | 1 | 1 | ||||||
85 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 1 | ||||||
86 | Имя прилагательное. Значение имен прилагательных. Упр. 44-46 | 1 | 1 | ||||||
87 | Связь имени прилагательного с именем существительным. Упр. 47-48 | 1 | 1 | ||||||
88 | Наблюдение над изменением имен прилагательных по родам и числам. Упр. 49-57 | 1 | 1 | ||||||
89 | Согласование имен прилагательных с именами существительными. Упр. 58-61 | 1 | 1 | ||||||
90 | Обучающее сочинение-миниатюра на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | 1 | ||||||
91 | Анализ сочинения. Прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Упр. 62-66 | 1 | 1 | ||||||
92 | Составление словосочетаний по схеме прилагательное + существительное. Проверочная работа. Упр. 67-68 | 1 | 1 | ||||||
93(18) | Согласные звуки [г], [к]. Исследуем в сравнении. | 1 | 1 | ||||||
94 | Согласные звуки [ж], [ш], [з], [с]. Упр. 75-77 | 1 | 1 | ||||||
95(19) | Согласные звуки [в], [ф]. Исследуем в сравнении. | 1 | 1 | ||||||
96 | Упражнение в правописании парных согласных на конце слова. Упр. 84-86 Словарный диктант | 1 | 1 | ||||||
97 | Изменение имен прилагательных по родам. Родовые окончания имен прилагательных. Упр. 87-90 | 1 | 1 | ||||||
98-99 | Определение рода имен прилагательных, родовые окончания прилагательных. Упр. 91-98 | 2 | 2 | ||||||
100(20) | Турнир смекалистых «Прилагательное» | 1 | 1 | ||||||
101 | Изменение имен прилагательных по числам. Упр. 99-105 | 1 | 1 | ||||||
102 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | 1 | 1 | ||||||
103 | Анализ контрольной работы. Корень слова. Однокоренные слова. Упр. 106-108 | ||||||||
104(21) | Однокоренные слова(Игра- сказка) | 1 | 1 | ||||||
105-106 | Упражнение в распознавании однокоренных слов. Упр. 114-120 Словарный диктант | 2 | 2 | ||||||
107 | Определение корня в слове. Проверочная работа. Упр. 121-122 | 1 | 1 | ||||||
108(22) | Предлоги. Роль предлогов в речи. Исследование. | 1 | 1 | ||||||
109-110 | Упражнение в правописании предлогов со словами. Упр. 126-129 | 2 | 2 | ||||||
111 | Контрольный диктант по теме «Предлоги». | 1 | 1 | ||||||
112 | Анализ диктанта. Изменение имен существительных по вопросам. Упр. 130-132 | 1 | 1 | ||||||
113 (23) 114 | Изменение имен существительных по вопросам (практикум) Выполнение упражнений | 1 | 1 | ||||||
115 | Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее. Упр. 142-144 | 1 | 1 | ||||||
116 | Контрольное списывание с заданием | 1 | 1 | ||||||
117 | Анализ контрольного списывания. Упражнение в определении времени глагола. Упр. 145-147 | 1 | 1 | ||||||
118 (24) | Настоящее и прошедшее(Игра- соревнование) | 1 | 1 | ||||||
119-121 | Упражнение в образовании и определении времени глагола. Упр.153-165 Словарный диктант | 2 | 2 | ||||||
122 (25) | Обобщение знаний(Конкурс знатоков) | 1 | 1 | ||||||
123 | Обучающее изложение по тексту, воспринимаемому на слух, по коллективно составленному плану | 1 | 1 | ||||||
124 | Анализ изложения. Упражнение в образовании и определении времени глагола. Упр. 166-167 | 1 | 1 | ||||||
125 | Ударные и безударные в корне. № 168-169 | 1 | 1 | ||||||
126 | Определение ударного и безударного слога в словах. Упр. 170-173 | 1 | 1 | ||||||
127 | Проверка безударного гласного в корне. Упр. 174-177 | 1 | 1 | ||||||
128-129 (26-27) | Проверочные слова с безударными гласными(практикум – 2 ч) | 2 | 2 | ||||||
130-131 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Упр. 186-189 | 2 | 2 | ||||||
132-134 | Упражнение в подборе проверочных слов с безударными гласными. Упр. 190-198 | 2 | 2 | ||||||
135 | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова». | 1 | 1 | ||||||
136 | Анализ контрольного диктанта. Будущее сложное время глагола. Упр.199-202 | 1 | 1 | ||||||
137 | Образование будущего времени глагола. Упр. 203-206 | 1 | 1 | ||||||
138 (28) | Обучающее изложение по коллективно составленному плану | 1 | 1 | 1 | |||||
139-141 | Анализ изложения. Упражнение в определении времен глаголов. Упр. 207-211 | 2 | 2 | ||||||
142 | Определение числа и времени глагола. Упр. 212-214 | 1 | 1 | ||||||
143-144 | Определение числа и времени глагола. Упр. 215-220 Словарный диктант | 2 | 2 | ||||||
145 | Что такое речь. Упр. 221-222 | 1 | 1 | ||||||
146 | Речь. Главная тема и идея текста. Упр. 223-224 | 1 | 1 | ||||||
147 (29) | Типы речи: разговорная, деловая, научная. Телепередача. | 1 | 1 | 1 | |||||
148 | Научно-деловое и художественное описание в тексте. Упр. 228 | 1 | 1 | ||||||
149 | Диалог и монолог. Упр. 229-230 | 1 | 1 | ||||||
150 | Годовой итоговый контрольный диктант | 1 | 1 | ||||||
151 | Анализ контрольного диктанта | 1 | 1 | ||||||
152 | Р/р. Работа с текстом. Составление плана. Упр. 231 | 1 | 1 | ||||||
153 | Тема текста. Упр. 232-233 Словарный диктант | 1 | 1 | ||||||
154 | Тема текста. Словосочетания. Упр. 234-235 | 1 | 1 | ||||||
155 (30) | Обучающее изложение по коллективно составленному плану | 1 | 1 | ||||||
156 | Анализ изложения. Сравнения в тексте. Упр. 236-239 | 1 | 1 | ||||||
157 | Р/р. Составление плана текста. Упр. 240 | 1 | 1 | ||||||
158 | Р/р. Речь-описание. Упр. 241 | 1 | 1 | ||||||
159-160 (31-32) | Секреты речи. Образное сравнение в загадке. Эпитеты. | 2 | 2 | ||||||
161 | Синонимы и антонимы в пословицах. Упр. 244-245 | 1 | 1 | ||||||
162 | Р/р. Составление плана текста и письмо изложения. Упр. 246 | 1 | 1 | ||||||
163 (33) 164-170 | Сочинение- рассуждение (Экскурсия в библиотеку)1ч -межпредметное пересечение Повторение изученного. Резервные уроки. | 1 | 1 | ||||||
Итого | 170 | 137 | 33 |
IV. Критерии оценки учебной деятельности.
Характеристика цифровой оценки (отметки): «5» - высокий уровень - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» - средний уровень - наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; не- значительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» - ниже среднего уровня - наличие не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушение логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» - низкий уровень - наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. РУССКИЙ ЯЗЫК Ведущие целевые установки изучения русского языка - формирование культуры устной и письменной речи, навыка грамотного письма, развитие лингвистических представлений учащихся. В связи с этим объектами контроля предметных результатов по русскому языку являются грамотность, чистописание, творческие работы, направленные на развитие письменной речи. Критерии оценок контрольных работ, нормативы по регулированию количества слов в диктанте и тексте для списывания, а также вариант периодичности проведения контрольных диктантов и списывания во 2 классе:
Критерии оценок контрольных работ по русскому языку
Отметка | Диктант | Словарный диктант | Списывание | Грамматическое задание |
«5» | Нет ошибок | Без ошибок | За безукоризненно выпол- ненную работу | Без ошибок (или 1 ошибка, или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы 1 до- полнительное задание) |
«4» | Не более 2 ошибок | Допущена 1 ошибка | 1-2 ис- правления или 1 ошибка | 1 ошибка (или 2 ошибки и 2 недочета в основном задании, но верно выполнено дополнительное задание) |
«3» | Не более 5 ошибок | Допущены 2 ошибки | 2-3 ошибки | Не менее половины задания (или полностью основное, но 3 ошибки, или 1-2 недочета, или верно выполнено дополнительное |
«2» | Допущены 5 и более задание) ошибок | Допущены 3-5 ошибок | 4 ошибки и более | Менее половины задания |
Объем диктанта и текста для списывания
1 четв | 2 четв | 3 четв | 4 четв | |
2 класс | 20- 25 слов | 25 - 30 слов | 30 -35 слов | 35 -40 слов |
Объем словарного диктанта
2-й класс - 8-10 слов
V. Формы и средства контроля
Урок 6 Входной диктант по теме «Повторение изученного материала за 1 класс»
В лесу.
Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики.
Грамматические задания:
1. Разделить слова на слоги и для переноса: весело, поют, серые, ёжики.
2. В последнем предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Найти в тексте и выписать слова: в одном – звуков больше, чем букв; в другом слове – букв больше, чем звуков. Указать количество букв и звуков.
Урок 28 Контрольная работа по теме «Имена собственные».
Кто где живет.
Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)
Грамматические задания:
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
2. Слова: Ока, письма, поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.
Урок 45 Словарный диктант.
Язык, сентябрь, берёза, ветер, город, дорога, машина.
II четверть
Урок46 Контрольная работа по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн».
В лесу.
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)
Грамматические задания:
1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.
2. Записать слова с сочетаниями ши, чу, чк.
Урок 70 Словарный диктант.
Тетрадь, карандаш, товарищ, класс, иней, коньки, хорошо, весело.
Урок76 Контрольный диктант по итогам первого полугодия «Имя существительное».
На прогулке.
Весь день идет снег. Друзья Костя и Леша после школы пошли гулять в парк. Дети катались с горки на санках. Илья и Ксюша встали на лыжи. А две Маши пришли на коньках. Но снег все идет и идет. Он засыпает лыжню. (41 слово.)
Грамматические задания:
1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены и определить части речи.
2. Выписать из текста одно слово, в котором букв больше, чем звуков, и другое слово, где букв меньше, чем звуков.
3. Разделить слова для переноса: Илья, гулять, засыпает, друзья.
III четверть
Урок 84 Контрольная работа по теме «Парные и глухие согласные»
Зима в лесу.
Пришла зима. Стоит сильный мороз. Снег укрыл березу и дуб. Толстый лед сковал реку. Ели надели снежные шубы. Пушистый шарф лежит на ветках сосны. Вот сугроб. Там крепко спит медведь.
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть согласные буквы на конце слов, которые нужно проверить.
2. Подобрать три слова на это правило. Записать к ним проверочные слова.
3. Второе предложение разобрать по членам и частям речи.
Урок 62 Словарный диктант.
Красная площадь, Москва, Кремль, праздник, русский, герой, мечта, народ, быстро, скоро.
Урок 102 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Первый день зимы.
Мы пошли на лесные озера. С неба падали одинокие снежинки. Вот маленькое озеро. Вода там прозрачная. Над головой было белое небо. Но вдруг пошли снеговые тучи. Хлопьями повалил густой снег. Зима стала хозяйничать над землей. (38 слов.)
Грамматические задания:
1. Разобрать по членам предложения:
I вариант – третье предложение;
II вариант – седьмое предложение.
Выписать словосочетания (прил. + сущ.). Определить род и число прилагательных и существительных.
2. Подобрать антонимы к словам.
I в а р и а н т – узкий ручей – …
длинная река – …
II в а р и а н т – трусливый мальчик – …
высокий куст – …
Урок 106 Контрольный диктант за III четверть по теме «Однокоренные слова»
Новая школа
За деревней Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов.)
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть в тексте предлоги.
2. Второе предложение разобрать по членам и по частям речи.
3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные на конце слов. Подобрать проверочные слова.
IV четверть
Урок 116 Контрольное списывание по теме «Части речи»
1. Списать, вставляя пропущенные буквы.
В в..сеннем л..су ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему к..ч..ть с..режки у ольхи. Он (под)хватывает пыл..цу. Пыл..ца л..тит по всему л..су. Солнце (о)свещ..ет яркие и пуш..стые цв..ты. Лес пахнет медом. Гудят пчелы и шм..ли. (Про)л..тают первые бабоч..ки. Как все нарядно! (41 слово.)
Грамматические задания:
2. Пятое предложение разобрать по членам и по частям речи.
3. Подчеркнуть глаголы и определить их время.
Урок 107 Словарный диктант.
Корова, молоко, деревня, капуста, лопата, работа, сорока, соловей, воробей, погода, урожай, чучело.
Урок 135 Итоговый контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»
Подружились
Каждый день лесник косил траву на лугах. Он подъезжал на лошади. Старая лошадь стояла в тени и грустила.
На покос приходила девочка из соседней деревни. Она варила еду и приносила лошади. Лошадка ждала Лену. Грустные глаза становились радостными.
Съест весь хлеб и ищет крошки в ладонях губами. Потом кладет голову подружке на плечо и вздыхает.
С л о в а д л я с п р а в о к: плечо, становились, подружке, из соседней, грустные, радостными.
Грамматические задания:
1. Восьмое предложение разобрать по членам и по частям речи.
2. Записать существительное, прилагательное и глагол с корнем -груст-.
3. Подобрать и записать слово, противоположное по значению (антоним): радостный – … .
Урок 144 Тестирование по теме «Глагол»
1. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол – это часть речи.
2) Глагол – это часть слова.
2. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол обозначает предмет.
2) Глагол обозначает действие предмета.
3) Глагол обозначает признак предмета.
3. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол изменяется по числам и временам.
2) Глагол не изменяется по числам и временам.
4. Выбери и подчеркни верное утверждение.
1) Глагол является главным членом предложения.
2) Глагол является второстепенным членом предложения.
5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):
1) петь; 4) певчий;
2) напев; 5) поёт.
3) певец;
6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):
1) стирает;
2) вылезти;
3) заговорят;
4) молчит;
5) вёз.
7. Какое слово в каждой группе является лишним?
1) Говорил, пишите, вязала, висело;
2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;
3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.
8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.
1) По реке плывет баржа.
2) В лесу ребята свернули с тропинки.
3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.
4) Весна наступила.
5) Мы идем по лесу.
9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.
Урок 165 Итоговая комплексная работа.
Диктант
Пришла весна. Журчат ручьи. Стайка воробьев подлетела к дому и клюет хлебные крошки. За воробьями следит рыжий пушистый кот. Но быстрые птички улетели. Митя зовет Барсика домой. (27 слов)
Слова для справок (записываются на доске): прИшла, кроШки, БарсИка, воробьеВ.
Порядок работы. Учитель сначала читает весь текст, затем диктует его по предложениям.
После самостоятельной проверки учениками своей работы они еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.
Инструкция
1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.
2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).
3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).
Грамматические задания
1. Подчеркни волнистой линией имена прилагательные в четвертом предложении.
2. Обведи кружочком предлоги.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование учебного предмета Русский язык 2 класс
№ | Тема | Аудиторная 80 % | Внеаудиторная 33 ч (20 %) | |||
Учимся играя | От игры – к исследованию | От исследования к практике | ||||
1 | Предложение (6 ч) | +Предложения (Путешествие) | ||||
2 | Слово. Звуки и буквы. Их различие. (16 ч) | + Алфавит (Игра) + Деление слов на слоги (Час занимательной грамматики) + Имена собственные. (Игра) + Географические названия (Игра). | ||||
3 | Твердые и мягкие согласные(12 ч) | +Правописание ь в середине и в конце слова (Конкурс знатоков). | + Звуковое значение букв е, ё ,ю,я. (Практикум) | |||
4 | Разделительные Ъ и Ь знаки(4 ч) | Что такое исследовательская работа? Знакомство. Выявление гипотезы.Разделительные Ъ и Ь знаки (2 ч) | ||||
5 | Шипящие согласные ж,ш, ч, щ.(8 ч) | + Игра. («1 час с шипящими»). | ||||
6 | Текст (9 ч) | Попробуй - и у тебя получится! 1 ч | ||||
7 | Имя существительное (16 ч) | + Одуш. и неодуш. им. Сущ(Конкурс) + Число имен сущ(Викторина) + Обучающее сочинение «О чем шепчутся снежинки?»( Игра- сказка). | ||||
8 | Глагол (9 ч). | + Изменение глаголов по числам. (Игра- сказка). + Распознавание звонких и глухих согласных.(КВН) | ||||
9 | Имя прилагательное(20 ч) | + Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.(Турнир смекалистых). + Изменение имен прилагательных по числам (Игра). | Правописание парных согласных на конце слова | |||
10 | Предлоги (4 ч) | Роль предлогов в речи (1 ч) | ||||
11 | Изменение имен существительных по вопросам (5 ч) | Изменение имен существительных по вопросам (практикум) | ||||
12 | Три времени глагола (9 ч) | + Настоящее и прошедшее(Игра- соревнование) +Обобщение знаний(Конкурс знатоков) | Настоящее, будущее, прошедшее (2 ч) | |||
13 | Ударные и безударные гласные в корне(12 ч) | Проверочные слова с безударными гласными(практикум – 2 ч) | ||||
14 | Будущее время глагола (6 ч) | (Практикум) | ||||
15 | Речь (4 ч) | Телепередачи (2 ч) | ||||
16 | Текст(9 ч) | Образное сравнение. Эпитеты (2 ч) | Сочинение- рассуждение (Экскурсия в библиотеку)1ч | |||
ИТОГО | 16ч | 10 ч. | 7ч |
Желтым выделены – межпредметные пересечения (интеграция с другими предметами)
Зеленым – событийная деятельность (проектная задача в начальной школе 2 четверть)
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»
Встроенная образовательная программа
«Мир деятельности»
Предмет: Русский язык
Класс: 2
Учитель: Базарова Ж.Б.
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями своей мысли,
а не памятью».
Л. Н. Толстой
Пояснительная записка
Данная подпрограмма рассчитана на учащихся 2 класса, проводится 2-3 раза в четверть.
Программа разделена на 3 блока:
I блок – «Учимся играя».
Цель: Расширить кругозор учащихся, формировать умения и навыки, учить самостоятельности, сотрудничеству, коллективизму, общительности, коммуникативности. Развивать внимание, память, речь, мышление. Учить сравнивать, сопоставлять, играть.
Основная форма занятия: игровая.
Учебная деятельность строится в разных игровых формах (игры, игры- сказки, КВН, конкурсы, соревнования, турниры, викторины и тп.)
II блок- «От игры – к исследованию»
Цель: Научить детей азам исследовательской деятельности. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, учить сопоставлять, делать правильные выводы, подводить итоги исследования.
Основная форма урока: урок- исследование.
Учебная деятельность строится в выявлении гипотезы, проблеме и на нахождении путей исследования.
III блок- «От исследования к практике».
Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
I блок- «Учимся играя»…
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
| +Предложения (Путешествие) | 6ч- | Форма: путешествие. Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации. Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем. Запись слов приветствий, нахождение орфограмм. Установлениесоответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные. |
2 | + Алфавит (Игра) + Деление слов на слоги (Час занимательной грамматики) + Имена собственные. (Игра) + Географические названия (Игра). | 16ч- 4ч Внеауд. | Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Упражнение в орфографическом анализе слов. |
| +Правописание ь в середине и в конце слова (Конкурс знатоков). |
1ч.внеауд | Самостоятельное составление текстов о себе, семье, друзьях и тп. |
| + Игра. («1 час с шипящими»). |
1 ч.внеауд | Деление слов на слоги, звуковой анализ слов. Упражнение в написании гласных после шипящих. Наблюдение смысловой связи предложений в тексте, слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста. |
| + Одуш. и неодуш. им. Сущ(Конкурс) + Число имен сущ(Викторина) + Обучающее сочинение «О чем шепчутся снежинки?»( Игра- сказка). |
3 ч.внеауд | Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу. Сравнение слов по грамматическим признакам в «Игре на выбывание»: одушевленное – неодушевленное, единственное – множественное число, мужской – женский род. |
| + Изменение глаголов по числам. (Игра- сказка). + Распознавание звонких и глухих согласных.(КВН) |
2 ч.внеауд | Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Понимание смысла пословиц. Фонетический анализ слов. Упражнение в выборе средств устной и письменной речи. |
| + Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.(Турнир смекалистых). + Изменение имен прилагательных по числам (Игра). |
2ч.внеауд. | Образное сравнение. Эпитеты. Умение сопоставлять, сравнивать. Описание предмета. Анализ общего и особенного в описании (признаки, относящиеся ко многим предметам, и признак, относящийся только к данному предмету). Отгадывание предмета по его описанию. Работа со словарными словами. |
8 | + Настоящее и прошедшее(Игра- соревнование) +Обобщение знаний(Конкурс знатоков) | 9 ч- 2ч. Внеауд. | Тематическая группа слов (Было-есть и будет). Упражнение в запоминании написания слов с непроверяемой орфограммой. |
Итого: 16ч |
II блок- «От игры – к исследованию»…
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
| Введение. Путь к слову. |
| Что такое исследовательская работа? Знакомство. Выявление гипотезы. |
2 | Разделительные Ъ и Ь знаки. | 1 | Уметь: выделять определенный звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам; Знать и применять правила, научиться выявить гипотезу и доказать. |
| Попробуй - и у тебя получится! Текст. Связь предложений в тексте. |
| Самостоятельное составление текстов о себе, семье, друзьях и тп. |
| Решение лингвистических задач. Роль предлогов в речи. |
| Развитие умения осознавать и определять (называть ) свои эмоции; эмоции других людей(эмпатия), сочувствовать и сопереживать другим людям; умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
| Языковой портрет слова. Три времени глагола: настоящее, будущее, прошедшее. |
| Работа с использованием различных словарей. Сравнивание глаголов в предложениях, определение времен глаголов. |
| Исследование типов речи: разговорная, деловая, научная, художественная. |
| Интерес к изучению языка. Исследование в виде телепередач ( интервью, новости и тп ) |
| «Слово-магнит». От слова – к собственному тексту |
| Образное сравнение. Эпитеты. Умение сопоставлять, сравнивать. Учимся писать стихи. Игра в буриме, «Продолжи строку…» и др. |
ИТОГО | 10 ч |
III блок- «От исследования- к практике»…
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
| + Звуковое значение букв е, ё ,ю,я. (Практикум) |
| Различение набора букв и слова; нахождение орфограмм. Различение предмета и слова, его называющего. Тематическая группа слов (названия животных). Узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ слов на плашке: проверка безударной гласной Е буквой Ё. Расширение активного словаря. |
2 | Правописание парных согласных на конце слова | 1 | Уметь: выделять определенный звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам; Знать и применять правила, учиться писать грамотно. Учить своих одноклассников писать правильно. |
| Изменение имен существительных по вопросам (практикум |
| . Различение омонимичных форм имен собственных и нарицательных. Различение одушевленных и неодушевленных названий предметов, имен собственных и нарицательных. Упражнение в умении «читать» таблицу. Расшифровка сокращенных понятий. |
| Проверочные слова с безударными гласными(практикум – 2 ч) |
| Работа со словарными словами: буква непроверяемого гласного в корне, систематизация слов по алфавиту, маркировка орфограмм. Сравнение слов по грамматическим признакам в- «Практическая работа»: одушевленное – неодушевленное, единственное – множественное число. |
| Будущее время глагола(практикум) |
| Работа с использованием различных словарей. Сравнивание глаголов в предложениях, определение времен глаголов. Воспринимать смысл предъявляемого текста; – проводить сравнение, – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; |
| Сочинение- рассуждение (Экскурсия в библиотеку)1ч |
| Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Понимание смысла пословиц. Выход в библиотеку. |
Итого: 7 ч. |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
- Содержание курса 2 класса
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
II. Предметные результаты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во | Аудит | Внеауд |
Раздел I Чем и как работают художники 8ч | 1 | 1 | ||
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | 1 | 1 | |
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона | 1 | 1 | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности | 1 | 1 | |
4 | Выразительные возможности аппликации | 1 | 1 | |
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | 1 | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме | 1 | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги | 1 | 1 | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы) /Объемная мозаика из гофрированной бумаги | 1 | 1-межпр.пересеч. ТРУД | |
Раздел 2. Реальность и фантазия 7ч | ||||
9 | Изображение и реальность | 1 | 1 | |
10 | Изображение и фантазия | 1 | 1 | |
11- 12 | Украшение и реальность Украшение и фантазия | 2 | 2-межпр.пересеч. ТРУД | |
13 | Постройка и реальность | 1 | 1 | |
14 | Постройка и фантазия | 1 | 1 | |
15 | Братья- Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы | 1 | 1 | |
Раздел 3. О чём говорит искусство 11ч | ||||
16 | Выражение характера изображаемых животных | 1 | 1 | |
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | 1 | 1 | |
18 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | 1 | 1 | |
19 | Образ человека и его характер, выраженные в объёме | 1 | 1 | |
20 | Изображение природы в разных состояниях | 1 | 1 | |
21 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения | 1 | 1 | |
22 | Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов» | 1 | 1-Игра | |
23 24 | Образ здания и его назначение Дома для сказочных героев | 2 | 2- Путешествие в сказочный город. | |
25 | В изображении, украшении человек выражает свои чувства, мысли, настроение | 1 | 1 | |
26 | В постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение | 1 | 1 | |
Раздел 4. Как говорит искусство 8ч | ||||
27 28 | Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета Цвет как средство выражения: «тихие»(глухие) и «звонкие» цвета. Смешение красок | 1 | 1 | |
1 | 1Путешествие в мир красок | |||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий | 1 | 1 | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий | 1 | 1 | |
31 | Ритм пятен как средство выражения | 1 | 1 | |
32 | Пропорции выражают характер | 1 | 1 | |
33- 34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности Обобщающий урок года. | 2 | 2 |
IV.Критерии оценки учебной деятельности.
Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика
осуществляется в ходе текущих и тематических проверок: на уроках, в сфере внеклассной
работы при выполнении самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности. Участие учащегося в различных формах проектной и
культурно-досуговой деятельности (выставки художественных работ, художественные
конкурсы, оформление театральных спектаклей, классного уголка и т.п.) является не
только важнейшим условием становления художественно-эстетической культуры, но и
одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.
Текущий контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в
устной, письменной и практической формах или в их сочетании посредством проведения
индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных
вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях
и дидактических материалах. Поурочный контроль по изобразительному искусству
предполагает проверку знаний учащихся по разделам программы, а также оценивание
практической работы на определенном этапе ее реализации (выполнение линейно-конструктивного рисунка натюрморта, эскиза росписи объекта и т.д.).
Тематический контроль предполагает осуществление комплексной проверки
знаний, умений и навыков учащихся по отдельным видам художественной деятельности,
оценку практической (творческой) работы по заданной теме (многоплановые сюжетные
композиции), выполнение рисунка натюрморта с натуры, по памяти, по воображению,
создание композиций декоративно-прикладного характера.
При осуществлении устного или письменного опроса учитываются:
- полнота ответа;
- применение в ответе изучаемых терминов и понятий;
- образность и выразительность речи.
- при оценке практической работы следует принимать во внимание:
- выполнение учебной задачи урока;
- художественную выразительность композиции;
- владение учеником техническими приемами и навыками работы различными
инструментами и художественными материалами.
Критерии оценивания:
«5» - учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает
изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает
композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты
изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное;
«4» - учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его
допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между
собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передает в
изображении наиболее характерное;
«3» - учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в
изложении изученного материала;
«2» - учащийся допускает грубые ошибки в ответе, не справляется с поставленной целью
урока.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер
допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок следует отнести те, которые свидетельствуют о
непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства,
значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении
правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа
воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило,
существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения
учебного материала.
К категории несущественных относятся ошибки, связанные с подменой одного
термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К
таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт
(явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу
применения, область воздействия.
Решение о проведении итоговой контрольной работы по данному предмету выносится на
педагогический совет гимназии. Возможен вариант и самостоятельного выбора данного
контроля (по желанию учащегося и его родителя, опекуна)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
I .Содержание курса 2 класса
Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
II. Предметные результаты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: .изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Раздел | Кол-во часов | Требования к уровню усвоения материала по конкретному разделу | Перечень контрольных мероприятий |
Чем и как работают художники | 8 | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| Рисунок – 4 Коллективная работа. – 1 Вылепленная фигура животного – 1 Макет игровой площадки - 1 |
Реальность и фантазия | 7 | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| Рисунок – 4 Конструкции из бумаги – 1 Елочные игрушки – 1 Макет - 1 |
О чем говорит искусство | 11 | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| Рисунок – 6 Вылепленный из пластилина герой сказки – 2 Аппликация - 1 |
Как говорит искусство | 8 | Обучающиеся будут знать:
Обучающиеся будут уметь:
| Рисунок – 6 Коллективная работа - 1 |
Итого: | 34 | Рисунок – 20 Коллективная работа – 2 Вылепленная фигура из пластилина – 3 Макет – 2 Рисунок – 4 Конструкции из бумаги – 1 Елочные игрушки – 1 Аппликация - 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
Обучающиеся должны знать/понимать:
- Три сферы художественной деятельности и их единство;
- Роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;
- Роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
- Многообразие природных форм, их рациональность и красота;
- Основные и составные цвета;
- Цель использования художником выразительности цвета, линий, пятна в творчестве;
- Имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.
Обучающиеся должны:
- Уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
- Иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
- Иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
- Иметь навыки построения композиций на всем листе;
- Уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
- Учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
- Совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой;
- Свободно заполнять лист цветовым пятном;
- Уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
- Уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
- Уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
- Творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | дата | Тема урока | Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение | Примечания | ||||||||||
п | ф | ||||||||||||||
Раздел I Чем и как работают художники 8ч | |||||||||||||||
1. | Три основные краски, строящие многоцветие мира | Уметь: различать основные и составные цвета, применять первичные живописные навыки, использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению | Стихотворения, загадки. Игра «Два в одном» | ||||||||||||
2 | Пять красок – всё богатство цвета и тона | Знать жанр произведений ИЗО – пейзаж. Уметь: различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и чёрной краской, использовать художественные материалы и применять их в живописи по памяти и впечатлению, узнавать произведение Левитана | Стихотворения Бунина И. Игра «Осенняя палитра» | ||||||||||||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности | Знать жанр произведений ИЗО – пейзаж, уметь использовать акварель в живописи по памяти и впечатлению | Игра-упражнение «Живая клякса» | ||||||||||||
4 | Выразительные возможности аппликации | Уметь:сравнивать виды ИЗО (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Ф.И.Тютчев «Листья» | ||||||||||||
5 | Выразительные возможности графических материалов | Знать вид ИЗО – графика. Уметь сравнивать виды ИЗО (графика, живопись), применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти, впечатлению) | М.Пришвин «Рассказы о природе», К.Паустовский «Первый снег» | ||||||||||||
6 | Выразительность материалов для работы в объёме | Знать о скульптуре как виде ИЗО, особенности её восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объёме. | В.Бианки «рассказы о животных». Игра-упр. «Пластилиновая угадайка» | ||||||||||||
7 | Выразительные возможности бумаги | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности | Н.Докучаева «мастерим бумажный мир» | ||||||||||||
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы) | Уметь применять основные средства художественной выразительности в творческих работах, выполнять живописные упражнения. | С.Баруздин «Салют» | ||||||||||||
Раздел 2. Реальность и фантазия 7ч | |||||||||||||||
9 | Изображение и реальность | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти) | В.Бианки. Рассказы о животных, загадки. | ||||||||||||
10 | Изображение и фантазия | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению) | Мифы, сказки, былины. | ||||||||||||
11 | Украшение и реальность | Уметь применять средства художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти), понимать «язык» украшений. | |||||||||||||
12 | Украшение и фантазия | Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. | Игра-упражнение «крестики-нолики» | ||||||||||||
13 | Постройка и реальность | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. | Различные пособия по бумагопластике | ||||||||||||
14 | Постройка и фантазия | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, использовать навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. | Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. В.И.Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества» с. 116 | ||||||||||||
15 | Братья- Мастера Изображения, Украшения и постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | Уметь использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики, применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах. | Стихотворения, посвящённые новогоднему празднику, фрагменты из балета П.Чайковского «Щелкунчик» | ||||||||||||
Раздел 3. О чём говорит искусство 11ч | |||||||||||||||
16 | Выражение характера изображаемых животных | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (по воображению) | Фрагменты сказки Р.Киплинга «Маугли», игра-упажнения. «Чудесные превращения» | ||||||||||||
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ | Знать жанры ИЗО – портрет. Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи, узнавать отдельные произведения выдающегося художника В.М.Васнецова | А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…», отрывки из былин | ||||||||||||
18 | Выражение характера человека в изображении; женский образ | Знать жанры ИЗО – портрет. Уметь использовать художественные материалы (гуашь, мелки), применять основные средства художественной выразительности в живописи, узнавать отдельные произведения выдающегося художника В.М.Васнецова | А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…», | ||||||||||||
19 | Образ человека и его характер, выраженные в объёме | Знать вид произведений ИЗО – скульптура. Уметь сравнивать различные видыИЗО (графика, живописи, скульптура) | А.С.Пушкин «Сказка о царе салтане…», | ||||||||||||
20 | Изображение природы в разных состояниях | Знать вид произведений изобразительного искусства – пейзаж. Уметь различать и применять тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь) | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывки из произведений с описанием природы | ||||||||||||
21 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. | Отрывки из былин | ||||||||||||
22 | Выражение намерений через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов» | Уметь различать и применять тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь) | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», Н.Рерих «Заморские гости» | ||||||||||||
23 | Образ здания и его назначение. | Уметь различать и применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах (панно) | |||||||||||||
24 | Дома для сказочных героев | В живописи уметь использовать цвет для передачи характера изображения | |||||||||||||
25 | В изображении, украшении человек выражает свои чувства, мысли, настроение | Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры ИЗО (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства) | |||||||||||||
26 | В постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение | Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры ИЗО (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства) | |||||||||||||
Раздел 4. Как говорит искусство 8ч | |||||||||||||||
27 | Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь) | Э.Григ «Утро» (Пер Гюнт) | ||||||||||||
28 | Цвет как средство выражения: «тихие»(глухие) и «звонкие» цвета. Смешение красок. | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в живописи (по воображению) | Отрывки из сказо Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе», Андерсен «снежная королева» | ||||||||||||
29 | Линия как средство выражения: ритм линий | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи | М.Пришвин «Лесной ручей» | ||||||||||||
30 | Линия как средство выражения: характер линий | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи | Японские трёхстишия (хокку) | ||||||||||||
31 | Ритм пятен как средство выражения | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи | Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией | ||||||||||||
32 | Пропорции выражают характер | Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах | Пособия по бумагопластике | ||||||||||||
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности | Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель), применять основные средства художественной выразительности в творческой работе | |||||||||||||
34 | Обобщающий урок года | Знать основные жанры и виды произведений ИЗО. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству |
Итого 34часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)
Рабочая программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...
Рабочая программа по предмету"Окружающий мир" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС НОО (автор учебника Дмитриева Н.Я.)
Рабочая программа составлена с учётом требований ФГОС НОО, на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я. и др.. В программе освещены Планируемые результаты освоения обучающимися, в календарно-тематиче...
рабочая программа по окружающему миру для 3 класса система Занкова
рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по предмету русский язык, 3 класс, система Занкова
3 класс, система Занкова, Календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык....
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы, система Занкова
Рабочая программа разработана на 4 года обучения....
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система Занкова)
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по системе Занкова...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса (система Занкова)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса (система Занкова)...