Технологии АМО
статья по теме
В докладе рассказывается об активных методах обучения и приимуществах их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tehnologii_amo.docx | 38.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер- класса « Технологии АМО».
У ребёнка есть страсть к игре
и надо её удовлетворить.
Надо не только дать время
ему поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь — это игра.
А. С. Макаренко
Тема сегодняшнего семинара «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников – условия преемственности дошкольного и начального общего образования». Учителям, работающим в начальном звене не понаслышке известно, с какими проблемами приходиться сталкиваться, когда дети приходят в первый класс. В их жизни происходят существенные изменения. Да ещё и российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходим искать такие педагогические технологии, которые бы смогли смягчить период адаптации, заинтересовать обучающихся и мотивировать их на учёбу.
На этот и многие другие вопросы я нашла ответы в книге Тимофея Васильевича Лазарева «Технология АМО» и хочу сегодня с вами ими поделиться.
Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Формула АМО технологии: «Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания нового».
Цель сегодняшнего мастер-класса: знакомство с элементами технологий АМО, с применением их на различных этапах уроков для формирование предпосылок учебной деятельности обучающихся.
Технологии АМО предполагают определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Сейчас я подробно остановлюсь на каждом этапе урока.
СЛАЙД № 3
Пример АМ начала образовательного мероприятия.
- С чего начинается любой урок? (орг. момент)
- Когда Вы входили в аудиторию, Вы получили карточку с буквой и заняли место за определённым столом.
СЛАЙД № 4
Это 1 фаза – инициация (приветствие).
Эта фаза знакомства учитель-ученик-предмет. При знакомстве учитель проводит мини - презентацию изучаемого предмета, в целях активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы. У себя на уроках я использую различные формы. Самый простой: рассчитаться на первый, второй и третий. Вам я предложила выбрать карточку с буквой. Какое слово у нас получилось? (УРОК). Да, действительно – урок. Ведь именно через урок идет познание нового. И, несмотря на то, что мы сидим за разными столами – мы – одно целое!
Начать урок можно предложив ученикам поздороваться глазами.
Метод «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Поздороваться не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Методы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга», «Летающие имена», «Мостик дружбы», «Весёлый паровозик» или «Самолётик пожеланий» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, помогают переключиться с одного учебного предмета на другой.
СЛАЙД № 5
фаза – формирование ожиданий
Метод «Что у меня на сердце?»
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» или «Фруктовый сад» СЛАЙД № 10 позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
АМ презентации учебного материала
СЛАЙД № 3
К активным методам второй фазы относятся:
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
Здесь главное для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Золотой ключик».
СЛАЙД № 7
На этой фазе я применяю АМО – «Ульи».
Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.
Каждой группе я предложила по три вопроса: 1) Что означает слово «преемственность?» 2) Какие недостающие знания и умения я могу здесь получить? 3) Буду ли я использовать элементы технологии АМО на своих уроках?
(Идёт обсуждение в группах). Выступление групп.
Форма передачи информации ученикам различная – это может быть и обычная лекция и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры (кино- и фотохроники), изучение информации по данной теме в СМИ и глобальной сети Интернет. Более интересная, на мой взгляд, форма передачи информации для учеников - это проблемно-поисковая форма, т.е. самостоятельный поиск информации по данной теме с учителем, который выступает в роли консультанта.
- Для этого применим метод «Инфо-угадайка». СЛАЙД № 20
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. (Слайд 4) .Он применяется при работе в группах.
- Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие».
Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – «этапы урока».
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – «виды АМО».
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Фруктовый сад», «Мозговой штурм», «Инфо-угадайка»)
Сектор 4 – «цели применения АМО».
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений). (Слайд 4)
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
После обсуждения в классе учитель подводит итог работы каждого ученика, группы и класса в целом. Формы подведения итогов различные.
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
СЛАЙД № 12
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Метод «Написание синквейна» СЛАЙД № 13
На этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 13)
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «дорога». (Слайд 13)
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»: (Слайд 13)
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления
характеристики герою.
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
- Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. (Слайд 14). Итак, тема синквейна
Метод.
-Запишите на карточках.
Заслушиваются ответы разных групп.
- Вот какой синквейн составила я (Слайд 15)
Метод «Пометки на полях» (Слайд 16) или «Инсерт», маркировочная таблица ЗУХ, «Ковёр идей», «Написание синквейна», «Верные – неверные утверждения», «Написание эссе», «Лекция со стопами».
АМ релаксации Слайд № 4
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Упражнение "Четыре стихии"(Слайд 17)
(Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66)
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
АМ организации самостоятельной работы над темой
СЛАЙД № 3
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка»
Рассмотрим метод «Автобусная остановка» на примере русского языка. Тема: «Путешествие в слово, или что такое лексика».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
- У каждой группы на столе лежат листы с заданиями. Вам необходимо в течении 5 минут группой поработать над этим вопросом и перейти к следующей остановке?
- На следующей остановке вы знакомитесь с результатами предыдущей группы, и если необходимо, то дополняют их. Исправлять запрещено!
- После того, как все остановки будут пройдены, группы презентуют результаты своей работы.
Учитель подводит итоги.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.
1 остановка-«Игральная»
В русском языке много слов, которые имеют разные значения, но пишутся одинаково. Как они называются? Приведите примеры таких слов.
2 остановка – «Строительная»
Добавьте к словам одну букву так, что бы получилось новое слово.
АННА, РОТ, ЕЛЬ, ВАЛ, ИГРЫ, РУБКА, РОВ, КОЛ, ОВЦЫ, ТЯГА, ТОН, ЛЁН
- остановка – «Ошибайка»
Исправь ошибки. С чем они связаны?
ПРАЗДНИЧНОЕ ЛЮБОПЫТСТВО, НЕВЕЖЕСТВЕННЫЙ ОТВЕТ, ПРАЗДНЫЙ КОСТЮМ, АБОНЕМЕНТ МТС, АБОНЕНТ В БАССЕЙН
- остановка – «Словарная»
Вам даны фразеологические обороты. Объясните их значение одним словом.
«ВОДИТЬ ЗА НОС»
«АХИЛЕСОВА ПЯТА»
«БИТЬ БАКЛУШИ»
«БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ»
«КАК В ВОДУ КАНУЛ»
«ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ»
АМ рефлексии СЛАЙД № 3, 9
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ресторан», «Комплименты», «Письмо самому себе».
СЛАЙД № 9
Метод «Ресторан».
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
- Запишите своё объяснение на листочке с вашей буквой и, приклеивая на доску, поясните свой выбор.
Подведение итогов мастер-класса. СЛАЙД № 18
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите в графу «виды». С какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились. («Кластер», «Инсерт», «Четыре стихии», «Синквейн»)
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к тому, «Что у меня на сердце?» Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру, подготовленную мной. Более подробно изучить данный материал можно на сайте образовательного портала «Мой университет» (СЛАЙД № 19).
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Источники.
- http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
http://www.zexy-999.ru/item/items8611145.html Развитие профессионально—личностный качеств будущий психологов в процессе обучения в высших образовательный учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации
- http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»
- http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов
http://www.proshkolu.ru/user/Lucie-lucie/file/117239/ Людмила Константиновна Рыбальченко фоны для презентаций.
- http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
- http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
- http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
- http//www/astromargo.ru/node/567 картинка «Дорога».
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995, с. 66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.
Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...
Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...
"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»
Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....