Работа с алгоритмами на уроках русского языка (мастер-класс)
статья на тему

В статье раскрываются основные приемы работы с алгоритмами на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Работа с алгоритмами на уроках русского языка»

Что такое алгоритм обучения?

Алгоритмом обучения называют такое логическое построение учебного материала, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении  задач  данного  типа  и  служит практическим  руководством для выработки навыков или формирования понятий.

Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа.

1.Подготовительный этап, на котором формируется база для работы с новым материалом, происходит актуализация старых навыков, в ходе которых будет основано применение алгоритма и формирование нового навыка. Этот этап необходим при изучении любого орфографического правила, не смотря на то, как оно будет в дальнейшем отрабатываться (с использованием алгоритма или без его использования).

2.Основной этап.

Начинается с момента объяснения правила.  После этого вводится алгоритм, но не в готовом виде. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма.  Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. И далее по схеме отрабатывается написание слов. Для этого детям раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по тому алгоритму, который либо записан на доске, либо показан на экране в презентации.

3.Этап сокращения операций.

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка.

На примере темы «Непроизносимые согласные в корне слова» я кратко расскажу, как происходит работа с алгоритмами на протяжении всех трех этапов их использования.

1. Подготовительный этап.

На этом этапе дети узнают, что:

- в русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трех согласных и это называется стечением (или сочетанием) согласных,

- все эти согласные в слове пишутся, хотя некоторые не произносятся, и поэтому называются непроизносимыми.

2. Основной этап.

Он, как уже говорилось, начинается с момента объяснения правила. Детей индуктивным (или проблемным) методом подводят к новому правилу. Как? Здесь путей много, каждый учитель выбирает свой прием. Можно выполнить звуко-буквенный анализ слова, например, слова СОЛНЦЕ, и спросить, почему в данном слове букв больше, чем звуков (потому что в этом слове есть стечение нескольких согласных, один из которых не произносится). Затем учитель задает вопрос: «Стоит ли писать в слове эту согласную, ведь он не произносятся?» Дети приходят к выводу, что непроизносимые согласные необходимы, т.к. у слова СОЛНЦЕ – корень  СОЛН- (однокоренные слова СОЛНЫШКО, СОЛНЕЧНЫЙ). Таким образом, дети приходят к выводу, что большинство слов с непроизносимыми согласными можно проверять, и чтобы проверить такие слова, надо подобрать однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым.

Далее дети знакомятся с правилом по учебнику, и только после этого под руководством учителя составляется алгоритм. С помощью учителя дети выясняют, что будет самым главным при определении новой орфограммы (мы должны услышать в слове сочетание нескольких согласных звуков, чаще всего это сочетания СН-ЗН).

На доске учитель записывает 1-ый шаг алгоритма:

- Есть опасное сочетание согласных?

- Если его нет, то… (→Проверять нечего.)

- Если есть, то… (→ Надо проверить слово.)

- Как? (→Подобрать однокоренное проверочное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым.)

Таким образом, на доске появляется алгоритм:

                               Есть   опасное    сочетание    согласных?

                                                             

                                               да                      нет

                                                                       

                                           проверь                проверять нечего

                                               

                         подбери провер. слово, чтобы

                     непроиз. звук стал произносимым

                                               

                            напиши слово правильно

Можно предложить попробовать детям по этому алгоритму повторить правило. (Если в слове есть опасное сочетание согласных, то такое слово надо проверить. Для этого надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы непроизносимый согласный стал произносимым). И после этого по данному алгоритму разбираются слова на данное правило.

Для закрепления нового материала детям можно раздать карточки-памятки с алгоритмом или работа может вестись по тому алгоритму, который был только что составлен и записан на доске. Я из своего опыта работы пришла к выводу, что не стоит сразу же в первый день выдавать детям памятки с распечатанным алгоритмом (хотя в отдельных случаях, например, слабым детям – это оправданно), лучше попросить их дома восстановить на листе бумаги данный алгоритм и выполнить домашнее упражнение, используя его в своей работе. Хотя и тот алгоритм, который был составлен в классе, не убирается несколько дней (1-2 дня), и дети спокойно могут переписать и его, если  не уверенны в том, что сами могут его восстановить (но такие случаи очень редки, дети с удовольствием воспроизводят дома алгоритм по памяти). Через урок или два, когда подробные шаги алгоритма дети уже запомнили, вводятся условные обозначения, которые ускоряют темп работы с алгоритмом, поэтому ускоряется и темп урока. Например, наш алгоритм может выглядеть так:

                                                     СН-ЗН?

                                                       

                                                     да     нет          проверять нечего

                                                     

                                            провер. слово

                                                     

                                        запиши правильно

                     

И этот, уже сокращенный вариант алгоритма дети самостоятельно записывают к себе в особую тетрадь-памятку, которая хранится у них и которой они могут воспользоваться в любой момент.

В начале изучения орфографической темы, когда работа по правилу и алгоритму лишь начинается, необходимо добиваться от учащихся полных рассуждений по всем шагам алгоритма, чтобы все шаги алгоритма неоднократно были произнесены ребятами вслух, чтобы класс и учитель контролировали правильность ответа. Только тогда у детей выработается правильное глубокое понимание использования изучаемого правила.

На этом этапе работы с алгоритмом рассуждение может быть таким:

КАПУС_НЫЙ  (лист)

- Проверяю, есть в слове опасное сочетание согласных: [КАПУСНЫЙ,].

- Да, есть, [СН].

- Проверяю написание. Для этого подберу такое проверочное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым: [КАПУСТА].

- Слышу звук [Т]. Значит, слово [КАПУСНЫЙ,] пишу с буквой Т: КАПУСТНЫЙ

На этом этапе порой кажется, что работа над правилом слишком затянута и затянута необоснованно. Но этот затянутый этап окупится впоследствии.

В дальнейшем, по мере безошибочного овладения алгоритмом и автоматизации умения, необходимость в постоянном воспроизведении общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает, и тогда можно переходить на следующий этап – этап сокращения операций. На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка.

Существуют 3 ступени «свертывания» алгоритма:

1-ая ступень – полное рассуждение (оно присутствует на основном этапе и про него уже было рассказано);

2-ая ступень – частичное сжатие;

3-я ступень – максимальное сжатие.

Обе эти ступени отрабатываются на 3-ем этапе. Если на 2-ой ступени свертывания операций определение порядка решения задачи в общем виде только начинает подлежать сокращению, то на 3-ей ступени оно полностью совмещается с конкретной проверкой.

Когда учитель понимает, что навык работы с алгоритмом стал безошибочным и умения доведены до  автоматизма, можно предложить детям попробовать определять орфограмму быстрее, а для этого необходимо лишь упростить рассуждение по алгоритму. Т.е. детей подводят к стадии частичного сжатия – ко 2-ой ступени.

Рассуждать здесь можно так:  

ВЛАС_НЫЙ (человек)

- В слове есть сочетание СН.

- Проверочное слово – ВЛАСТЬ.

- Пишем непроизносимую Т.

ВЛАСТНЫЙ

На этом этапе видно, что учащиеся пока еще выстраивают план работы над орфографической задачей, но он уже стал сокращенным. Дальше идет отработка этого способа проверки слов.

Если навык применения данного правила отработан до автоматизма полностью,  то  можно  переходить к стадии максимального сжатия (3-я ступень). И здесь определение порядка решения орфографической задачи сокращается настолько, что он совмещается с проверкой. Но это возможно, если стадия частичного сжатия учащимися усвоена полностью. Теперь можно рассуждать так:

ШЕС_НАДЦАТЬ 

- Проверочное слово ШЕСТЬ, значит, пишем Т.

После этого снова идет отработка нового способа проверки слов.

Основное преимущество работы с алгоритмами состоит в том, что они помогают  с  самого  начала изучения материала формировать правильные и полные рассуждения и обобщения,  учат школьников тому,  как наиболее быстро, экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Мастер класс.

В уроке представлены: мнеманический приём изучения словарных слов, приём какографии,  приём списывания по алгоритму П.С. Жедек, применение жестов и мимики на уроке....

Применение алгоритма на уроках русского языка в начальной школе.

Пошаговая инструкция, описывающая порядок действий при изучении написания разделительного твердного знака и написание безударной гласной в безударных окончаниях глаголов....

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Использование алгоритмов на уроках руссого языка ведет к прочному усвоению знаний и развитию орфографической зоркрсти...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)

Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...

Алгоритмы на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык,  1-4 классы.  Алгоритмы  на уроках русского языка в начальной школе («Определение безударного окончания имени существительного единственного числа», «Правописание мяг...

Приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной школе.

В презентации показаны эффективные приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной щколе....

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...