Урок русского языка. Мастер класс.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Логунова Валентина Григорьевна

В уроке представлены: мнеманический приём изучения словарных слов, приём какографии,  приём списывания по алгоритму П.С. Жедек, применение жестов и мимики на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_urok_russkogo_yazyka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок русского языка  2 класс

 Мастер класс

Тема: формирование и развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках.

Цель: показать, как применение мимики и жестов на уроке способствует повышению интереса к обучению и повышает качество знаний учащихся.

Задачи:  познакомить с элементами методики:

              - мнеманический приём изучения словарных слов

              - прием  списывания по алгоритму П.С. Жедек

              - приём какографии

              - применение жестов и мимики на уроках

              - правила в стихах

                     

              Ход урока:

Визитная карточка

  Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я, Логунова В.Г. – учитель Дамсинской Ср. шк. Шортандинского рна. Педагогический стаж 23 года, высшая квалификационная категория.

 Я работаю над проблемой « Формирование и развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов. Применение жестов и мимики на уроках»

 Скажи мне, - я забуду,

 Покажи мне,- я запомню,

 Вовлеки меня,- и я научусь.

         ( восточная философия)

А известный психолог Л.В. Выготский когда-то говорило том, что только там, где есть движение руки и тела ребёнка, начинается движение души и ума.

 За годы работы в школе я убедилась, что это действительно так.

 На уроках мои ученики любят отвечать пальчиками, жестами, мимикой.

А придумываем эти жесты мы с детьми.

 Применение жестов и мимики на уроках приносит моим ученикам столько же радости, сколько и пользы.

Качество знаний в классе 65%, по русскому языку 77%, диктантов 70-80%.

  Сегодня на уроке мы с ребятами хотим показать некоторые элементы из моей методики:

  1. Мнеманический приём запоминания словарных слов ( создание искусственных ассоциаций)
  2. Применение жестов и мимики на уроках
  3. Приём списывания по алгоритму П. С. Жедек
  4. Приём какографии
  5. Правила в стихах

Итак, начинаем наш урок:

  1. Психологический настрой:

  Я могу быть ( большой) – дети показывают

  Я могу быть (маленький),

  Я могу быть (толстый),

  Я могу быть (худой),

  Но (я) – такой, какой я есть

  И это здорово! (жест – большой палец)

Все вы разные, но всех вас я одинаково люблю.

Желаю, чтобы сегодняшний день принёс вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

  1. Работа в тетради:

           Записать число, классная работа.

     

  1. Чистописание:

         Я думаю, что сегодня на уроке нам придётся многому удивляться. А какой звук произносят, когда удивляются? (о-о-о!)

 Сегодня напишем гласную о, заглавную и строчную и нарисуем вот такие «волшебные очки» - они нам сегодня на уроке пригодятся.

  1. Словарная работа:

1)  На доске записано слово (огород)

Задание: напишите словарные слова с гласной –о-, которые растут в огороде (огурец, горох, помидор, морковь, ягода)

2) Устно: назовите слова с гласной -а-, которые растут в огороде (картофель, баклажан, кабачок, капуста, фасоль)

 3) Слово «огород» - оно какое?  - «круглое», назовите «круглые слова» (хорошо, молоко, золото, долото, около, скоро, болото)

4)  давайте вспомним ассоциации при помощи, которых мы запоминаем словарные слова:

Задание: показать мимикой гласную и рассказать ассоциацию.

Берёза – белый ствол,

Медведь – любит мёд,

Столица – сто лиц в Астане,

Улица – чтобы выйти на улицу, откроем калитку,

Спасибо – спаси бог,

Извините – из вины выньте,

Богатырь – богатый от бога,

Пальто – шапка, шарф, варежки, пальто,

Посуда – много, чашка, чайник, тарелка, кастрюля

  1. Орфографическая разминка:

   -Что такое орфограмма? (когда есть спор, выбор)

   Показать мимикой орфограммы:

Нора, трава, в лесу, Астана, линейка, указка, шёл, лестница, по тропе, ночь, след, сердце, щука, собака Жучка.

 - Что делали, чтобы сделать правильный выбор? (проверяли)

-   Как проверить безударный гласный, парный согласный? (правило и стихи)

- Взяли «мяч» - проверяем.

  1. Фонетический разбор:

       А сейчас проведём одну из наших любимых работ:

     Фонетический разбор –

     И не сложен он и скор,

     Надо нам сперва толково

    Разделить на слоги слово

    И труда в том нет почти

    Ударение найти.

    А потом на том же листике

   Звукам дать характеристику:

   Сколько букв и сколько звуков

   Посчитай и вся наука.

Анализ слова (пирог) – жестами

Физ. Минутка

Как живёшь? – вот так! Дети показывают

Как идёшь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как берёшь?

А даёшь?

Как молчишь?

А сидишь?

 

  1. Приём списывания по алгоритму П.С. Жедек:
  1. прочитай орфографически
  2. повтори орфографически
  3. читай каждое слово отдельно и диктуй орфографически
  4. проверяем

Стр. 105,упр.284 – списать

Физ. минутка для глаз:

  Часовщик, прищурив глаз

  Чинит часики для нас.

 

  1. Части речи:

 - Назовите, какие знаете части речи.

 - Покажите жестами

Красивая, рисовать, поливать, парта, синий, весёлый, мыть, девочка, кошка, добрая, рыжая, летает, ручка, сладкий.

  1. Приём какографии

1) - А сейчас у каждого из вас появится возможность побыть на моём месте, побыть учителем.

Перед вами сочинения вашего ученика и эту работу надо проверить.

Что я делаю, прежде чем сажусь проверять ваши тетради? (одеваю очки)

Вот и вы, наденьте очки, помните, мы их нарисовали на минутке чистописания и проверяем:

В одном дваре жыл огромный лохматый сторожевой пёс. Ухозяйки дома было много маленьких цыплят. Пёс очень любил их.

Если бывало холодно, грел своим телом. Однажды хозяйка отлучилась из дома и вдруг пошёл сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что

Цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет.

2) Прочитать весь текст.

- что заметили? ( он не закончен)

Напишите продолжение истории.

3) – какой рассказ напоминает эта история? (Б. Житкова «Беспризорная кошка»

 - Из какого раздела этот рассказ?

 - Почему мы в ответе за всё живое на планете?

 - Что мы должны делать?

 - Как сказал об этом Орлов в своём стихотворении?

Только жадничать не надо

И останется тогда

Всё для всех и навсегда.

 - О чём рассказ «Беспризорная кошка»?

 - Что такое дружба?

(уважать, помогать, доверять, быть искренним, бескорыстным)

 - Между кем и кем может быть дружба?

(чел + чел, жив + чел, жив + жив)

 - Если бессловесные животные могут договориться между собой и жить дружно, то мы – люди, разумное существо, тем более, должны жить мирно и дружно!

 - Как говорил кот Леопольд: Ребята, давайте жить дружно!

  1. Итоги:

- Что сегодня вспомнили, что повторили?

 - Что вам помогает хорошо  и с удовольствием учиться? (применение мимики и жестов)

  1. Рефлексия:

     Как настроение? – Вот так!

     Как оцениваете свою работу на уроке?

     А мою работу?

     А нашу совместную?

Спасибо за урок!

Всем оценка «отлично»!

  1. Домашнее задание:

 Написать продолжение рассказа.

Озаглавить текст.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Работа с алгоритмами на уроках русского языка (мастер-класс)

В статье раскрываются основные приемы работы с алгоритмами на уроках русского языка в начальной школе....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...