Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку по теме
Использование алгоритмов на уроках руссого языка ведет к прочному усвоению знаний и развитию орфографической зоркрсти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_algoritmov_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 14.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе.
Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.
Дети часто испытывают серьёзные затруднения при усвоении программного материала. Происходит это не только из-за трудности материала и неумения работать с учебной книгой, а потому, что учебник чаще всего предъявляет готовые формулировки выводов, определений, правил, а ученик направляет все усилия на то, чтобы как можно лучше их запомнить.
В связи с этим все больше преподавателей приходит к выводу о недостаточной эффективности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на основе новейших достижений целого ряда наук. Ученики становятся активными участниками процесса добывания и применения знаний, если у них вырабатываются приемы развитого мышления умственной деятельности, интеллектуальные умения и навыки. В решении задачи совершенствования способов обучения важная роль отводится алгоритмам. Алгоритмы нужны для того, чтобы не только лучше усваивать конкретные сведения из той или иной области знаний, но и совершенствовать общие методы мышления. Работа по схемам алгоритмического характера в большей степени содействует развитию навыков логического мышления, вооружает учащихся средствами самопроверки в случаях затруднения, способствует формированию и осознанию понятий, определений, правил.
В своей работе «Алгоритмы на уроках русского языка» Валентин Прокофьевич Малащенко пишет, что «опыт применения схем и таблиц, в которых отражена заданная последовательность действий, приводящая к определению различных признаков языкового явления или условий применения того или иного правила, показал, что они оказывают существенную помощь в освоении орфографии».
Проблемы выбора эффективных приёмов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого, является алгоритмизация.
Алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Алгоритм не самоцель. Он является средством активизации познавательной деятельности, поэтому любое задание с применением алгоритмов всегда направляется на то, чтобы ученик мог разобраться в изучаемом материале, осознать связь явлений, закономерности их существования и взаимодействия. Составляя алгоритмы, обучающийся оперирует системой признаков, по которым сопоставляются научные понятия. Готовый алгоритм - это своеобразный репетитор, к которому можно обратиться во время выполнения тренировочных упражнений. Одной из самых простых форм работы с алгоритмами являются задания по выполнению письменных упражнений с различными орфографическими и пунктуационными заданиями, используя при этом в качестве «репетитора» готовые алгоритмы.
Всякая человеческая деятельность характеризуется структурностью, т.е. состоит из определенной последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определенной цели.
Сначала учащиеся рассуждают, проговаривая вслух все операции по определению признаков имен существительных, прилагательных и других частей речи, потом, научившись выполнять указанные операции свободно, быстро, сворачивают свои рассуждения, так как одни операции перестают осознаваться, другие объединяются, совершаются одновременно; в итоге действие автоматизируется.
Таким образом, обучение с использованием алгоритмов, является более эффективным средством для обучения школьников на уроках русского языка в начальной школе, так как: алгоритм помогает осмыслить правило, он фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию.
Использование алгоритмов способствует формированию прочных грамматических навыков и ведёт к повышению орфографической грамотности учащихся. Главное в использовании алгоритмов заключается в том, что в обучении русскому языку уделяется внимание не только усвоению содержания научных понятий и правил, но и способам умственной работы по применению теоретических знаний на практике. Важно отметить, что алгоритмы, с одной стороны, используют научные подходы к анализу языковых фактов, а, следовательно, помогают овладеть грамотным письмом, с другой стороны, обеспечивают такую деятельность ученика на уроке, которая способствует развитию его мышления и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение алгоритма на уроках русского языка в начальной школе.
Пошаговая инструкция, описывающая порядок действий при изучении написания разделительного твердного знака и написание безударной гласной в безударных окончаниях глаголов....
Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)
Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование ИКТ на уроках русскогоязыка имеет ряд преимуществ....
Алгоритмы на уроках русского языка в начальной школе
Русский язык, 1-4 классы. Алгоритмы на уроках русского языка в начальной школе («Определение безударного окончания имени существительного единственного числа», «Правописание мяг...
использование алгоритмов на уроках русского языка в начальных классах
Проблемы выбора эффективных приёмов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных ...
Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе
В статье объясняется актуальность и значимость использования на уроках русского языка алгоритмитизированного обучения....
Приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной школе.
В презентации показаны эффективные приёмы работы с алгоритмом на уроках русского языка в начальной щколе....