Технология обучения в сотрудничестве
учебно-методический материал на тему
Материал о технологии обучения в сотрудничестве (из выступления на МО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obucheniya_v_sotrudnichestve.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология обучения в сотрудничестве
(Сообщение на МО)
Учитель:
Брезина Н.Н.
Технология обучения в сотрудничестве.
Сотрудничество-это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работа в коллективе вынуждает человека думать не только о себе, но и о тех, кто трудится вместе с ним. Каждый понимает, что может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
Основная идея технологии обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Однако все учащиеся разные - одни быстро «схватывают» объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Смысл обучения в сотрудничестве – вместе учиться, а не просто что-то выполнять.
Основные принципы обучения в сотрудничестве на основе малых групп:
1) взаимозависимость членов группы на основе:
- единой цели, достичь которую можно только сообща;
- распределенных внутригрупповых ролей, функций, информации; - единого учебного материала;
- общих ресурсов
- одного поощрения на всех;
2) личная ответственность каждого;
3) равная доля участия каждого учащегося. Как правило, это достигается либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего материала задания на фрагменты;
4) рефлексия. Обсуждение группой качества своей работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Успех группы достигается только в результате самостоятельной деятельности каждого ее члена, в постоянном взаимодействии с другими ее участниками при работе над темой, проблемой, вопросами, подлежащими изучению. Задача каждого ученика состоит не в том, чтобы вместе познать что-либо, овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные умения и навыки.
С самого начала перед группой стоит двойная задача: с одной стороны, академическая – достижение познавательной, творческой цели; с другой – социальная, , или социально-психологическая, - овладение в ходе выполнения задания определенной культурой общения. Обе задачи одинаково важны. Учитель контролирует как выполнение задания группами учащихся, так и характер их общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
При подготовке к уроку необходимо продумать, какие из его целей и задач целесообразно передать в группы. Например, при ознакомлении с новым материалом учитель после фронтального объяснения предлагает детям, пользуясь учебной литературой, ответить на заранее написанные на доске вопросы по новому материалу. Здесь уместны два варианта работы: индивидуальные ответы школьников и подготовка ответов на вопросы в группах.
Учитель должен определиться с общеучебными и социальными умениями, которые необходимы ученикам для участия в задуманном уроке, решить вопрос о формировании тех или иных социальных умений на данном уроке. Социальная задача урока может быть сформулирована следующим образом:
-способствовать развитию у школьников умения проверять, понимают ли их товарищи по группе изучаемый материал;
-перефразировать мнение товарища так, чтобы не осталось сомнений в понимании его мысли, и т.п.
Кроме того, технология требует, чтобы так называемая социальная задача урока была понятна и известна учащимся. Необходимо определить возможный резерв учебного времени, продумать, за счет чего возможна его экономия.
При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
-различные группы могут получить либо разные, либо одинаковые задания. Это определяется темой и целью урока, выбранным вариантом организации групповой работы, главное – чтобы группы не соревновались друг с другом;
- задание должно обеспечивать взаимосвязь участников группы: чем разностороннее такая взаимосвязь, тем больше развивающий эффект от задания.
Численность и комплектование групп – важный вопрос организации учебного сотрудничества. На первых уроках лучше комплектовать небольшие группы – из 3-4 человек. Это требует минимальной перестановки мебели в классе. Работа из 5-6 человек уже связана с существенной перестановкой.
Желательно, чтобы в группу входили школьники с разными учебными возможностями, мальчики и девочки. Обладая разными интересами, различной обучаемостью и работоспособностью, они будут дополнять друг друга. Сильные ученики в таких случаях успевают выполнить свою часть задания и оказать помощь товарищам. Группа, состоящая только из слабых учеников, неработоспособна. У них некому руководить познавательной деятельностью, они не могут помочь друг другу.
Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в группу закадычных друзей или, или, наоборот, недолюбливающих друг друга учеников. Иногда следует обратить внимание на личностные качества детей, такие как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.
Для формирования адекватной самооценки у каждого ученика и создания условий для его самоопределения необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Учитель может помочь им в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, успел побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.
Учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет всего 5-7 минут., это связано с тем, что школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто излишне шумят, что может стать помехой для освоения учебного материала.
Оценивание результатов групповой работы – важный и обязательный момент урока. Наряду с оцениванием учебных достижений учеников и выставлением им отметок необходимо оценить и их социальные достижения, прокомментировать проявленные коллективистские качества, подметить проявление помощи, взаимовыручки, подчеркнуть вклад каждого в общее дело. Некоторые правила оценивания:
учебных достижений:
-производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с результатами, ранее достигнутыми этими учениками;
-любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;
- групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
социальных достижений:
- если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;
-все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
-необходимо избегать выделения какой либо одной группы, не устраивать соревнования;
- если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то не следует ее ругать, надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать группу;
- необходимо обсудить психологические результаты ( что удалось и почему, к чему следует стремиться);
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп столкнулись на этом уроке, а также выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Какие же преимущества обучения в сотрудничестве? Во-первых, обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникнуть в его содержание.
Во-вторых, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает ситуацию успеха, подмечая достижения каждого ученика.
В-третьих, при групповой работе в сотрудничестве все ученики класса трудятся на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто не может отсидеться, занимаясь не общим, а посторонним делом.
Наконец, принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, принцип рефлексии способствуют тому, что ученики стремятся выбрать способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию у них адекватной самооценки и самоопределения, развивает творческие возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через исползование технологии обучения в сотрудничестве.
Обобщение опыта работы по технологии сотрудничества....
Презентация. Технология "Обучение в сотрудничестве"
Презентация раскрывает технологию "Обучение в сотрудничестве"...
Технология обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является...
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»
Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, эл...
Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.
Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...
Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве
Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничествеОсновные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированны...
Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках математики
Статья об использовании КСО на уроках математики в начальной школе...