МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»
учебно-методический материал (2 класс) по теме
Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой - итоги работы других членов группы, всего коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizatsii_tekhnol.obuch_.v_sotr.rar | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»
1. Обучение в команде.
Уделяется особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой) вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что — то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце он сводится к трем основным принципам:
а) «награды» (team rewards) команда/группа получает одну на всех в виде
балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, по-
хвалы или других видов опенки совместной деятельности. Для этою необходимо
выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются
друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее
достижение;
б) индивидуальная (персональная) ответственность (individual accountability)
каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или
неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятель
ностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвое-
нии и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому
виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учите-
лем любому ученику отдельно, вне группы;
в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными члена команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Как показывают экспериментальные исследования поощрение всей команды и персональная ответственность каждого члена команды - существенные составляющие успешного формирования необходимых умений и навыков каждым учеником группы. Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходимо, чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ране полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, что поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в эк случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.
Было разработано четыре варианта работы в команде. Два из них могут использоваться применительно к любому школьному предмету и любой ступени обучения: совместное обучение малых группах - командах (Student Teams -Achievement Division or STAD) и обучение в командах на основе игры, турнира (Teams Games—Tournament, or TGT). Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся: индивидуализация обучения в командах (Team Assiste Individualization, or TAI) для уроков математики в 3—6-х класса и обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (Cooperative Integrated Reading and Composition, or CIRC) для учащихся 3—5-х классов.
- Организация обучения в сотрудничестве в малых групп. Предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (мальчиков
и девочек разного уровня обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря языком психологии, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильны ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После завершения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.
Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т. е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такой метод может быть использован на занятиях по разным предметам, начиная от математики и кончая языковыми дисциплинами, в начальных и старших классах. Это - чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.
1.2. Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные - с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков матема-
тики, естественнонаучных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
- Другой разновидностью совместной групповой работы может служить индивидуальная работа в команде
Учащиеся получают индивидуальное задание, по резуль
татам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе,
выполняя собственную работу. В принципе разные команды могут заниматься раз
ной деятельностью. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих
индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение
каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне
группы, и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе
оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой
командой тем и заданий по программе и планам уроков, успешность их выполнения
в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи
групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового
материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индиви
дуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его по
мощи. Такая организация деятельности особенно хороша для уроков математики.
- Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сомнению в
большей мере предназначено для начальной школы. Работа может быть организова-
на по-разному:
- В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель
работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; со-
ставляют план пересказа, излагают прочитанные рассказы друг другу, выделяют
главные мысли; пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании,
работают со словарем. - Если класс не делится на однородные группы, то все учащиеся во всех груп-
пах работают совместно, стараясь определить главную идею текста и понять общий
смысл рассказа при ответах на проблемные вопросы по тексту. Ребята трудятся единой командой. На уроках родного или иностранного языков они могут тренироваться в правописании, словарной работе, пересказе текста, отредактировать и скорректировать работы друг друга, подготовить свои сочинения к «публикации». Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когда учитель убеждается, что ребята готовы к нему.
2. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning) . В педагогической практике именуется сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Биография выдающегося писателя или деятеля» можно выделить ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой опенке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Метод «Пила-2» (Jig-saw-2), предусматривает работу учащихся группами в 4—5 человек (как в TGT или STAD). Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом (например, читает всю биографию). Но при этом каждый член группы получает тему, которую
разрабатывает особенно тщательно и становится и ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.
3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Learning Together) . Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, учитель должен уделять большое внимание вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторингу активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой - то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально - психологическую -осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
4. Исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему обшей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные
малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. А достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания /проекта/ проблемы; когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий -каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в
группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.
«Работа в группах, кроме всего прочего, говорит одна из учениц, - позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни».
Педагогическое общение, психология и культура общения все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании - это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность - взаимодействие — общение — контакт. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них.
Практически речь идет об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т. д.
Как видно из описания, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдаются во всех случаях. Следует особо отметить, что, как мы уже подчеркивали выше, совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. В частности, не только израильский (и соответственно, европейский), но и американский варианты этого метода позволяют самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом. В дальнейшем мы более подробно остановимся на этом факте. Но здесь хотелось бы обратить внимание читателя на эту дидактическую функцию данного метода, различные его варианты. При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве по американскому варианту направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения
проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества по израильскому и европейскому вариантам дает возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Поэтому, изучая целесообразность применения данного метода в практике отечественной школы, мы пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно - ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно.
Уже в начальной школе ученики обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочной литературе. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа - совместная работа в группах - такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через исползование технологии обучения в сотрудничестве.
Обобщение опыта работы по технологии сотрудничества....
Презентация. Технология "Обучение в сотрудничестве"
Презентация раскрывает технологию "Обучение в сотрудничестве"...
Технология обучения в сотрудничестве
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является...
Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.
Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...
Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве
Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничествеОсновные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированны...
Технология Обучение в сотрудничестве: организация групповой работы в начальной школе
ТехнологияОбучение в сотрудничестве:организация групповой работыв начальной школе...