Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках математики
статья по математике (3 класс) на тему

Есина Ольга Валерьевна

Статья об использовании КСО на уроках математики в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках математики».

В настоящее время Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. В соответствии с ФГОС НОО, приоритетным Национальным  проектом «Образование», национальной образовательной инициативой «Наша Новая школа», Концепцией модернизации российского образования приход в школу новых технологий обучения  должен обеспечить эффективность образовательного процесса. Одной из таких технологий является технология обучения в сотрудничестве, которая полностью соответствует предъявляемым требованиям Стандарта и развивает коммуникативные универсальные учебные действия.

Анализ педагогической теории позволил выделить следующие закономерности:

1. Технология обучения в сотрудничестве является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.

2. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах коллективной работы.

     Одной из наиболее эффективных педагогических технологий учебного сотрудничества является технология коллективного способа обучения, или КСО. Современные теоретики коллективного способа обучения (Александр Григорьевич  Ривин и Виталий Кузьмич Дьяченко) используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем. КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

- в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение знаний.

    Практика показывает, что коллективные способы обучения (КСО) – одна из наиболее эффективных педагогических технологий учебного сотрудничества.

Деятельностная сущность коллективного способа обучения осуществляется через конструирование модели обучения при изучении любой темы курса "Математика" в начальной школе. Реализация технологии КСО на уроках математики позволяет определить приемы и формы работы с обучающимися для развития коммуникативных УУД, с учетом данной технологии обновлено содержание уроков.

Практически доказано, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов обучающихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Таким образом, альтернативой традиционному обучению является обучение в сотрудничестве, главная идея которого – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. 

Технология обучения в сотрудничестве незаменима в обучении младшего школьника. Она является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности, т.е.  ученика, который хочет учиться, знает чему учиться, и умеет учиться. В силу особенностей возраста становление «субъект-субъектных» отношений доступно младшим школьникам, прежде всего, во взаимодействии друг с другом.

 Эффективность формирования компонентов учебной деятельности,  успешность решения учебных задач и повышение  уровня развития межличностных взаимоотношений младших школьников способствовала система развивающей коллективной работы, включающая    систематическое использование технологии КСО в педагогическом процессе;  учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста в подборе методов и приемов работы технологии КСО; введение в традиционную методику обучения математики творческих заданий в коллективной деятельности; создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично развитой подрастающей личности.

Технология обучения в сотрудничестве, в частности, технология КСО  позволяет создать такие условия на уроке, при которых школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и творческой деятельности, работая на своем уровне сложности. Данная технология позволяет конкретизировать цели и задачи уроков, изменить их форму, совершенствовать их содержание, связать знания по одному предмету с другим, а значит, делает работу на уроке школьников более интересной. Как правило, интересная  и посильная каждому учащемуся работа, сменяемость видов деятельности и  форм работы не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит технология обучения в сотрудничестве предусматривает и здоровьесбережение на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве

Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничествеОсновные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированны...

Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /

Воспитание самоконтроля  включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать  с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Мастер – класс «Использование обучающих структур технологии сотрудничества на уроке математики в начальной школе»

выбор темы «Использование обучающих структур технологии сотрудничества  на уроке математики в начальной школе» был обусловлен поиском новых форм работы на уроках.Обучение в сотрудниче...

Технологическая карта урока по математике с применением технологии обучение в сотрудничестве.

Считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества,...