Технология обучения в сотрудничестве
учебно-методический материал по теме

Жмыхова Ирина Ивановна

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков, в обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rosatom_doklad.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирования и оценивания метапредметных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования

Технология обучения в сотрудничестве

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны

или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен

достигнуть этого собственной деятельностью собственными

силами, собственным напряжением»

А. Дистервег

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков, в обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Существуют несколько вариантов данного метода обучения. Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода:

  • обучение в команде;
  • пила;
  • учимся вместе.

Обучение в команде

 Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.

Вкратце сводится к трем основным принципам:

а) «награды» команда (группа) получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально – групповую и командно – игровую:

1. В первом случае ученики  разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После выполнения заданий всеми группами учитель на каждом уроке организует либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо рассмотрение заданий каждой группой, если задания были разные.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.

2. Другая разновидность такой организации учебного процесса является командно-игровая деятельность. Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что ученики 1 уровня, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

3. Разновидностью совместной групповой работы - это индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и плану уроков, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Так как учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися и его помощи.

Пила

Учащиеся организуются в группы по 4- 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом научиться преобразовывать выражения — это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Например, тема «Биография выдающегося писателя или деятеля» может быть разбита на:

  • ранние годы жизни;
  • первые достижения;
  • средние и поздние годы жизни;
  • влияние на историю.
  1. Каждый член группы находит материал по своей части.
  2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «Встречей экспертов».
  3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и узнать всю биографию данного человека – это внимательно слушать своих партнёров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос по данной теме.

Учимся вместе

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы:

  • награды всей команде,
  • индивидуальный подход,
  • равные возможности.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания:

  • выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, своё подзадание);
  • отслеживания правильности выполнения заданий партнерами;
  • мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи;
  • культуры общения внутри группы.

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Чем отличается групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества? Что такое «базовая группа» и как она работает?

Можно выделить три отличия работы в малых группах:

  1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
  2. Специальное внимание уделяется специальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
  3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса «как» ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают своё поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

  • Зависимость от единой цели, которая осознаётся учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
  • Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи. Данная зависимость может быть на уровне разделения труда, ролевых функций, учебного материала (инструментов, оборудования), разделённого между учениками группы (например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т. д.).
  • Зависимость от формы поощрения. Каждый ученик получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково либо не поощряются никак.

Ниже приводятся примеры предлагаемых способов структуирования взаимозависимости по разным аспектам.

Цели:

  • Единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели, пр.).
  • Подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой от группы.
  • Таблица успехов каждого члена группы по каждой теме (в описательной форме с указанием, что требует дополнительной практики).
  • Каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но учитель берёт для анализа один от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

Источники информации:

  • Материалы по типу «пила»: каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, который он должен выполнить индивидуально.
  • Письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить своё решение.
  • Распределение ролей.
  • Ограничение материала.

Поощрения:

  • Балльная оценка.
  • Похвала учителя.
  • Поощрение группы путём
  1. Выделения дополнительного времени для чтения;
  2. Предоставления свободного времени;
  • Определённой атрибутикой.
  • Запись индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал.

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат. Цель, задача, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым учеником группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

  • Выделение каждого из учеников группы и попросите его рассказать об общем замысле решения задачи, плана сочинения и т. д.
  • Распределение учебного материала, видов деятельности между учениками по типу «пила».
  • Оценка, которую получает группа, является как бы исходной, её можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что – то добавить к сказанному, сделанному, пр.
  • Выберите по одному ученику из каждой группы и предложите им небольшую контрольную, тест.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

  1. Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык.
  2. Помогите учащимся понять, из чего это умение/навык состоит.
  3. Организуйте практику.
  4. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением.
  5. Стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики.
  6. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата.
  7. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в её постоянном применении.

Урок по технологии «Обучение в сотрудничестве»

Учебно – воспитательная задача урока.

Планирование урока.

Объём материала.

Поощрения.

Шаг 1.

Прежде всего определитесь с учебно – воспитательной задачей первого урока. Ученики также должны полностью осознавать поставленную вами задачу.

Постарайтесь на вашем первом уроке ограничиться теми умениями, которыми ваши ученики уже владеют. Например:

усвоение правописания, работа со словарём;

обозначение столиц известных им государств (на контурной карте);

проставить знаки препинания в тексте в соответствии с известными им правилами;

определить синонимы или антонимы известных им слов:

определить континенты, страны, штаты в государствах на карте;

определить площадь, объём, пр. известных им геометрических фигур;

определить национальные флаги государств;

осмыслить логику периодической таблицы элементов;

привести и аргументировать доказательства геометрических теорем;

определить и описать функции различных органов человека; т.д., т.п.

Если вы сумеете выбрать знакомые ученикам умения, то им легче будет сосредоточить своё внимание на новых умениях, которые требуются им при работе в сотрудничестве.

Итак, вы определились с учебно – воспитательной задачей урока, с теми умениями, которые потребуются вашим ученикам при первой работе в группе сотрудничества.

Запишите эту задачу на доске так, чтобы всем ученикам она была ясна и понятна.

Цель урока:

Осмыслить (понять) материал…

Выполнить практические задания по осмыслению нового материала…

Эти задания будут ясны ученикам? Вы в этом уверены? Тогда пойдём дальше.

Шаг 2.

Давайте теперь определимся  с объёмом материала, который учащиеся смогут выполнить в малых группах за одно занятие, точнее, за отведённое на одном уроке для этого время. Имейте ввиду, что при работе в группах сотрудничества учащиеся успеют реально выполнить значительно меньше заданий, чем индивидуально, потому что им потребуется определённое время, чтобы:

  • убедиться, что все в группе поняли задание;
  • договориться о способах выполнения задания;
  • дать каждому члену группы возможность завершить его часть работы;
  • сравнить мнения всех и договориться об общем решении и соответственно ответе.

Не забудьте каждый раз подчёркивать, сто это задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности. Это работа в сотрудничестве, групповая работа, где успех всех зависит от успеха каждого.

Посмотрите теперь на цель урока и определите задания учащихся в группах (каждой группы и по возможности каждого ученика группы).

Разделите задание на целесообразные части, если это возможно для каждой группы, и сформулируйте эти задания наиболее понятным для них языком. Формулировки должны быть предельно лаконичными и чёткими для группы и для каждого ученика. При этом следует иметь ввиду, что задания для групп могут быть аналогичными или разными. Если это одно задание для всех групп. Его также можно вынести на доску. Если это разные задания, их следует чётко записать на отдельных листочках и раздать по группам. Тоже касается и ролей для всех членов группы. Если эти роли различны, они записываются на доске.

Например:

  • при работе над правописанием
  1. двое пишут (под диктовку третьего слова, за которые он отвечает),
  2. затем эта роль переходит ко второму ученику, двое других пишут, затем к третьему и т.д. (по верхушке),
  3. ученик, который суммирует все слова, подлежащие усвоению, и проверяет степень усвоения группой,
  4. ученик, который следит за активностью и докладывает от результатах;
  • при совместном написании сочинения
  1. ответственный за идею (план сочинения, который обсуждается и принимается всей группой),
  2. ответственный за написание (обычным способом или на компьютере),
  3. ответственный за организацию помощи пишущему в правописании и редактировании.

Вы уверены, что сформулированные вами задания будут абсолютно понятны каждому ученику? Тогда переходим к следующему этапу планирования.

Шаг 3.

Теперь нам необходимо определить, что же должно предшествовать работе учащихся в сотрудничестве? Что должно следовать за этой работой? Не следует забывать, что работа в сотрудничестве – лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам работы, методам и средствам.

Поэтому, определившись предварительно со временем, которое необходимо на успешное  завершение задания в сотрудничестве, пора переходить к планированию всего урока.

Шаг 4.

Давайте отметим ещё один важный момент, касающийся поощрения. Есть несколько основных правил, которые полезно помнить:

  • если ваши ученики работают в группах охотно, продуктивно, не старайтесь их каждый раз хвалить. Считайте (и дайте понять ученикам), что это нормально.
  • Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.
  • Все группы открыты для получения поощрения, поэтому не следует из этого делать какое – либо соревнование.
  • Использование поощрения не стимулирует сотрудничество, если приходится бороться за ограниченное число призов (похвал, поощрений, пр.).
  • Если группа не заслужила вашего поощрения, не следует это подчёркивать каким – либо образом, чтобы не вызвать огорчения, ссоры, слёз, пр. Просто предоставьте в самой благожелательной манере возможность дополнительной практики по данному конкретному вопросу (возможно, в качестве домашнего задания), а затем найдите возможность оценить усилия группы и достигнутый результат.
  • Помните, сто допускаемые ошибки – это всего лишь сигнал о том, что что – то не понятно (а это ваше мастерство), недостаточно практики (следовательно, надо её предоставить в нужном объёме).
  • Очень важно также помнить, что поощрению подлежат не только академические аспекты общения.

Важно, чтобы учащиеся на каждом уроке чётко понимали, какие социально – психологические факторы общения будут отслеживаться учителем. Это также должно быть чётко прописано на доске.

Например:

Я буду наблюдать за тем, как

  • вы слушаете друг друга,
  • помогаете друг другу,
  • вместе решаете возникшую проблему.

Можно порекомендовать на первых порах выбрать для поощрения такие психологические проблемы, как:

  • умение проверить понимание изучаемого материала,
  • умение поделиться с товарищами своими идеями и информацией,
  • умение подбодрить товарища, стимулировать его к активной работе,
  • добиться согласия при решении спорных вопросов.

Не забудьте после каждой работы в группах сотрудничества проводить не только обсуждение достигнутых академических успехов различными способами, о которых говорилось ранее, но и обязательно обсудить успехи учеников в сотрудничестве, в общении между собой, спросить у них, как они собираются действовать дальше в этом направлении.

И эти способы поощрения как академических успехов, так и психологических аспектов общения, если в этом есть необходимость (на первом уроке это необходимо), также планируется заранее и чётко доводить до сведения учеников, что, как и почему будет оцениваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Технология "Обучение в сотрудничестве"

Презентация раскрывает технологию "Обучение в сотрудничестве"...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, по­знавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, эл...

Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.

Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...

Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве

Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничествеОсновные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированны...

Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках математики

Статья об использовании КСО на уроках математики в начальной школе...