Педагогический проект: "Интеллектуальное развитие младших школьников"
проект на тему
Новые ФГОС поставили перед образованием новые задачи: создание обучающей среды, которая мотивирует учащихся добывать и обрабатывать информацию самостоятельно. Решение таких задач вызвало необходимость использования в работе новых педагогических подходов и новых технологий в современной общеобразовательной школе.
Актуальность темы обусловлена комплексному формированию интеллектуального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_intellektualnoe_razvitie_shkolnikov.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Моряковская средняя общеобразовательная школа» Томского района
634516, Томская область, Томский район, с. Моряковский Затон, ул. Советская, 29
Тел. 927-755, тел.\факс 927-655
Педагогический проект:
«Интеллектуальное развитие
младших школьников»
Авторы проекта:
Бахтина Маргарита Николаевна
учитель начальных классов
Габидулина Наталья Александровна
учитель начальных классов
Моряковский Затон
Томского района
2014 г
Содержание
Содержание
1. Проблема 3
2. Актуальность, целесообразность 3
3. Проектная деятельность 3
3.1 Цели.
3.2 Задачи.
3.3 Объект исследования 4
3.4 Сроки реализации 4
3.5 Ожидаемые результаты 4
3.6 Гипотеза 4
3.7 Направления 4
3.8 Алгоритм реализации программы 5
4. Поэтапный план реализации проекта 5
5. Реализация проектной деятельности в 1-4 классах 7
5.1 Формы работы
5.2 Методические результаты
5.3 Оценка результативности
6. Риски и методы их коррекции. 8
7. Список использованной литературы 10
8. Приложения 11
8.1 Диагностика
8.2 Использование программных средств ИКТ на разных этапах проектной деятельности
8.3 Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их
не только интеллектуально, но и личностно.»
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.
1. Проблема.
В современной школе отсутствует:
* система развития и последующего сопровождения одарённых учеников в начальных классах
* программа работы с одарёнными детьми
* методическое обеспечение
* проведение диагностики выявления одарённых детей
* неготовность педагога работать с одарёнными обучающимися
2. Актуальность и целесообразность.
Новые ФГОС поставили перед образованием новые задачи: создание обучающей среды, которая мотивирует учащихся добывать и обрабатывать информацию самостоятельно. Решение таких задач вызвало необходимость использования в работе новых педагогических подходов и новых технологий в современной общеобразовательной школе.
Актуальность темы обусловлена комплексному формированию интеллектуального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Цели нашей профессиональной деятельности: развитие целостной системы
универсальных знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности и
индивидуальной ответственности учащихся.
Проанализировав свою деятельность , мы столкнулись с проблемами, которые затрудняют достижение высоких результатов в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах:
• неумение соблюдать прочитанные инструкции, выраженные в неспособности детьми внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий и выполнять работу а в соответствии с заданиями;
• несоответствие между исследовательской, поисковой деятельностью учащихся и практическими заданиями, в ходе которых отрабатываются учебные навыки;
• отсутствие переноса навыков из учебной в жизненную ситуации и знания из одной образовательной области в другую.
• Низкий уровень развития логического мышления
3. Проектная деятельность
3.1 Целью нашей проектной работы явилось создание наилучших условий для подготовки детей к интеллектуальным конкурсам и предметным олимпиадам.
3.2 Задачи:
1. Изучение и выбор психолого-педагогической литературы и методики выявления одарённых детей.
2. Проведение диагностики и создание банка данных по одарённым детям
3. Разработка программы по развитию одарённых детей
4. Разработка методического сопровождения
Для этого было проведено:
o Отбор учебного материала на актуальные темы программы.
o Проведение диагностики среди учащихся
o Фиксирование промежуточных и конечных результатов учащихся.
o Написание методической рекомендации для организации занятий данного курса.
3.3 Объект исследования: ученики начальных классов
3.4 Сроки реализации:
I этап – диагностико-организационный ( 1 год ) Включает :
Цель: формирование системы диагностики развития одарённости детей в ходе реализации программы.
Задачи:
- Изучить состав учащихся для выявления типов одарённости детей.
- Создать базу методического обеспечения.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность учителей.
II этап – эксперементальный (2 года).
Цель: апробировать программу работы с одарёнными детьми;
Задачи:
- Мониторинг творческих и интеллектуальных способностей каждого ребёнка;
- Отработка педагогических технологий работы с одарёнными учениками;
- Методическая помощь в реализации программы, совершенствование мастерства учителей, обмен опытом;
- Отслеживание результатов, сравнительный анализ данных результатов и их коррекция;
- Педагогическая, психологическая, валеологическая и социальная поддержка одарённых детей.
III этап – рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
Цель: проанализировать и обобщить результаты развития одарённых учеников;
Задачи:
- проанализировать мониторинг достижений каждого ребёнка;
- проанализировать деятельность учителей в работе с одарёнными детьми;
- Определить проблемы, возникшие при реализации программы, пути их решения, корректировать данную программу.
3.5 Ожидаемые результаты.
Реализация творческого потенциала детей:
призовые места в олимпиадах, занятия в секциях, кружках, , положительная динамика развития учащихся
3.6 Гипотеза.
Создание и реализация программы работы с одарёнными детьми возможна при выполнении следующих условий:
- проведение диагностики одарённости;
- разработка программы работы с одарёнными детьми в начальной школе;
- разработка методического обеспечения;
3.7 Направления:
1. Диагностическое.
2. Развивающее.
3. Информационное.
4. Координационное
5. Кадровое.
3.8 Алгоритм реализации программы.
Диагностическое направление:
- Создание банка методического обеспечения с целью выявления одарённых детей.
- Диагностика по методике по А.И. Савенкова для одарённых детей.
- Формирование базы данных одарённых детей.
- Создание и организация психологического сопровождения одарённых учащихся.
Развивающее направление:
- Формирование образовательной среды с целью развития одарённых детей.
- Организация различного рода внеклассных занятий с целью углубленного изучения предметов.
- Создание условий для активного участия в олимпиадах и интеллектуально-творческих мероприятиях.
- Использование систем информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:
- Привлечение внимания спонсоров, родителей, общественности к проблемам одарённых учащихся (реклама, создание интернет-сайтов, выпуск стенгазет).
- Организация работы библиотеки в данном направлении.
Координационное направление:
- Работа коллектива.
- Обеспечение нормативно – правовой базы.
- Формирование и работа предметных кружков.
- Ресурсное обеспечение.
- Контроль и последующий анализ деятельности.
- Формирование банка данных одарённых детей.
Кадровое направление:
- Плановое повышение квалификации педагогов (курсы, МО, мастер-класс, создание разнонаправленных творческих групп).
- Мотивация педагогов (методическая и финансовая помощь педагогам).
4. Поэтапный план реализации проекта
Первый этап (2013-2014 учебный год) - поисковый | ||||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемые результаты | Ответственный | ||
Изучить контингент учеников с целью выявления типов одарённости детей Организация методического обеспечения. Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
| Диагностика | 1 год | Выявление области одарённости учащихся, составление банка данных одарённых детей. | Психолог, учителя нач. кл. | ||
Совместно с родителями ученика выявить область одарённости ребёнка. | Работа с родителями. | Объективное оценивание способностей ребёнка | Зам. директора по УВР, психолог, учителя. | |||
Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе. Создать базу по методическому обеспечению. | Создать базу по методическому обеспечению. | Обеспечение методической литературой, ИКТ для данного проекта. | рук. МО, учителя нач. кл. | |||
Второй этап (2014-2016 учебный год) - организационно – практический | ||||||
Отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; | апробация программы работы с одарёнными детьми; | 2 года | Выявление положительных и отрицательных моментов в программе | учителя нач. кл. | ||
Провести мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; | мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; | Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по интересам | учителя нач. кл. | |||
Совершенствование мастерства учителей; | отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; | Мастер-класс на методических объединениях | учителя нач. кл., рук. МО | |||
Организовать методическую помощь учителям и руководителям внеурочной деятельности. | методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; | Взаимопосещение уроков, внеклассных занятий. | Зам. директора по УВР, психолог, учителя. | |||
Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; | Создание и ведение индивидуальных результативных карт | Ведение индивидуальных результативных карт. | учителя нач. кл. | |||
Психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей. | Организация психологических занятий с одарёнными детьми. | Поддержка и оказание помощи специалистов. | Зам. директора по УВР, психолог, учителя. | |||
Третий этап (2016 – 2017 учебный год) - рефлексивно – обобщающий | ||||||
Проанализировать и обобщить результаты развития детей. | анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; | Положительная динамика развития детей. | Зам. директора по УВР, психолог, учителя. | |||
Проанализировать и обобщить достижения каждого ребёнка. | анализ мониторинга достижений каждого учащегося; | Достижение высоких результатов в предметных олимпиадах, конкурсах. | учителя нач. кл. | |||
Анализ и коррекция затруднений педагогов в реализации программы. | анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми; | Продолжение деятельности учителей по данной программе. | Зам. директора по УВР, психолог | |||
Обобщение и определение проблем, возникших при реализации данной программы. | определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ. | Продолжение использования данной программы педагогами. | учителя нач. кл. |
5. Практическая реализация проектной деятельности в 1-4 классах
5.1 Формы работы:
проведение нестандартных форм уроков, использование на практике элементов дифференцированного обучения, индивидуальный подход на уроках;
проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми по предметам;
участие в районных и школьных олимпиадах;
участие в проектной деятельности учащихся;
посещение творческих и предметных кружков, внеклассных мероприятий;
участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах;
создание детских портфолио.
5.2 Методические результаты:
- создание банка данных об учащихся с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программы поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся и с основной школой, ;
- использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- обобщение и систематизация материалов педагогического труда.
5.3 Оценка результативности
№ | Критерии | Показатели |
1 | Самооценка личности | Наличие положительной самооценки, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, способность к рефлексии, мотивационная сфера |
2 | Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе. | Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. |
3 | Конкурентоспособность одарённых учащихся | Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, смотрах. |
6. Риски и методы их коррекции.
* Оснащение материально – технической базы школы
*Отсутствие материальной базы.
* Отсутствие методической базы.
* Отсутствие подготовленных педагогов.
* Низкая мотивация учеников к получению дополнительных знаний.
* Стимуляция детей (грамоты, сертификаты, призы)
*Создание банка данных используемой в работе методической литературы.
7. Список использованной литературы
«Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.
«Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления.
«Компьютерная грамотность: звездная миссия»
«Волшебные превращения. Основы дизайна»
«Суперинтеллект». Головоломки для любознательных
«240 логических игр» и другие.
Литература для учащихся
«Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2003 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Сборник «Задачи для развития логики».
Литература для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год
С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год
Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год
И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 1997 год
Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2-4 класс.
В.В. Волина «Учимся играя»М., 1994
Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» М., 2001
Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления детей» - Я., 1993
А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей» - Я., 1997
Под ред. Н.С. Лейтеса «Психология одарённости детей и подростков» - М., 1996
Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год.
8. Приложения
8.1 Диагностика «Карта одарённости» (по А.И. Савенкову)
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) — более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т. д. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.
Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например, бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль,
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и со взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности (по горизонтали): интеллектуальная; творческая; академическая (научная); художественно-изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.
Лист ответов (сумма по вертикали)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
сумма - ?
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№п/п...... Качество.......................... Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствительность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат — правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.
Полученный график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
8.2 Использование программных средств ИКТ на разных этапах проектной деятельности
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
компьютерные лабиринты для управления объектом;
компьютерные мозаики;
логические игры на компьютере;
компьютерные энциклопедии, путешествия;
компьютерные топологические схемы (например, района, метро);
компьютерные вычислительные игровые презентации;
игры-кроссворды.
8.3 Программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
- Актуальность программы
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в поисковую деятельность существенно обогащает начальное образование. Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Назначение программы кружка «Умники и умницы» состоит в том, чтобы помочь младшим школьникам развить познавательные и творческие способности, расширить кругозор, проявить фантазию и смекалку. Достоинствами проведения занятий в виде кружковой формы являются достаточный материал по типу интеллектуальных телевизионных программ, регулярность и целенаправленность. За основу взят материал из дополнительной литературы по разным предметам.
Успешная реализация этих задач зависит от сформированных у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.
«Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».
Творческая работа способна вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к интеллектуальной деятельности других людей.
Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года, 1 час в неделю.
Цели:
- Развитие интеллектуальных способностей у учащихся младших классов.
Задачи программы:
Обучающие
- Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и рисовать, раскрашивать, собирать пазлы.
- Применение знаний, полученных на уроках.
Развивающие:
- Развитие внимания, памяти, логического и мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие кругозора, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные: - Воспитание интереса к участию в предметных олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- Расширение коммуникативных способностей детей.
Значение занятий «Умники и умницы» для развития ребенка
Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:
- соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;
- привлекательность материала;
- необходимость «активного изучения»
- материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности;
- благоприятная обстановка в коллективе;
- эффективные методы и приёмы.
Требования к организации процесса:
- ориентация на самостоятельную работу учащихся;
- ставить задачи, требующие исследовательского подхода;
- развивать и поддерживать в работе творческое начало.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
·основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
·осознанных устойчивых интеллектуальных знаний как значимую сферу человеческой жизни;
· осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·различать способ и результат действия;
·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник получит возможность научиться:
- любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·задавать вопросы;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Программа разработана в соответствии с документами:
Федеральный Закон «Об образовании РФ».
Национальная доктрина образование.
Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.
«Всеобщая декларация прав человека».
Гражданский кодекс РФ.
«Основы законодательства РФ о культуре»
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Умники и умницы» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один раз в неделю с 1 октября по 25 мая.
Год | Количество часов | Кол-во | |
в неделю | в год | ||
1 | 1 | 28 | 10-12 |
2 | 1 | 28 | 10-15 |
3 | 1 | 28 | 10-15 |
Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Темы занятий | теория | практика |
1 | Тренинг: «трусишка зайка серенький» | 1 | |
2 | Тренинг: «петушок – золотой гребешок» | 1 | |
3 | Тренинг: «Мишка косолапый» | 1 | |
4 | Тренинг: «царство грибов» | 1 | |
5 | Тренинг: «Сказочные герои» | 1 | |
6 | Тренинг: «времена года» | 1 | |
7 | Трениг: «Первый снег» | 1 | |
8 | Тренинг: «ежиная семья» | 1 | |
9 | Викторина по сказкам Корнея Чуковского | 1 | |
10 | Викторина «Эти забавные животные» | 1 | |
11 | Групповая работа: «Готовимся к Новому году» | 1 | |
12 | Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?» | 1 | |
13 | Олимпиада по природоведению | 1 | |
14 | Тренинг «Волшебные сказки» | 1 | |
15 | КВН по математике | 1 | |
16 | Тренинг «Дикие и домашние животные» | 1 | |
17 | Тренинг «путешествие самолётика» | 1 | |
18 | Игра «Крестики-Нолики» | 1 | |
19 | КВН по русскому языку | 1 | |
20 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |
21 | Тренинг «посуда» | 1 | |
22 | Олимпиада по математике | 1 | |
23 | КВН по сказкам | 1 | |
24 | Олимпиада по литературному чтению | 1 | |
25 | Тренинг «цветик-семицветик» | 1 | |
26 | Групповая игра «Своя игра» | 1 | |
27 | Тренинг «бабушкин огород» | 1 | |
28 | Игра «Кто хочет стать умником?» | 1 |
Содержание занятий
1 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические занятия | 16 | - | 16 |
2 | Предметные олимпиады | - | 4 | 4 |
3 | Конкурсы и викторины | - | 5 | 5 |
4 | Интеллектуальные групповые игры | - | 3 | 3 |
ИТОГО: | 16 | 12 | 28 |
Тренинг: «трусишка зайка серенький»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, диафильм «Заюшкина избушка»
Тренинг: «петушок – золотой гребешок»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, диафильм «Петушок и бобовое зёрнышко»
Тренинг: «Мишка косолапый»: загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, виды медведей, сказочные герои-медведи
Тренинг: «царство грибов»: повторение изученного материала, кроссворд, раскраска
Тренинг: «Сказочные герои»: найти лишнее, скороговорки, стихотворение, ребус, загадки про сказочных героев, мультфильм
Тренинг: «времена года» загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, нахождение лишнего. Слушанье сказки «12 месяцев»
Трениг: «Первый снег» загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, родственные слова.
Тренинг: «ежиная семья» загадки, скороговорки, стихи, ребусы, пазлы, раскраски, лепка ёжика, инсценировка сказки «Теремок»
Викторина по сказкам Корнея Чуковского
Викторина «Эти забавные животные»
Групповая работа: собирание пазлов, новогодние стихи. Изготовление ёлочки из «ладошек»
Тренинг: «Кто в Новый год самый желанный гость?»
Олимпиада по природоведению
Тренинг «Волшебные сказки»: знакомство с волшебными предметами, ребусы, узнай сказку по иллюстрации. Диафильм «Морозко»
КВН по математике
Тренинг «Дикие и домашние животные»: антонимы, загадки, классификация по группам. Пазлы: силуэты животных. Чей хвост? С.Маршак «Усатый полосатый»
Тренинг «путешествие самолётика»: работа с пазлами на тему транспорт. Оригами: самолётик и кораблик. Сочинение сказки о самолётике: путешествие по городам
Игра «Крестики-Нолики»
КВН по русскому языку
Олимпиада по русскому языку
Тренинг «посуда»: загадки, ребусы. Раскрашивание (хохломская роспись). Диафильм «Федорино горе»
Олимпиада по математике
КВН по сказкам
Олимпиада по литературному чтению
Тренинг «цветик-семицветик», составление пазлов из открыток, загадки, стихи, раскрашивание. Диафильм «Цветик-семицветик»,
Групповая игра «Своя игра»
Тренинг «бабушкин огород»: загадки, ребусы, пазлы, раскраски. Диафильм «Чипполино»
Игра «Кто хочет стать умником?»
Ожидаемые результаты:
К концу 1 – го года обучения учащиеся:
- Приобретение школьниками социальных знаний: о правилах конструктивной групповой и индивидуальной работы;
- Приобретение интеллектуальных знаний
- умение самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
Тематическое планирование
2 год обучения
№ | Темы занятий. | теория | практика |
1 | Тренинг: Загадки о животных | 1 | |
2 | Тренинг: Загадки о растениях | 1 | |
3 | Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена. | 1 | |
4 | Тренинг: Учись разгадывать ребусы | 1 | |
5 | Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок» | 1 | |
6 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |
7 | Тренинг: детские кроссворды | 1 | |
8 | КВН по русскому языку | 1 | |
9 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон» | 1 | |
10 | Олимпиада по литературному чтению | 1 | |
11 | Викторина по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм | 1 | |
12 | Игра «Поле Чудес» | 1 | |
13 | Тренинг: «хитрые» задачки | 1 | |
14 | Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы | 1 | |
15 | Олимпиада по математике | 1 | |
16 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру» | 1 | |
17 | КВН по математике | 1 | |
18 | Игра «Крестики-Нолики» | 1 | |
19 | Тренинг: «хитрые» задачки | 1 | |
20 | Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы | 1 | |
21 | Игра «Кто хочет стать умником?» | 1 | |
22 | Олимпиада по природоведению | 1 | |
23 | Ира «Эти забавные животные» | 1 | |
24 | Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП» | 1 | |
25 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
26 | Игра «Своя игра» | 1 | |
27 | КВН «Экологические задачи» | 1 | |
28 | Игра «Самый Умный» | 1 |
Содержание занятий
2 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические занятия | 12 | - | 12 |
2 | Предметные олимпиады | - | 4 | 4 |
3 | Конкурсы и викторины | - | 6 | 6 |
4 | Интеллектуальные групповые игры | - | 6 | 6 |
ИТОГО: | 12 | 16 | 28 |
Тренинг: Загадки о животных, интересные факты о животных. Учись рисовать.
Тренинг: Загадки о растениях, интересные факты о растениях. Учись рисовать.
Викторина по творчеству Г.Х. Андерсена.
Тренинг: Учись разгадывать ребусы
Тренинг: Подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок»
Олимпиада по русскому языку
Тренинг: детские кроссворды
КВН по русскому языку
Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон»
Олимпиада по литературному чтению
Викторина по сказкам Шарля Перро и братьев Гримм
Игра «Поле Чудес»
Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания
Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы
Олимпиада по математике
Тренинг: подготовка к конкурсу «Кенгуру»
КВН по математике
Игра «Крестики-Нолики»
Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания, ребусы
Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы
Игра «Кто хочет стать умником?»
Олимпиада по природоведению
Игра «Эти забавные животные»
Тренинг: подготовка к конкурсу «ЧИП»
Игра «Что? Где? Когда?»
Игра «Своя игра»
КВН «Экологические задачи»
Ожидаемые результаты:
К концу 2 – го года обучения учащиеся:
Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
• практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Тематическое планирование
3 год обучения
№ | Темы занятий. | теория | практика |
1 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по математике | 1 | |
2 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по математике | 1 | |
3 | Олимпиада по математике | 1 | |
4 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по русскому языку | 1 | |
5 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по русскому языку | 1 | |
6 | Олимпиада по русскому языку | 1 | |
7 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Русский Медвежонок» | 1 | |
8 | КВН по русскому языку | 1 | |
9 | Викторина по сказкам | 1 | |
10 | Тренинг: подготовка к конкурсу «Слон» | 1 | |
11 | Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания | 1 | |
12 | Тренинг: ребусы, головоломки, задания на логику | 1 | |
13 | Игра «Крестики-Нолики», | 1 | |
14 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по литературному чтению | 1 | |
15 | КВН по литературному чтению | 1 | |
16 | игра «Поле чудес» | 1 | |
17 | Олимпиада по литературному чтению | 1 | |
18 | КВН «Экологические задачи» | 1 | |
19 | игра «Кто хочет стать умником» | 1 | |
20 | КВН по математике | 1 | |
21 | Тренинг: подготовка к олимпиаде по природоведению | 1 | |
22 | Олимпиада по природоведению | 1 | |
23 | КВН по природоведению | 1 | |
24 | Тренинг: обобщение, классификация, нахождение лишнего, анаграммы | 1 | |
25 | Индивидуальная интеллектуальная игра «Своя игра» | 1 | |
26 | Тренинг: Загадки, задания на логику, «хитрые» задачки, логически-поисковые задания | 1 | |
27 | Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | |
28 | Игра «Самый умный» | 1 |
Содержание занятий
3 год обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Теоретические занятия | 12 | - | 12 |
2 | Предметные олимпиады | - | 4 | 4 |
3 | Конкурсы и викторины | - | 6 | 6 |
4 | Интеллектуальные групповые игры | - | 6 | 6 |
ИТОГО: | 12 | 16 | 28 |
Ожидаемые результаты:
К концу 3 – го года обучения учащиеся:
Разовьют внимание, память, мышление, кругозор, словарный запас; пространственное воображение; мелкую моторику рук; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; тренинги, игры, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, тренинг и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ диафильмов
• практический (выполнение работ по образцу, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплекс
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• тексты предметных олимпиад
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Компьютерные презентации ко всем тренингам и конкурсам:
Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий
|
| ||
Список используемой литературы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника
В данной статье рассматривается вопрос об особенности содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...
Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников
Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....
Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Статья ФГОС о педагогической поддержке ученика педагогом...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:
Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.
Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...
Психолого – педагогические основы организации математического развития младших школьников.
Под математическим развитием ребенка младшего школьного возраста будем понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) св...