Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.
статья (1 класс) по теме
Статья ФГОС о педагогической поддержке ученика педагогом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razinkova_o.n._staryy_skol_statya.odt | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.
В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создать условия для формирования личности обучающихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства. Неотъемлемой частью образования является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленной на достижение основных образовательных программ начального общего образования. Внеурочная деятельность в школе решает целый ряд важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность- это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществлять полноту и цельность образования. Педагог взаимодействует с ребёнком с первых дней поступления ребёнка в школу и создаёт с ним в пространстве его саморазвитие новую образовательную проблемную ситуацию, решение которой делает ребёнка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности.
До прихода ребёнка его воспитанием занимались родители, воспитатели. Он приходит к нам уже имея путь и небольшой багаж знаний, умений и навыков. У него частично сформированы те или иные качества, отношение к людям и окружающему миру, но духовные, физические, интеллектуальные возможности ребёнка ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами образования и воспитания. В этом случае педагогу важно поддержать то, что уже имеется в наличии и проявляется. Педагог должен осуществлять поддержку постоянно, потому что без поддержки невозможно развитие и становление личности и самостоятельности человека. Сегодня, когда необходимо быстро принимать самостоятельные решения, особенно важно чтобы успех деятельности был обязательным элементом не только обучения, но и во внеурочной деятельности, как постоянное продвижение в процесс становления личности. Школа обязана предоставить реальную возможность, шанс на успех всем обучающимся. Неудачник не может в полной мере научиться мыслить, самостоятельно решать проблемы. В этом никак не обойтись без педагогической поддержки. По этой причине кардинально меняется педагогическая позиция учителя: учебная деятельность выстраивается как деятельность ребёнка, а не педагога. Сегодня суть решения проблемы другая: как помочь ребёнку включиться в активную деятельность, чтобы он мог не только успешно учиться, но и проживать состояния удовлетворения и даже счастья в процессе внеурочной деятельности, познания нового. Проведённые на базе МБОУ «Гимназия №18» исследования первоклассников показали, что 30% учащихся испытывали излишнее напряжение и эмоциональный дискомфорт, 20% детей указали на страх не справиться с заданиями. Но это и есть самое опасное для воспитания ребёнка- переживаемое им состояние страха, которое сковывает, подавляет личность, препятствует её развитию. Современный школьник с одной стороны имеет стремление к успешности и самоопределению, а с другой- неуверенность, тревожность и напряжённость. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать это стремление с учётом актуального состояния школьника. Если у обучающегося что-то получается и он это видит, сразу улучшается его эмоциональное состояние, повышается мотивация, увеличивается активность. Универсальным для любой деятельности является состояние, которое характеризуется как открытость, уверенность в своих силах и сосредоточенность. Состояние открытости позволяет ребёнку быть чувствительным к себе, к своим желаниям и возможностям. В момент такого настроения ученик становится субъектом своего состояния, учится регулировать его, а педагог лишь направляет, поддерживает ученика в сложном процессе саморегулирования.
Концепция духовно-нравственного воспитания, положенная в основу разработки Программы духовно-нравственного развития воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС, рассматривает поддержку как нравственное действие педагога, направленное на:
- поощрение поиска решения, выбора, ответственного самостоятельного действия ребенка
- поощрение саморазвития и становления ребенка, как автора собственной жизнедеятельности
Средства делятся на 2 группы:
Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого:
- тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества
- внимательное, приветливое отношение, доверие к детям
- создание ситуаций взаимного обучения и воспитания
- диалог
- опора на субъект-субъектные отношения
- позитивная оценка достижений
- создание комфортной благоприятной атмосферы в классе
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку ( не только детей проблемных, детей с девиантным поведением, из неблагополучных семей, а всех, в том числе и одаренных):
- диагностика индивидуального развития, воспитанности
- выявление личных проблем
- отслеживание процессов личностного роста каждого ребенка
- создание ситуации успеха для каждого ребенка
- создание условий для самореализации личности
- повышение статуса ученика
В своей педагогической деятельности, говоря о педагогической поддержке, я пользуюсь рядом требований, которые выдвинул академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская. При этом она выделяет ряд требований к педагогической поддержке:
- Педагог с большим вниманием относится к каждому ребенку, выстраивает с ним равноправные субъект-субъектные отношения
- Педагог создает ситуацию успеха для ребенка, стимулирует, поощряет его даже «незначительные успехи»
- Педагог обеспечивает условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития и индивидуальные потребности;
- Педагог оказывает помощь ребенку и взаимодействует с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные проблемы;
- Педагог не навязывает ребенку те или иные поступки, или стиль поведения, он лишь побуждает к осмысливанию его прав и ответственности
- Педагог уважает право ребенка на выбор и проявление самостоятельности
- Педагог выстраивает с ребенком деятельностно-творческий характер общения и взаимодействия
- Педагог создает среду, направленную на сохранение душевного и физического здоровья детей;
- Педагог постоянно обогащает культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
- Педагог придает личностно-смысловую направленность обучению и воспитанию
Если все это присутствует в деятельности педагога, можно говорить о том, что он осуществляет педагогическую поддержку.
Таким образом, можно сказать, что Педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития.
Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки и поощрения имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и обучающимся во многом определяет эффективность их воспитанности и педагогического сопровождения для развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.
Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.На современном этапе развития общества происходят значительные преобразования, ориентированные на признание человеческой лично...
Социокультурное становление младшего школьника в условиях реализации ФГОС НО
Социокультурное становление младшего школьникав условиях реализации ФГОС НО...
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования». ...
Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе -...
Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Особое внимание в статье уделено использованию личностно ориентированного обучения в художественно-эстетическом образовании младших школьников....
«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...
Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...