Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.
статья (1 класс) по теме

Статья  ФГОС о педагогической поддержке ученика педагогом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razinkova_o.n._staryy_skol_statya.odt27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.

        В условиях перехода к ФГОС школа теперь призвана не только развивать качественные предметные компетенции обучающихся, но и создать условия для формирования личности обучающихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства. Неотъемлемой частью образования является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленной на достижение основных образовательных программ начального общего образования. Внеурочная деятельность в школе решает целый ряд важных задач:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
  2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  3. улучшить условия для развития ребёнка;
  4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность- это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществлять полноту и цельность образования. Педагог взаимодействует с ребёнком с первых дней поступления ребёнка в школу и создаёт с ним в пространстве его саморазвитие новую образовательную проблемную ситуацию, решение которой делает ребёнка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности.

        До прихода ребёнка его воспитанием занимались родители, воспитатели. Он приходит к нам уже имея путь и небольшой багаж знаний, умений и навыков. У него частично сформированы те или иные качества, отношение к людям и окружающему миру, но духовные, физические, интеллектуальные возможности ребёнка ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами образования и воспитания. В этом случае педагогу важно поддержать то, что уже имеется в наличии и проявляется. Педагог должен осуществлять поддержку постоянно, потому что без поддержки невозможно развитие и становление личности и самостоятельности человека. Сегодня, когда необходимо быстро принимать самостоятельные решения, особенно важно чтобы успех деятельности был обязательным элементом не только обучения, но и во внеурочной деятельности, как постоянное продвижение в процесс становления личности. Школа обязана предоставить реальную возможность, шанс на успех всем обучающимся. Неудачник не может в полной мере научиться мыслить, самостоятельно решать проблемы. В этом никак не обойтись без педагогической поддержки. По этой причине кардинально меняется педагогическая позиция учителя: учебная деятельность  выстраивается как деятельность ребёнка, а не педагога. Сегодня суть решения проблемы другая: как помочь ребёнку включиться в активную деятельность, чтобы он мог не только успешно учиться, но и проживать состояния удовлетворения и даже счастья в процессе внеурочной деятельности, познания нового. Проведённые на базе МБОУ «Гимназия №18» исследования первоклассников показали, что 30% учащихся испытывали излишнее напряжение и эмоциональный дискомфорт, 20% детей указали на страх не справиться с заданиями. Но это и есть самое опасное для воспитания ребёнка- переживаемое им состояние страха, которое сковывает, подавляет личность, препятствует её развитию. Современный школьник с одной стороны имеет стремление к успешности и самоопределению, а с другой- неуверенность, тревожность и напряжённость. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать это стремление с учётом актуального состояния школьника. Если у обучающегося что-то получается и он это видит, сразу улучшается его эмоциональное состояние, повышается мотивация, увеличивается активность. Универсальным для любой деятельности является состояние, которое характеризуется как открытость, уверенность в своих силах и сосредоточенность. Состояние открытости позволяет ребёнку быть чувствительным к себе, к своим желаниям и возможностям. В момент такого настроения ученик становится субъектом своего состояния, учится регулировать его, а педагог лишь направляет, поддерживает ученика в сложном процессе саморегулирования.

        Концепция духовно-нравственного воспитания, положенная в основу разработки Программы  духовно-нравственного развития воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС, рассматривает поддержку как нравственное действие педагога, направленное на:

  1. поощрение поиска решения, выбора, ответственного самостоятельного действия ребенка
  2. поощрение саморазвития и становления ребенка, как автора собственной жизнедеятельности

Средства делятся на 2 группы:

Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого:

  1. тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества
  2. внимательное, приветливое отношение, доверие к детям
  3. создание ситуаций взаимного обучения и воспитания
  4. диалог
  5. опора на субъект-субъектные отношения
  6. позитивная оценка достижений
  7. создание комфортной благоприятной атмосферы в классе

Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку ( не только детей проблемных, детей с девиантным поведением, из неблагополучных семей, а всех, в том числе и одаренных):

  1. диагностика индивидуального развития, воспитанности
  2. выявление личных проблем
  3. отслеживание процессов личностного роста каждого ребенка
  4. создание ситуации успеха для каждого ребенка
  5. создание условий для самореализации личности
  6. повышение статуса ученика

В своей педагогической деятельности, говоря о педагогической поддержке, я пользуюсь рядом требований, которые выдвинул академик Российской академии образования Е. В. Бондаревская. При этом она выделяет ряд требований к педагогической поддержке:

  1. Педагог с большим вниманием относится к каждому ребенку, выстраивает с ним равноправные субъект-субъектные отношения
  2. Педагог создает ситуацию успеха для ребенка, стимулирует, поощряет его даже «незначительные успехи»
  3. Педагог обеспечивает условия развития ребенка, опираясь на особенности его саморазвития и индивидуальные потребности;
  4. Педагог оказывает помощь ребенку и взаимодействует с ним, побуждая его самостоятельно осмысливать и решать собственные проблемы;
  5. Педагог не навязывает ребенку те или иные поступки, или стиль поведения, он лишь побуждает  к осмысливанию его прав и ответственности
  6. Педагог уважает право ребенка на выбор и проявление самостоятельности
  7. Педагог выстраивает с ребенком деятельностно-творческий характер общения и взаимодействия
  8. Педагог создает среду, направленную на сохранение душевного и физического здоровья детей;
  9. Педагог постоянно обогащает культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  10. Педагог придает  личностно-смысловую направленность обучению и воспитанию

Если все это присутствует в деятельности педагога, можно говорить о том, что он осуществляет педагогическую поддержку.

Таким образом, можно сказать, что Педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития.

        Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки и поощрения имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и обучающимся во многом определяет эффективность их воспитанности и педагогического сопровождения для развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.

Развитие личностной свободы младшего школьника в условиях реализации ФГОС.На современном этапе развития общества происходят значительные преобразования, ориентированные на признание человеческой лично...

Социокультурное становление младшего школьника в условиях реализации ФГОС НО

Социокультурное становление младшего школьникав условиях реализации ФГОС НО...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе            -...

Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Особое внимание в статье уделено использованию личностно ориентированного обучения в художественно-эстетическом образовании младших школьников....

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...

Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...