Дифференцированная работа с разными категориями обучающихся как способ устранения неуспеваемости
статья по теме

Сальникова Екатерина Александровна

В статье можно познакомиться с видами индивидуального образовательного маршрута и дифференцированной работы с разными категориями обучающихся (неуспевающие, одаренные, с ослабленным здоровьем и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированная работа с различными категориями обучающихся, как способ устранения неуспеваемости

Одна из задач современного образования - это формирование универсальных способностей личности.

Эффективным средством формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика, является индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается как для сильного ученика, так и для слабого. Ученик может иметь затруднения в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР), педагогическая запущенность, пропуски занятий.

Необходимо придавать выяснению причин затруднений в обучении огромное значение. Эту работу нужно выполнять с помощью самого обучающегося, его родителей и одноклассников. В работе с учениками можно использовать разные диагностические тесты (на мотивацию, социальной компетентности, интересы ребенка, способностей ребенка, уровни обучаемости, уровень творческого потенциала и др.). Данные тесты помогают выявить интересы и склонности каждого ребенка, особенности его темперамента, мышления, памяти и других показателей и определить методы и формы устранения затруднений в обучении, разработать индивидуальный образовательный  маршрут.

     Можно  выделить 4 образовательных маршрута:

  1. Образовательный маршрут для обучающихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации.
  2. Образовательный маршрут для обучающихся с ослабленным здоровьем
  3. Образовательный маршрут для одарённых обучающихся с различными специальными способностями.
  4. Образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.

Разберем особенности работы  по каждому маршруту.

Образовательный маршрут для обучающихся с опережающими темпами развития и высоким уровнем учебной мотивации. (Для таких обучающихся  можно обеспечивать индивидуальный образовательный маршрут через  проектную деятельность. Это направление позволяет сделать обучение интересным, расширить кругозор ребенка, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у учащегося. Так же организовать работу по  подготовке школьников к различным конкурсам, олимпиадам)

Образовательный маршрут для обучающихся с ослабленным здоровьем. (Для таких обучающихся необходимо проводить дополнительные консультации по пропущенным темам, на уроках организовывать работу в группах для обучающихся, пропустивших один учебный материал).

Образовательный маршрут для одарённых обучающихся с различными специальными способностями. (Для данной категории обучающихся нужно разнообразить виды работ, организовывать самостоятельную работу по изучению того или иного вопроса, чтобы ребенок имел возможность рассказать своим одноклассникам о своих исследованиях, открытиях и т.д.)

Образовательный маршрут для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении. (Для обучающихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении нужно обеспечивать индивидуальный образовательный маршрут через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, дифференцированные задания, организацию проектно-групповой деятельности. Это направление позволяет повысить уровень учебной мотивации, развить метапредметные УУД)

     Индивидуальный образовательный маршрут реализуется через различные формы организации деятельности обучающихся:

- занятие в классе. При закреплении или повторении изученного детям выдаются индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем работа проверяется и оценивается.

- групповые занятия. У детей, обучающихся по индивидуальному маршруту, одна проблема, например: " Правописание безударных гласных в корне слова".  Эти дети объединяются   в одну группу и с ними проводится   групповое занятие.

- самостоятельное изучение материала. Эту форму организации можно использовать   при обучении сильного ученика.  Дается задание для самостоятельного изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне слова". Затем проверяется правило и умение применить его в упражнениях.

- домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, обучающихся получают д/з на несколько дней. В назначенное время задание проверяется   и оценивается.

Хорошим показателем индивидуальной успешности ученика является портфолио. Систематическая работа с портфолио помогает совместно с младшим школьником решать очень важные задачи:

  • своевременно отмечать успехи ученика;
  • проследить индивидуальный рост успешности ребёнка в учёбе;
  • поддержать интерес школьника к учебному труду;
  • развить уверенность ребёнка в себе на пути достижения маленьких школьных побед;
  • научить ребёнка ставить перед собой учебные задачи;
  • учить ребёнка добиваться решения поставленных учебных задач;
  • формировать самооценку учащегося.

Переходя из класса в класс, ребёнок отмечает в портфолио  свои  учебные, трудовые, творческие и спортивно-оздоровительные успехи.

Индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках обучающихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. Такая работа с индивидуально-образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание учителем условия для адресной работы с различными категориями обучающихся

Создание учителем условия для адресной работы с различными категориями обучающихся...

Условия для адресной работы с различными категориями обучающихся в начальной школе

Учитель начальных классов  делится опытом создания условий для адресной работы с различными категориями обучающихся....

Приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира.

Предлагаемый материал разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является результатом методической деятельности педагога.В материале представлены приёмы дифференцированной рабо...

СТАТЬЯ: "Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости"

Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости...

Лучшая организация адресной работы с различными категориями обучающихся (дети с ОВЗ, дети мигранты)

В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и...