Дифференцированный подход к учащимся – одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости.
тест по теме

Золотых Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

 Тема статьи:

«Дифференцированный подход к учащимся – одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости»

Учитель: Золотых Е.В.

                  ГБОУ СОШ №313

2018 год

   Индивидуальный  подход  является одним из важных дидактических принципов  обучения. Разные учащиеся по- разному  овладевают знаниями, умениями, навыками. Это различие в овладении знаниями зависит от того, что каждый ребенок имеет определенные, присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, интересов, свой темперамент, свой уровень устойчивости психических процессов. Каждый ученик- неповторимая индивидуальность. Поэтому, для того чтобы руководство познавательным процессом учащихся и их развитием было успешным, необходимо в учебном процессе осуществлять к ним индивидуальный подход. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для всех темпе, на одном содержании, рассчитан на какой-то универсальный уровень мыслительных процессов «среднего» школьника.

     В чем же сущность данного принципа?

     «Сущность принципа индивидуального подхода состоит в изучении и учете в учебном процессе индивидуальных особенностей каждого ученика с целью максимального развития положительных и преодоления отрицательных  индивидуальных особенностей, противоречащих требованиям общества, и обеспечения на этой основе всемерного повышения качества его учебной работы, всестороннего развития учащихся, расцвета их творческих способностей и дарований».

       Принцип индивидуального подхода к учащимся является психолого-гуманистическим принципом. Требование учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности учащихся ни в коей мере не означает приспособления программ и общих требований обучения к особенностям каждого ученика. Это требование означает необходимость выбора форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей ребенка.

     Индивидуальный подход необходимо осуществлять в отношении всех учащихся, независимо от их успеваемости, поскольку каждый ребенок представляет собой самостоятельную проблему, имеет свои относительно более сильные или слабые стороны. Только зная индивидуальные особенности ученика, можно сознательно и уверенно руководить всесторонним формированием его  личности. Основой индивидуального подхода является глубокое изучение учителем своих учеников. Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, писал К.Д.Ушинский, нужно знать его во всех отношениях. Изучение ребенка, истории его жизни и развития должно быть направлено на то, чтобы уяснить, во-первых, что представляет собой ребенок сегодня в данный момент, во-вторых, что он представлял собой в прошлом, и, в-третьих, каким он будет, должен быть завтра, т. е. видеть ребенка в перспективе, ориентироваться на будущее, проектировать его развитие. В этом залог успешного существования индивидуального подхода в учебном процессе.

Психологи и педагоги разработали различные примерные программы педагогического изучения учащихся. Однако, какими бы различными  ни были эти программы, основное содержание их сводится к следующему. Необходимо получать краткие сведения о семье ребенка, узнать условия жизнь его в семье, познакомиться с особенностями физического развития, т.е. с состоянием здоровья ребенка, изучить особенности общего и умственного развития ребенка- его готовность учиться в данном классе, уровень познавательных особенностей, отношение к учебным занятиям, навыки самостоятельности и темп работы, изучить марально-волевые качества ученика и т.д.

Для того чтобы получить ответы на указанные вопросы, учитель наблюдает за деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, беседует с учеником, с его родителями и товарищами, изучает детские работы.

Опираясь на данные, полученные в результате изучения, учитель намечает ближайшие педагогические задачи в работе с каждым учеником. Создает условия для проявления и развития индивидуальных способностей и дарований учащихся, дает индивидуальные задания в соответствии  с интересами детей, содействует поступлению детей в специальные кружки и т.д. Выбирает, а затем и принимает наиболее эффективные средства индивидуального подхода к ученикам, разрабатывает систему индивидуальной работы с каждым из них.

С целью реализации индивидуального подхода в обучении и развитии потенциальных возможностей учащихся рассмотрим некоторые методы изучения индивидуальных особенностей младших школьников, которые может применить учитель.

Для выявления уровня познавательной самостоятельности учащихся при решении учебных задач можно применить метод наблюдения по определенному плану:

  1. Как решает ученик учебную задачу:  
  1. самостоятельно и различными вариантами;
  2. самостоятельно, но не оригинально;
  3. при незначительной подсказке во время анализа условия задачи;
  4. при, условии если дается схема или чертеж;
  5. ученик не приступает к решению задачи, ждет, когда начнут решать другие учащиеся.
  1.  Какую задачу ребенок выбирает для решения:
  1. трудную;
  2. легкую;
  3. если это возможно, то отказывается от любого варианта.
  1. Какие вопросы задает ученик по ходу решения учебной задачи:
  1. вопросы направлены на выяснение сущности предмета;
  2. вопросы сформулированные в учебнике;
  3. стараются вообще вопросов не задавать.

Результаты, полученные в результате наблюдения, помогают учителю выявить уровень познавательной самостоятельности детей и определить методику индивидуального подхода, направленную на развитие активности и самостоятельности ребенка в обучении.

Определяя уровень интеллектуальных возможностей школьников, можно воспользоваться методикой Ю.З.Гильбуха. Автор утверждает, что все дети в своем физическом и умственном развитии проходят через одну и туже последовательность постепенно усложняющихся, надстраивающихся друг над другом этапов. Однако эту последовательность разные дети осваивают по-разному, и следовательно, приходят к очередному этапу в разном возрасте. Один ребенок приходит к так называемой «Школьной зрелости» в пятью,  а другой в семь лет. Подавляющее большинство достигают этого возраста в шесть лет.

Опережение сверстников в отношении умственного возраста, повышенный темп умственного развития характеризуют одаренного ребенка, требующего к себе особого подхода, направленного на дальнейшее развитие его возможностей. Для диагностики творческой одаренности ученые под руководством Ю.З.Гильбуха создали специальные тесты. Некоторые из них :

  1. Завершение сказок.

Детям  надо завершить сказку, фабула которой обрывается после кульминации.

  1. Конструирование математических задач.

Представлены исходные данные. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов задач.

В результате изучения индивидуальных особенностей учащихся правильнее будет не деление на слабых и сильных, а отнесение их к трем условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:**)

  • I группа: ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения;
  • II группа: ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения;
  • III группа: ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Соотношение процессов возбуждения и торможения оказывают влияние на все психические процессы, на познавательную деятельность.

Ученики первой группы прежде других попадают в разряд «слабых». Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. Если учитель не применит к ним индивидуального подхода, они совершенно потеряют интерес к учебе, отстанут от класса. Таки ученики выделяют отдельные несущественные признаки предмета, не могут провести наблюдения без руководства учителя. Но если процесс обучения проводится в более медленном темпе и в него включены регулятивные повторения пройденного у детей этой группы улучшается восприятие, усвоенный материал они запоминают надолго. Следовательно, задания для этих детей должны быть того же содержания, что и для всего класса, но требовать для выполнения меньше времени и при изучении нового использовать ранее пройденный материал.

Ученики второй группы также не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы неоднократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несобранности. Для этих детей особенно трудны задания на обобщение, т.к. уровень их аналитического мышления очень низок. Учителю необходимо обращать внимание на развитие усидчивости, пунктуальности, предлагать больше заданий на развитее речи. Первые задания должны быть особенно подробны, разбиты на этапы, с постепенным переходом к более сокращенным. Для этого ученику в самостоятельной работе предлагается серия вопросов (вроде алгоритма), который подводит его к определенному выводу. Школьники данной группы хорошо освоив теорию, могут допускать ошибки в ее применении на практике.

В третью, самую многочисленную группу входят ученики, имеющие уравновешенные процессы возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием. При наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В процессе обучения ученики успешно усваивают процессы обобщения. Они владеют большим, по сравнению с двумя другими группами, словарным запасом.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере поможет учителю в подборе заданий для них. Однако этого мало. Ведь каждый ученик- особая индивидуальность, со своими привязанностями и интересами. В классе могут быть ребята, которые интересуются тем или иным предметом,  возможно знают по нему больше, чем заложено в школьной программе. Конечно, задача учителя стимулировать их интерес, обогащать их ум дополнительными сведениями. Для таких детей учитель готовит специальные задания. Важным средством поддержки познавательного интереса учащихся является посильность активной деятельности. То есть ученик должен получать задания,  для выполнения  которых ему надо приложить некоторые усилия, но которые он потенциально выполнит. Для этой цели особенно удобны дифференцированные задания, которые построены на одном содержании и ведут к одному итогу, но разными путями. К сожалению, не всегда учитель использует индивидуальный подход при формировании домашнего задания. Ведь именно домашняя работа является самостоятельной индивидуальной формой учебной деятельсти .  При чем одно из требований к организации домашней учебной работы состоит в посильности задания. Следовательно, задания для каждой группы учеников должны быть сформулированы по-своему.

Индивидуализация обучения способствует развитию всех детей, лучшему усвоению программного материала. Появляется возможность создать здоровую психологическую атмосферу для каждого ученика класса, какими бы психологическими особенностями он ни обладал.

Использованная литература

  1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С.

«Дидактика»
М., Просвещение, 1978 г.

  1. Мурачковский Н.И.

«Как предупредить неуспеваемость школьников».

Минск, «Народная Асвета», 1977 г.

  1. Рабунский Е.С.

«Индивидуальных подход в процессе обучения школьников».
М.Педагогика, 1975 г.

  1. Статьи в журнале «Начальная школа»

№ 11-1986 г.

№ 1,4,6- 1987 г.

№ 7,8 -1992 г.

№ 5- 1993 г.
№ 3,4,6 – 2001 г.
№ 1- 2002 г.

Сноска в статье

**) Статьи Г.Ф.Суворовой, журнал «Начальная школа» 1986 г. №11, 1987 г. № 1,4,6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

СТАТЬЯ: "Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости"

Дифференцированный подход к учащимся - одно из средств развития учеников и способ предупреждения неуспеваемости...

Дифференцированный подход на уроках физкультуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение ди...