Приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру
Предлагаемый материал разработан для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является результатом методической деятельности педагога.В материале представлены приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира, примеры карточек, заданий, способствующих лучшему усвоению изучаемого материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
города Магнитогорска, 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat4shunin@mail.ru; http://74203s037.edusite.ru
Приёмы дифференцированной работы на разных этапах урока окружающего мира.
Подготовила: учитель
Зиновьева Т.А.
ФГОС НОО
предъявляет к предмету «Окружающий мир» следующие требования:
-освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
В современной психологии обучения и образования происходит сближение представлений сторонников деятельностного и конструктивистского подхода (Ж. Пиаже, А. Перре Клермон) в вопросе о роли самого учащегося в учебном процессе. Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество —совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения.
В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач.
Обучающиеся нашей школы – это особенные дети с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного овладения знаниями нам не обойтись без дифференцированного обучения.
Требование учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидно, ведь учащиеся уже в начальной школе по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование можно реализовать если в своей работе осуществлять дифференцированный подход к обучению. Суть дифференцированного подхода лежит не в облегчении учебного материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели. Успех такого подхода на уроках во многом зависит от умения подобрать учебный материал. Необходимо стремится к тому, чтобы задания давались с учётом подготовленности и общего развития, чтобы сильным не было слишком просто, а слабым слишком трудно. И то и другое ведёт к потере интереса в учёбе.
Один из авторов дидактики Данилов М.А.утверждал: «Лёгкое обучение быстро притупляет интерес и не содействует развитию познавательных способностей учащихся. При непосильных же трудностях учение детей задерживается или же даже приостанавливается, интерес падает.» « А интерес к учению есть только там , где есть вдохновение, рождающееся от успехов»,- писал Сухомлинский В.А.
В своей работе я стараюсь использовать различные приёмы индивидуального и дифференцированного подхода. Чаще всего использую вариантные самостоятельные работы на этапе закрепления и применения знаний. Учащимся предлагается два или три варианта самостоятельной работы, варианты различаются по уровню сложности. Ученики обдумывают варианты и выбирают посильный для себя. Путь, избранный учеником, не только характеризует его возможности, но и даёт ему пережить чувство удовлетворённости от выполненной работы. А я, проверив работу – того или иного уровня, могу сделать вывод: на каком этапе освоения знаний по изучаемой теме находится ученик, над чем с ним надо поработать. После такой самостоятельной работы, слабому ученику для корректировки знаний уже даю карточку, индивидуального содержания. Самостоятельные работы использую различного содержания и формы. Хорошо подготовленные дети выбирают наиболее трудный вариант, менее подготовленные попроще. Такая работа направлена на максимальное использование познавательных возможностей учащихся.
Сама идея свободного выбора заданий очень нравится учащимся. Эту идею пропагандируют известные педагоги: Амонашвили Ш.А. (он даёт право выбора даже самым маленьким), Шаталов В.Ф.(задаёт ученику сто задач, чтобы он сам выбрал какую решать и в каком количестве.
Дифференцированный подход поможет учителю сформировать у учащихся элементарные представления об окружающем мире и сложные понятия, направит их на самостоятельное добывание знаний, научит быть креативными. Сильный ученик проявит себя сам, средний не потеряется, вырастет, слабый подтянется. Такой подход позволит учителю превратить учеников из объектов обучения в субъекты, а в целом активизировать познавательную деятельность. Осуществлять дифференцированный подход можно , работая по различным программам и учебникам. Я работаю по программе А.А. Плешакова. Данная ниже система поможет учителю решать задачу дифференцированного подхода на разных этапах урока.
1.Учитывать индивидуальные особенности учащихся. 2. Развивать учебные действия. 3. Поддерживать и развивать познавательный интерес к предмету. Всё это даёт возможность более успешно формировать у учащихся природоведческие понятия.
При проверке домашнего задания можно использовать приёмы , которые не позволяют превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности. Можно организовать работу таким образом, чтобы детям хотелось поделится своими знаниями с товарищами и учителем. При проведении индивидуального опроса, который даёт возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, надо спрашивать по желанию. У обучающихся в коррекционной школе чаще всего присутствует задержка речевого развития, плохая память. Им трудно даётся запоминание научно-публицистических текстов, поэтому пересказ материала из учебника затруднён. Если текст большой по объёму, его сначала пересказывает сильный ученик, а затем слабый, который внимательно прослушал рассказ товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как внимательно слушать. Учащимся, которым требуется время , чтобы вспомнить пересказ даю карточку типа «Составь рассказ по плану». Например, карточка по теме: «Разнообразие природы».
План пересказа:
1.Что такое природа?
2.Какая бывает природа?
3.Как называется наука, изучающая живую природу?
4.Какие ты знаешь царства природы, перечисли их.
5.Для чего нужна природа человеку?
Карточка по теме «Охрана растений».
План пересказа:
- Для чего человеку нужны растения?
- Докажи, что растения нужно охранять.
- Назови растения, занесённые в красную книгу.
4.Назови правила друзей природы.
Такие планы помогают нашим детям вспомнить тему и составить небольшой тест ( пересказ), экономят время на уроке ( не приходится вытягивать из обучающегося по одному предложению).
Но есть в наших классах дети, которые не могут собраться с мыслями и дать устный ответ по домашнему заданию в отведённый для этого период времени. И тогда есть единственный способ проверить, как он усвоил изученный материал, это дать ему карточку для письменного ответа.
При проведении индивидуального письменного опроса применяю систему карточек с индивидуальным заданием разного уровня сложности.
Тема:« Разнообразие природы»
Карточка А
Впиши пропущенные слова.
Царства природы: Бактерии, животные, грибы,……………………
Карточка Б
Запиши царства природы: б…………………., ж…………………, г………………………., р………………………….
Карточка В
Запиши 4 царства природы.
Тема: «Ступеньки познания»
Карточка А
Какая «ступенька познания» пропущена:
Восприятие, ……………….., мышление, воображение.
Карточка Б
Запиши «ступеньки познания»
В……………………, п……………….., м……………., в………………….
Карточка В
1.Какая наука изучает внутренний мир человека?
2.Запиши «ступеньки познания».
Карточки по теме: «Тела, вещества, частицы».
Карточка А
Запиши какие бывают тела.
Карточка Б
Раздели карточки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло.
Искусственные (1) | Естественные (2) |
Карточка В
Выпиши только естественные тела.
Кровать, солнце, камень, дом, кирпич, дерево, стол, снег, облако.
Фронтальный письменный опрос с целью проверки готовности к уроку всего класса провожу после изучения большой темы. Это могут быть разноуровневые тесты или вариантные самостоятельные работы.
Вариантная самостоятельная работа даётся на 4-5 минут .
Разноуровневый тест по теме:«Разнообразие и жизнь растений»
Тест- А
1. Подчеркните растения.
Ель, вода, корни, сосна ,одуванчик, василёк.
2. Подчеркните название хвойных растений.
Яблоня, ель, можжевельник, осина, тополь, пихта.
3. Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глину;
Б) воздух, воду, соли.
4. Что образуется в листе вместе с питательными веществами?
А) азот;
Б) кислород.
Тест- Б
1. Как называется наука о растениях?
А) ботаника;
Б) зоология;
В) астрономия.
2. Подчеркни название хвойных растений одной чертой, а цветковых- двумя.
Яблоня, сосна, ель, одуванчик, смородина, можжевельник.
3. Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глину;
Б) воздух, воду, соли;
В) остатки растений и животных.
4. Что образуется в листе вместе с питательными веществами?
А) азот;
Б)кислород;
В) углекислый газ.
После изучения темы «Полезные ископаемые» на доске записываю под номерами свойства.
1. Горючее; 2. Твёрдое; 3. Жидкость; 4. Чёрного цвета; 5. Тяжелее воды; 6. Жёлтого цвета;7. Хрупкое.
Затем учащимся 1-го варианта предлагается выбрать свойства каменного угля и песка, а учащимся 2-го варианта-свойства нефти и глины. Выполненная работа имеет следующий вид:
Каменный уголь-1, 4, 5, 7. Песок- 2,5,6,7. Нефть- 1,3,4. Глина- 2,5, 6,7.
Дети обмениваются вариантами, сильные уч-ся говорят правильный ответ ( их пишу на доске) и происходит взаимопроверка.
Тема: «Свойства воздуха»
Задание-А
Зачеркни неправильный ответ. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, имеет запах. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Задание-Б
- Воздух прозрачный или не прозрачный.
- .Воздух имеет цвет или не имеет.
- .Воздух имеет запах или не имеет.
- При нагревании воздух расширяется или сужается.
- При охлаждении воздух расширяется или сужается.
Задание-В
- Запиши свойства воздуха: 1-……………….,2-………………..,
3-……………….….,4………………………………………………….,
5……………………………………………………….
Тема: «Свойства воды»
Задание-А
Зачеркни лишнее . Прозрачная, голубая, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается, бесцветная, непрозрачная, растворяет вещества.
Задание-Б
Подчеркни правильный ответ. Прозрачная, непрозрачная, бесцветная, имеет цвет, не имеет запаха, имеет запах, при нагревании расширяется или сужается, при охлаждении расширяется или сужается.
Задание-В
Запиши свойства воды: ………………………………………………
Тема : «Состав почвы»
Задание-А
Зачеркни лишнее. В почве есть: воздух, вода, сахар, соли, перегной, песок, глина.
Задание-Б
Запиши состав почвы:
1.воз……………
2.в………………..
3.п…………………….
4. г………………….
5. м…………………, с…………………
6. пе…………………………
Задание-В
Запиши состав почвы:……………………………………………….
Тема: «Царства животных»
Задание- А
Обведи в кружок царства животных.
1.Черви
2. Папоротники
3.Молюски
4.Иглокожие
5. Лунтики
6.Ракообразные
7.Крокодилы
8. Паукообразные
9.Насекомые
10.Рыбы
11. Земноводные
12.Пресмыкающиеся
13 Птицы
14.Звери и моллюски
Задание- Б
Запиши царства животных:
1.М……………………. 7 .Р………………………..
2.Ч………………… 8.З…………………..
3.И………………….. 9.П…………………….
4.Р…………………….. 10.П……………….
5.П…………………….. 11.З……………… и
6.Н……………………… м……………………….
Тема: « Размножение и развитие животных»
Задание-А
1.Бабочка
яйцо л……………….. к………………
2.икра головастики ………………………..
3.Змея
я………. маленькие……………… …………..
После выполнения взаимопроверка.
Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала. Для этого использую разные приёмы. Один из них это самостоятельное знакомство учащихся с новым информационным материалом. С этой целью перед изучением новой темы рекомендую детям книги о природе для самостоятельного чтения. Более подготовленные ученики готовят дома рассказ, доклад по новой теме. Вначале , когда дети только учатся самостоятельно работать с литературой даю им план, оказываю помощь в написании доклада . Затем , когда этот приём освоен группой сильных учащихся , учу составлять доклады остальных.
Например по теме: «Опасные растения и грибы».Два ученика, пользуясь атласом определителем «От земли до неба» готовят сообщение об опасных растения, а вещё два о грибах. По теме «Какая бывает промышленность» можно задать на дом сообщение «Профессия твоих родителей»
В конечном итоге этот вид деятельности проходят все учащиеся. Это даёт очень хорошие результаты, позволяет не только углублять, расширять природоведческие знания, но одновременно на конкретном содержании работать самостоятельно с литературой. К предварительной подготовке учащихся относится и такой приём творческой работы учащихся. Информационное содержание новой темы предлагаю учащимся оформить в виде книжки – раскладушки. Ребята с интересом готовили такие книжки по теме « Разнообразие растений»(1-группа- деревья, 2-группа-кустарники, 3-я-группа-травянистые растения), «Лекарственные травы», «Животные леса», «Животные луга» «Дорожные знаки». Таким образом дети получают обширную информацию ещё до урока. Это даёт возможность больше внимания уделять реализации предметных целей. Для систематизации и обобщения этого содержания- на уроке надо вынести для обсуждения проблемные вопросы вида:
1. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк травой?
2. Если у кустарника ежегодно отрезать все стебельки . кроме одного, станет ли он деревом?
4. Может ли на одной веточке быть цветок и плод?
Предлагать выполнить проблемные задания:
1. Сравни стебель и корень . Что у них общего и в чём различие?
2. Докажи, кактус за которым не ухаживали пять месяцев живой организм.
3.Рассмотри на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходство и различия.
Проблемные задачи:
1В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно что это растения ,а не овощи? Кто мог вырастить эти растения?
2. Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком?
Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делились радостью, что «чувствуют себя умными учёными», «нравится спорить», «приятно что помог своей группе». Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.
При закреплении изученного материала в конце урока учащиеся составляют план по изученной теме или пишут мини- сочинение или составляют кроссворды. Если они не успевают закончить, то доделывают задание дома. Данный приём позволяет отрабатывать у учащихся умение письменно излагать свои мысли, при этом идёт отработка грамотного письма. Сочинения проверяю и ставлю оценку, а кроссворды составленные учениками чертим на доске и разгадываем. На этом этапе урока даю задания в группе или в паре . Такой вид работы помогает слабым тянуться за более сильными (дети помогают друг другу). Например задание в паре : по теме: « Правила друзей природы», по условным знакам сформулируйте правило друзей природы. Работа в группе по теме: « Животноводство». Первая группа получает картинки и собирает плакат- «На птице ферме», вторая группа- «На пасеке», третья группа- « На животноводческой ферме», четвёртая группа- «На прудовом хозяйстве».После изучения темы стараюсь проводить уроки закрепления в занимательной форме. Это может быть: урок- викторина или путешествие. Такие уроки нравятся детям, развивается активность, любознательность, интерес к предмету. Закрепить изученный материал, расширить программный материал можно, работая над проектом. Темы проектов есть в учебнике или выбрать самим. Наш класс работает над проектом «Деревья нашего города». В процессе работы над проектом, обучающиеся узнали деревья каких пород есть у нас в городе, сами добывали о них информацию и выполняли творческие задания.
Домашние задания тоже могут быть дифференцированные. Первая группа заданий- традиционные задания. В частности, работа с текстом, иллюстрациями. Подготовка пересказа текста. Ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполнятся всеми учащимися. Вторая часть заданий- обязательна для группы сильных учащихся.Им даю конкретные дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например подготовить небольшое сообщение на заданную тему. Найти ответы на дополнительные вопросы. Продумать дополнительные доказательства. Третья группа- заданий для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению природы. Пример таких заданий: просмотреть электронные материалы по теме, написать и оформить рассказ « Может ли белый медведь съездить в гости к бурому медведю». Проверка этих заданий может осуществляться индивидуально или на внеклассных мероприятиях.Эти приёмы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, разнообразить содержание уроков окружающего мира.
Приёмы дифференцированного подхода к учащимся на разных этапах урока.
№ | Этапы урока | Приёмы дифференцированного подхода |
1 | Устный опрос домашнего задания | - опрос учащихся по желанию; |
- Опросить сначала хорошо подготовленных учеников , а затем слабых; | ||
- пересказ по плану; | ||
2 | Индивидуальный письменный опрос домашнего задания | - система карточек с индивидуальным заданием разного уровня сложности; |
3 | Фронтальный письменный опрос | - разноуровневые тесты; |
- вариантные самостоятельные работы; | ||
4 | Изучение нового материала | - Создание проблемной ситуации (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос); |
- самостоятельное знакомство с новым информационным материалом (подготовка доклада. реферата, рассказа); | ||
- творческие задания ( информационное содержание новой темы, оформляется в виде книжки- раскладушки, подготовка стихов , сценок) | ||
-оформление тематического планирования для учащихся в классном уголке; | ||
- перед изучением темы учащимся даются контрольные вопросы в двух вариантах: программные и дополнительные; | ||
5 | Закрепление изученного материала | - написание мини- сочинений; плана; кроссворда; урок- викторина; урок- путешествие, - задания в парах, в группах |
6 | Домашнее задание | - традиционное домашнее задание; |
- обязательное домашнее задание для группы сильных учащихся (подготовка сообщений, дополнительных доказательств, вопросов); | ||
- задание по желанию (просмотреть электронные материалы по теме, подготовить выставку книг); |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход к обучению на уроках окружающего мира
Составление урока.Проверка домашнего задания.Домашнее задание....
Дифференцированный подход в обучении на уроках окружающего мира
Цель работы:Обобщить педагогический опыт по использованию дифференцированного подхода к младшим школьникам на уроках окружающего мира.Объект исследования:Процесс учебной деятельности младших школьнико...
Дифференцированный подход на разных этапах урока
Материал будет востребован для учителей начальных классов на разных этапах урока...
Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира в рамках технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Урок по окружающему миру во 2 классе....
Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе.
Презентация "Педагогические приёмы формирования УУД на разных этапах урока в начальной школе....
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира в Способе диалектического обучения
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. О...
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребенку получать из большего объема информации нужную и полезную....