Индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя МАОУСОШ №37
консультация на тему
В основе программы лежит принцип поэтапности адаптации и развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю – это предварительная работа с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_nastavnika.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа адаптации молодого учителя
Актуальная и социальная значимость проблемы адаптации молодых учителей
Сегодня, в эпоху внедрения реализации ФГОС 2 поколения, вопрос о работе в школах
молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники
различного ранга, директора школ, методисты. А между тем по-прежнему существует
проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё
существеннее) того, как удержать их там.
Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина
идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более
высокооплачиваемой работы. Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых
специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.
Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система
моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая
подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа
профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных
реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной
атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно
решить в стенах учебного заведения.
Адаптационная работа включает в себя:
- знакомство со школой, представление молодого учителя коллективу школы на
педагогическом совете;
- анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);
- закрепление учителя- наставника за молодым специалистом;
- заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;
-презентацию программы «Адаптация молодых учителей»
Цель программы:
формирование профессионально-адаптированного, компетентного молодого учителя-практика
Задачи:
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
- оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
- Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
- Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.
- Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
- Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
- Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
Позиция руководителя. В основе программы лежит принцип поэтапности адаптации и развития профессионализма молодого учителя. Центральное звено в организации помощи молодому преподавателю – это предварительная работа с ним. Такая помощь носит:
- предварительно-профилактический характер;
- индивидуально-предупредительный характер, связанный с конкретной подготовкой к урокам и различным мероприятиям;
- курирующий характер процесса деятельности молодого учителя.
Методы проведения занятий. Для реализации данной программы привлекаются опытные педагоги, руководители ОО. Программа рассчитана на 30 часов. Занятия проходят в разнообразной форме: семинары, лекции, мастер-классы, индивидуальные консультации и др. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего и является в содержательном плане основой для последующего. Продолжительность и интенсивность встреч варьируется в зависимости от потребностей молодых специалистов. Для более успешного прохождения этапов адаптации, каждое направление оснащено методическим сопровождением. В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы школы. Руководители предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.
Содержание программы
1.1. Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.
1.2. Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодым специалистом действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
1.3. Школьная документация в работе учителя
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе заместителя директора по УВР , с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.
1.4. Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.
1.5. Организация воспитательной работы в классе
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
1.6. Социология образования. Ученик в социуме
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией образования; со связями школы с семьей и общественностью, с социумом своего образовательного учреждения.
Планируемые результаты:
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями. Грамотное реагирование на запросы школьного социума.
2.План индивидуальной работы с молодым специалистом по адаптации к профессии.
2016-2017уч.год
Направления деятельности | Формы деятельности Периодичность | Форма отчетности наставника | Форма отчетности молодого специалиста | |
Оказание помощи в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания). | Консультативная помощь в разработке рабочей образовательной программы (август-сентябрь) | Справка | Предъявление программы | |
Помощь в корректировке рабочей программы (с учетом актированных дней, пробелов по темам) . По итогам четверти | Программа. | Предъявлениеоткорректированной рабочей программы. | ||
Совместная разработка поурочных планов разных типов уроков (урок усвоения нового материала; урок закрепления ЗУН, повторительно-обощающий урок, комбинированный урок, урок контроля). 1 раз в месяц | Конспекты уроков | |||
Проверка умения составлять поурочные планы разных типов уроков. 1 раз в месяц (октябрь-май) | Справка по проверке. | Конспекты уроков. | ||
Оказание помощи по организации качественной работы с документацией. | Консультация по ведению журналов. Знакомство с инструкцией. 1 раз в год (сентябрь) | Отметка в журнале | ||
Консультация и контроль выполнения требований по работе с ученическими тетрадями .(1 класс): Объем работы на уроке. Соблюдение единых требований по ведению тетрадей. Особенности работы учителя в период безотметочного обучения. Разнообразие видов работ. Индивидуализация работы по развитию навыков чистописания. (сентябрь-май) | . Памятка. | |||
Консультация по оформлению личных дел учащихся: Соблюдение единых требований. Номенклатура. Необходимые документы. 2 раза в год | Памятка. | Личные дела на проверку. | ||
Проверка качества оформления личных дел1 раза в год (май) | Справка | Устранение замечаний по факту проверки. | ||
Консультация «Ведение таблиц пробелов. Навыки работы с данными таблиц». (сентябрь-май) | Справка | готовые таблицы пробелов. | ||
Консультация по теме «Анализ прохождения программы». (сентябрь-май) | Справка | |||
Организация деятельности по повышению качества преподавания | Посещение и анализ уроков молодого специалиста учителем наставником. Не менее 2-х уроков в месяц (составляется график на каждую четверть). | Визитная тетрадь; справки по анализу уроков. | Самоанализ уроков. | |
Организация посещения молодым специалистом уроков опытных учителей. Мастер-классы опытных учителей с демонстрацией приемов работы. Не менее 3-х уроков в месяц (составляется график на каждую четверть). | Визитные тетради (таблицы по анализу уроков). Отчет 1 раз в месяц (курирующему заму). | |||
Консультации по разработке дидактического и наглядно-демонстрационного материала. 1 раз в четверть. | Предъявление разработанного материала. | |||
Консультации: Сентябрь Особенности организации обучения в 1-м классе; | Перечень рекомендованной литературы. | Через посещение уроков и конспекты уроков. Тестирование по материалам консультации | ||
Отбор содержания материала к уроку; (сентябрь-май) | ||||
Методика формирования каллиграфических навыков 1-классников(сентябрь-май) | ||||
Методы обучения 1-классников; (сентябрь-май) | ||||
Организация работы с родителями; (сентябрь-май) | ||||
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке; (сентябрь-май) | ||||
Приемы активизации мыслительной деятельности и развития ВПФ учащихся; (сентябрь-май) | ||||
Контроль качества усвоения учащимися программного материала. | Проведение диагностических работ В соответствии с планом (2-е полугодие) | Анализ результатов. | Анализ результатов. План последействий. | |
Диагностика затруднений. | Анкетирование, беседы, тестирование. По необходимости | Обработка и интерпретация анкет. | ||
Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям По необходимости |
Направления деятельности | Формы деятельности | Периодичность |
Оказание помощи в осуществлении качественного планирования (учет ключевых тем, рациональное распределение времени на изучение тем, отбор содержания). | Консультативная помощь в разработке рабочей образовательной программы | Сентябрь |
Помощь в корректировке рабочей программы (с учетом актированных дней, пробелов по темам). | По итогам четверти | |
Совместная разработка конспектов уроков уроков обучения (структура урока); уроков математики. | Сентябрь-октябрь | |
Совместная разработка поурочных планов разных типов уроков (урок усвоения нового материала; урок закрепления ЗУН, повторительно-обощающий урок, комбинированный урок, урок контроля). | 1 раз в месяц | |
Проверка умения составлять поурочные планы разных типов уроков. | 1 раз в месяц (октябрь-май) | |
Оказание помощи по организации качественной работы с документацией. | Консультация по ведению журналов. Знакомство с инструкцией. | 1 раз в год (сентябрь) |
Консультация и контроль выполнения требований по работе с ученическими тетрадями .(1 класс): Объем работы на уроке. Соблюдение единых требований по ведению тетрадей. Особенности работы учителя в период безотметочного обучения. Разнообразие видов работ. Индивидуализация работы по развитию навыков чистописания. | 1 раз в год (сентябрь) | |
Качество и частота проверки | 1раз в четверть | |
Консультация по оформлению личных дел учащихся: Соблюдение единых требований. Номенклатура. Необходимые документы. | 2 раза в год (май) | |
Проверка качества оформления личных дел | 1 раза в год (май) | |
Консультация «Ведение таблиц пробелов. Навыки работы с данными таблиц». | Октябрь. | |
Консультация по теме «Анализ прохождения программы». | Ноябрь | |
Организация деятельности по повышению качества преподавания | Посещение и анализ уроков молодого специалиста учителем наставником. | Не менее 2-х уроков в месяц (составляется график на каждую четверть). |
Организация посещения молодым специалистом уроков опытных учителей. Мастер-классы опытных учителей с демонстрацией приемов работы. | Не менее 3-х уроков в месяц (составляется график на каждую четверть). | |
Консультации по разработке дидактического и наглядно-демонстрационного материала. | 1 раз в четверть. | |
Консультации: Особенности организации обучения в 1-м классе; | Сентябрь | |
Отбор содержания материала к уроку; | Октябрь | |
Методика формирования каллиграфических навыков ё1-классников | Ноябрь | |
Методы обучения 1-классников; | Декабрь | |
Организация работы с родителями; | Январь | |
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке; | Март | |
Приемы активизации мыслительной деятельности и развития ВПФ учащихся; | Апрель | |
Контроль качества усвоения учащимися программного материала. | Проведение диагностических работ | В соответствии с планом (2-е полугодие) |
Диагностика затруднений. | Анкетирование, беседы, тестирование. | 2 раза в год. |
Индивидуальные консультации по педагогическим затруднениям | По необходимости |
№ п/п | месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | сентябрь | Собеседование с молодыми специалистами «Правила внутреннего распорядка и режим работы» Посещение уроков молодых специалиста с целью оказания методической помощи. | Инструктаж о ведении школьной документации. Нормы оценивания знаний учащихся. Посещение молодыми специалистами родительских собраний у наставника, их анализ Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи. | Практическое занятие для молодых специалистов «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование» Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся. | Микроисследование «Диагностика профессионального уровня педагогического коллектива» (анкетирование молодых учителей) Выбор темы по самообразованию. |
2 | октябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическое занятие «Современный урок и его анализ» Работа со школьной документации | Практическое занятие: «Работа с тетрадями, дневниками, личными делами учащихся» | Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи | Собеседование с молодыми специалистами по оформлению отчетной документации по итогам I четверти | ||
3 | ноябрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Составление отчета о происхождении учебной программы. Собеседование с молодыми специалистами по оформлению отчетной документации | Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи. Консультация: Анализ и самоанализ урока | Практическое занятие для молодых специалистов «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование» | Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи. | ||
4 | декабрь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Составление характеристики ученика. Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе | Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков. Посещение молодыми специалистами уроков педагога -наставника | Аспекты профессиональной учебной деятельности учителя и классного руководителя. | Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий Посещение уроков молодых специалистов. | ||
5 | январь | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Провести диагностику успешности работы молодого специалиста. Практическое занятие «Психолого - педагогический подход к учащимся, предупреждение педагогической запущенности» | Применение в работе информационных технологий Посещение молодыми специалистами уроков педагога -наставника | Отчет молодых специалистов о работе по теме самообразования. Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи. | |||
6 | февраль | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы | Практическое занятие « Методы активизации познавательной деятельности учащихся» | Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи, их анализ. | Практическое занятие «Изучение уровня воспитанности учащихся» Посещение молодыми специалистами уроков педагога - наставника | ||
7 | март | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы | Открытые уроки молодых специалистов. Посещение классных часов у молодых специалистов, их анализ | Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи, их анализ. Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе | Практическое занятие «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные технологии» | ||
8 | апрель | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Консультация «Правила работы с личными делами учащихся» | Практическое занятие «Планирование урока. Самоанализ урока. Работа по организации повторения» | Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи, их анализ. | Отчет учителя – наставника о работе с молодыми специалистами Степень выраженности личностных качеств. | ||
9 | май | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Практическая помощь составлении планирования на новый учебный год Уровень сформированности организационных и коммуникативных умений | Практическое занятие «Методика организации итогового повторения. Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся и сравнительного анализа» | Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество) | Выполнение учебных программ и их анализ Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок |
П Л А Н Р А Б О Т Ы
наставника _________________________________________________________ (ФИО)
с молодым специалистом _____________________________________________ (ФИО)
на ______________________ учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении |
1.
| - Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах; - Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий
| сентябрь | календарно-тематическое планирование
Памятка по заполнению классного журнала |
|
2. | - Выбор темы по самообразованию; - Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; - Участие в оформлении учебного кабинета; - Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей» | октябрь | Список учебно-дидактического материала Паспорт кабинета Памятка по ведению и оформлению дневников и тетрадей. |
|
3.
| - Участие в заседании методического объединения; - Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. - Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета - Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию | ноябрь | Протокол ШМО Выработка рекомендаций
Список литературы
|
|
4.
| - Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися - Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету - Анализ работы за первое полугодие | декабрь | Выработка рекомендаций
Участие учащихся в школьном этапе НОУ Промежуточный отчет |
|
5.
| - Участие в заседании методического объединения - Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» | январь | Протокол ШМО Видеозапись занятия с использованием современных образовательных технологий |
|
6.
| - Общие положения портфолио педагога - Структура содержания и порядок ведения портфолио - Оценивание материалов портфолио | февраль | Портфолио |
|
7.
| - Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования) - Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися | март | Протокол ШМО Презентация Сценарий мероприятия
|
|
8. | - Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» - Вопросы ЕГЭ - Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) | апрель | Памятка
Подбор примеров - ситуаций (информационный лист) |
|
9. | - Отчет молодого специалиста о проделанной работе - Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год | май | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе |
|
10. | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп | в течение года |
|
|
Дневник наставника
№ п/п | Дата | Тема обсуждения | подпись | |
Наставник- | Молодой специалист- | |||
Отчет наставника______________________________________________
(ФИО)
о работе с молодым специалистом __________________________________
(ФИО)
за _____ полугодие 2014 – 2015 учебного года
- Посещено уроков молодого специалиста ___________________
№ п/п | Дата посещения урока | Тема урока | Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока | Проблемы, выявленные в ходе анализа урока |
- Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий________________________
№ п/п | Дата посещения | Тема занятия | Оценка мероприятия |
- Проведено консультаций по работе с школьной документацией и по организации образовательного процесса ______________________
Дата проведения | Тематика консультаций и бесед | Дата проведения | Тематика консультаций и бесед |
- Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наставник _______________________________/ ____________________________
подпись И.О.Фамилия
Молодой специалист_______________________/ ____________________________
подпись И.О.Фамилия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в начальной школе - это условия развития личности в культуросоо...
Программа адаптации и развития
Программа адаптация и развития...
Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»
Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)...
Рабочая программа адаптации и развития 2021
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ...
Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».
Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....
Индивидуальный план профессионального развития молодого педагога Лебедевой Анастасии Витальевны
Молодой специалист, когда приходит на работу в школу, сталкивается с рядом трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности: это и вливание в новый коллектив, и работа с класс...